Марина Александровна Бадикова
Особенности форм и методов работы по развитию связной речи дошкольников ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление из опыта работы
«Особенности форм и методов работы по развитию связной речи дошкольников ДОУ. "
В современном мире значительное место в досуге дошкольников занимают экранные средства (просмотр телевизионных программ, компьютерные игры, что снижает речевую активность детей, отрицательно влияет на формирование связной речи, навыков общения. В связи с этим возрастает важность эффективного решения задач развития связной речи в условиях ДОУ.
Публикация «Особенности форм и методов работы по развитию связной речи дошкольников ДОУ» размещена в разделах
Отличительной особенностью современного состояния методики развития связной речи является сочетание традиционных и инновационных технологий.
Как мы знаем в младшем дошкольном возрасте формирование диалогической речи предшествует формированию монологической речи детей. В возрасте 3-4 лет мы подготавливаем детей к различным видам рассказывания.
Для того, чтобы эта работа проводилась в системе мы разработали модель образовательной системы формирования интеллекта в процессе развития связанной речи. Практическая реализация указанной системы работы начинается с отведенного на проведение НОД учебного времени. Объём учебного времени составляет 36 учебных часов в год.
Из них 11 часов отводится на пересказ литературных произведений. Составление рассказа: описательный по предмету (игрушки) 13 занятий,
повествовательный по картине 12.
Для быстрого вхождения детей в игровую ситуацию и для более эффективного усвоения знаний я использую разнообразные формы проведения непрерывной образовательной деятельности. Например «Магазин игрушек»,«Сундук тайн», «Клуб сказок».
В своей работе по развитию связной речи детей я используем словесные, наглядные и практические методы. Решая образовательные задачи, пользуеясь традиционными приемами такими, как рассматривание картин, вопрос-ответ, продолжи предложение. Для успешного развития связной речи детей, также использую нетрадиционные методы обучения. Например, всем известная методика ТРИЗ. В рамках данной методики мы применяем игровой прием, адаптированный нами в группе «Великаны и крошки». Данная игра способствует расширению и уточнению предметного словаря детей, а также развитию умения согласовывать прилагательные и существительные в роде, и падеже. С этой целью в нашей группе появились игрушки большой Заяц «Игрун» и маленький «Игрунчик». Так, например, при проведении тематической недели «игрушки» детям предлагались предметные картинки с изображением игрушек. Ребенок должен назвать изображенный предмет, его размер и какому зайцу он ее отдаст.
Также в своей работе мы используем игровой прием относящейся к ТРИЗ - это пособие «Кольца Луллия». С помощью этого пособия мы играем в такие игры, как
Дидактическая игра «Мамы и их детёныши», которая направлена на упражнение в соотнесении взрослого животного и детёныша, в правильном образовании названия детёнышей, используя суффиксы –онок-, -ёнок-, -ата-, -ята-, -ок-; а так же на развитие логического мышления, мелкой моторики пальцев рук, словарного запаса.
Ход игры: сначала ребёнок рассматривает изображение взрослого животного слева, узнаёт и правильно называет его. Определяет, к каким животным относятся: к домашним или диким. Затем вращает правый круг с картинками детёнышей животных. Находит нужного детёныша, останавливает круг, правильно называет детёныша.
Дидактическая игра «Кто что ест?» Ее целью является закрепление знания детей об образе жизни животных, об их питании; развитие мелкой моторики пальцев рук.
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть предложенную картинку слева, назвать животного на ней. Подобрать картинку с едой для этого животного справа путём вращения круга.
Развитие связной речи неотделимо и от воспитания звуковой культуры речи. Поэтому в своей работе, я использую такой прием как «Звуковой паровозик»
На экране появляется паровозик с вагонами, постепенно в каждом окошке вагона появляется предмет, дети произносят звук, который издает предмет, появившийся в окошке. По аналогии проводится игра «Волшебный кубик».
Довольно часто в своей работе по развитию связной речи детей пользуюсь приемом моделирования. Данный прием помогает подготовить детей к умению составлять описательный рассказ. Например, при рассматривании картины «Курица и цыплята» проводиться беседа, затем детям предлагаются готовые геометрические формы. И, по образцу педагога дети выкладывают маму курицу трех цыплят. Далее добавляют к геометрическим формам заранее вырезанные клюв, лапы.
Для развития грамматического строя речи пользуемся таким приемом как
Работа по картинке-загадке «Кто где спрятался?»
Как вы думаете, кто спрятался за деревом? За деревом спрятался медведь. Как вы догадались? Видны лапы. Чьи это лапы? Медвежьи лапы.
А из-за куста чей хвост выглядывает? Лисий хвост. Кто там, за кустом спрятался? За кустом спряталась лиса.
При подготовке детей к пересказу литературного текста использую метод театрализации, в этом мне помогает созданный в нашей группе центр
театрализованной деятельности. В нем располагаются различные виды театров. Также я использую нетрадиционное пособие «Сундук со сказками»
Для мотивации речи детей хорошо зарекомендовал себя метод проб и ошибок. Его суть в том, что в обычное рассказывание сказки с элементами театра вносятся ошибки, которые дети должны заметить и исправить, что побуждает детей к высказываниям
Развитие речи детей немыслимо без взаимодействия с семьей.
Работу с родителями строю как в общепринятых формах : провожу беседы, рекомендую стихи для заучивания с детьми дома, а также, потешки, считалки, скороговорки, чистоговорки; даю групповые и индивидуальные консультации и советы какие книги следует читать детям 3-4 лет.
Так и в более современных – интерактивные формы на основе использования ИКТ-технологий.
Также привлекаю родителей к обогащению РППС группы, в частности центра речевого развития, который систематически пополняется новыми пособиями и играми.
Таким образом, перечисленные методы и приемы используемые мной в работы, помогают мне добиться высоких результатов по развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста и способствует повышению эффективности развивающих процессов