Надежда Шакирова
Метод проектов — один из способов реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.
Обучая детей проектной деятельности и применяя полученные ими навыки в своей повседневной работе, я формирую все виды УУД, добиваясь предметных, метапредметных (работа с текстом, с ИКТ и т. д.) и личностных результатов у каждого ребёнка, т. к. работа в группах, а затем рефлексия (анализ собственной деятельности и деятельности других, полученных знаний и умений, деятельности каждого позволяет охватить всех детей в группе – нет таких, кто просто отсиживается.
Публикация «Метод проектов — один из способов реализации ФГОС» размещена в разделах
Хочу представить вашему вниманию познавательно-исследовательский проект в средней группе №2 «Капелька» «Развитие познавательного интереса
через опытно-экспериментальную деятельность».
Содержание
1. Краткая аннотация к проекту. Актуальность проекта.
2. Участники проекта.
3. Цель и задачи проекта.
4. Предполагаемые результаты.
5. Сроки реализации проекта.
6. Материал и оборудование.
7. Список использованной литературы.
8. Этапы реализации проекта :
- подготовительный,
- основной;
-заключительный.
«Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму».
(Китайская народная мудрость.)
Краткая аннотация
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.
В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.
Актуальность проекта :
Заключается в том, что экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».
Лев Семёнович Выготский
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
ФГОС ДО : …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.
Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.
Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).
Разработать цикл мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности. Обогатить предметную среду в группе.
Участники проекта :
Дети, воспитатели, родители.
Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.
Задачи:
Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать понимание взаимосвязей в природе. Развитие мышления, речи – суждения в процессе познавательно – исследовательской деятельности. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир.
Вид проекта : краткосрочный (2 недели, познавательный, творческий, групповой.
Предполагаемые результаты:
Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить новыми понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Сроки реализации : 31 октября-11 ноября 2016 года
Материалы и оборудование:
Уголок по экспериментированию, наборы и оборудование для опытов, картотека опытов.
Список литературы:
«Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.
«Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004.
Поддьяков Н. Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.
Тугушева Г. П., Чистякова А. В. «Игра-экспериментирование для детей среднего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.
Этапы реализации проекта
Подготовительный:
Определение темы проекта, формулировка цели, определение задач.
Подбор методической литературы.
Анкетирование родителей. Оформление консультативного материала для родителей.
Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.
Составление плана мероприятий с опорой на сетку НОД.
Основной (практический)
Реализация запланированных мероприятий
Итоговый
Проведение итоговой открытой НОД. Отчет о проделанной работе и ее результатах на педагогическом совете.
Краткая аннотация:
Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено:
• специально-организованное обучение;
• совместная деятельность взрослого с детьми;
• свободная самостоятельная деятельность детей
Формы работы:
1. НОД;
2. Эксперименты;
3. Беседы;
4. Наблюдение и труд;
5. Работа в лаборатории.
Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая, подгрупповая.
Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в опытно-экспериментальной деятельности.
Работа с родителями
Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем их к активной помощи. Так, например, было предложено родителям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.
Для просвещения родителей проведены консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».
Сотрудничество с семьями детей не только помогает обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносит в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Реализация запланированных мероприятий в видах детской деятельности
Познавательная деятельность
Дидактические игры:
«Наведем порядок» Ц: познакомиться с названием формы «овал», закрепить представления об овале; закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение; развивать инициативность, речь. познакомить с новой фигурой – овал.
«Что сначала, а что потом? Ц: формировать умение восстанавливать нарушенную последовательность событий
«Геометрическое лото» Ц: формировать представления о геометрических фигурах, умении называть их цвет и форму.
НОД:
«Металл, его качества и свойства» О. В. Дыбина Неизведанное рядом стр. 48 Ц: Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск)
«Почему все звучит и откуда берется голос?» О. В. Дыбина Неизведанное рядом стр. 40-42 Ц: Подвести к пониманию возникновения звука: колебание предметов. Подвести к пониманию возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.
Наблюдения:
«Мухоморик – мухомор - мухоморище» Ц: рассмотреть стадии роста гриба.
«Волшебная тучка» Ц: формировать первичные представления о круговороте воды в природе.
Поисково-познавательная деятельность:
«Надувание мыльных пузырей» Ц: обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место (О. В. Дыбина. Неизведанное рядом. С. 31)
Игры с элементом проблемы «Как найти клад, не испачкав рук?», «Помоги Буратино» Ц: продолжать знакомить со свойством магнита притягивать металлические предметы
Игра с элементом проблемы «Помоги Золушке не опоздать на бал» Ц: развивать логическое мышление, устанавливать взаимосвязи, делать выводы.
Опытно-экспериментальная деятельность:
«Цветные льдинки» Ц: формировать представления о жидком и твердом состояниях воды.
«Напои цветок» Ц: формировать представления о том, как вода поступает в стебель, листья и цветок.
«Разноцветный мир» Ц: формировать представления о том, как изменяется цвет предметов при рассматривании их через цветные стеклышки.
«Тонет – не тонет» Ц: формировать представления о свойствах предметов и материалов, зависимости плавучести предмета от материала, из которого он изготовлен.
«Поющий аквариум» Ц: заинтересовать детей в исследовательской деятельности, формировать первичные представления о происхождении звука.
«Воздушный шарик» Ц: формировать представления о том, что воздух имеет вес.
Сенсорное развитие:
Игра «Волшебный сундучок» Ц: совершенствовать восприятие детей путем активного использования осязания и обоняния.
Игра «Фрукт, я тебя знаю» Ц: закреплять представление о том, что предметы окружающего мира воспринимаются не только с помощью зрения и слуха, но и через вкус и запах. Активизировать речь детей, учить их использовать прилагательные, обозначающие запах и вкус. https://dohcolonoc.ru/metodicheskie-razrabotki
Игра «Что внутри, а что снаружи?» Ц: ф/у определять расположение предметов внутри или снаружи чего-либо, активно использовать в речи слова «внутри» и «снаружи»
Игра «Чудесный мешочек» Ц: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам. Дидактический материал: Непрозрачный мешочек, в котором лежат игрушки и предметы из различных материалов (плюшевый мишка, глиняный козленок, деревянная матрешка, пластмассовая неваляшка, стеклянный шарик (Картотека)
Игра «Найди на ощупь» Ц: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам. Дидактический материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по теме: предметы и материалы)
Игра «Помоги Маше» Ц: формировать представления о том, что целое состоит из частей, закреплять цвет.
Беседы по КТП:
«Как растения выживают» Ц:дать понятие о взаимосвязи растений с человеком и растения с растением (Ю. А. Вакуленко, с. 76)
«Игрушки из ниток» Ц: ф/п о свойствах и назначении предметов, развивать тактильные ощущения, побуждать к самостоятельному применению и использованию данного материала
Беседа «Как спрятаться бабочкам» Ц: найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.
Индивидуальная работа по ознакомлению с предметным и социальным окружением
Игра-беседа «Почему колеса не могут быть деревянные? Почему колеса не могут быть квадратные?» Ц: Помогать детям устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом.
Игра-беседа «Воздушный транспорт» Ц: ф/у называть составные части самолета и вертолета, описывать и сравнивать воздушный транспорт; развивать мелкую моторику. (З. А. Ефанова Познание предметного мира. С. 113)
Индивидуальная работа по ФЭМП
Развивающая игра с палочками Кюизинера «Зайка» Ц: з/у сравнивать предметы по длине и высоте; обозначать словами результат сравнения. (В. П. Новикова с. 23)
И/у «Засели фигуру в домик» Ц: закреплять умение называть и группировать геометрические фигуры по цвету, размеру, форме.
Индивидуальная работа по ознакомлению с миром природы
Наблюдение за проводимым опытом «Круговорот воды в природе» Ц: Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
Загадки-складки «Обитатели вод» Ц: продолжать знакомить детей с обитателями вод (Ю. А. Вакуленко, с. 89)
Индивидуальная работа по ПИД
И/у «Угадай-ка» Ц: понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. (О. В. Дыбина Неизведанное рядом с. 39)
«Мы-фокусники» Ц: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.
Индивидуальная работа по сенсорному воспитанию
Д/и «Запомни порядок пуговиц» Ц: развивать активное внимание, память, умение быстро сосредотачиваться, стимулировать внимание
Игра «Полотенца». Ц: закрепить умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, способ сравнения предметов по ширине путем наложения и приложения, счетные умения.
Индивидуальная работа по конструированию
Игры с палочками Кюизенера «Скворечник» Ц: ф/у сравнивать предметы по длине, преобразовывать конструкцию предмета. (В. П. Новикова с. 15)
Художественно-эстетическая деятельность
НОД:
Рисование «Цветные шары (круглой и овальной формы)»Комарова Т. С. Занятие 11. Ц: Продолжать знакомить детей с приемами изображения предметов овальной и круглой формы; учить сравнивать эти формы, выделять их отличия. Ф/у передавать в рисунке отличительные особенности круглой и овальной формы. Закреплять навыки закрашивания. Упражнять в умении закрашивать, легко касаясь карандашом бумаги. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.
Рисование красками «Рыбки плавают в аквариуме» Комарова Т. С. Занятие 30.
Ц: ф/у детей изображать рыбок, плавающих в разных направлениях; правильно передавать их форму, хвост, плавники. Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера. Воспитывать самостоятельность, творчество, умение отмечать выразительные изображения, характерные особенности внешнего вида, условий обитания рыб.
Подгрупповая работа по изобразительной деятельности
«Подводный мир» Ц: закреплять навык и культуру работы с песком, развивать мелкую моторику рук
Конструктивно-модельная деятельность
«Преврати фигуру» (из геом. фигур) Л. В. Куцакова с. 29 Ц: ф/у детей конструировать из плоскостных геометрических фигур по собственному замыслу; упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу и по замыслу; развивать способность к зрительному анализу. Способствовать развитию конструкторской деятельности.
«Мебель для куклы Ани» (Спичечные коробки, цветная бумага, ножницы, клей, кукла Аня). Ц: ф/у видеть возможность преобразования предметов; изменять их, используя дополнительные детали; получать результат.
Индивидуальная работа по конструированию
Игры с палочками Кюизенера «Скворечник» Ц: ф/у сравнивать предметы по длине, преобразовывать конструкцию предмета. (В. П. Новикова с. 15)
Игры с использованием музыкальных инструментов «Угадай, кто к нам в гости пришел?», «Послушай и назови», «Вебери того, кто играл на…» Ц: развивать слуховое внимание.
Коммуникативная деятельность
Речевое развитие. Чтение сказки «Три поросенка». В. В. Гербова Ц: Познакомить детей с английской сказкой «Три поросенка» (перевод С. Михалкова, помочь понять её смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка; побуждать отвечать на поисковые вопросы.
Чтение Сказка А. Суконцева «Как ежик шубку менял» Ц: получить ответы на поисковые вопросы, типа: «Зачем ежику нужна колючая шубка?», «Что произошло бы, если бы этой шубки не было?» и т. п.
Словесная игра «Кто что умеет делать?» Ц: ф/у называть слова-действия, закреплять представления о характерных двигательных умениях.
Чтение Микрорассказ «Кукла» Ц: беседа по содержанию рассказа, ответы на поисковые вопросы воспитателя. А. В. Аджи с. 86
Чтение Рассказ В. Сухомлинского «О чем плачет синичка?» Ц: вызвать эмоциональный отклик на прочитанное; постановка поисковых вопросов.
Беседа «Русская свистулька» Ц: формировать представления детей о природном окружении родного города и родного края, ф/п о материале, из которого изготавливаются свистульки, воспитывать любовь к природе. («Приобщение детей к истокам русской народной культуре» (Маханева М. Д.)
Чтение В. Зотов «Белки» Ц: продолжать развивать любовь к художественной литературе; дать представление детям о жанре рассказа; ф/у понимать содержание. Вопросы: Почему белку называют «пушистый хвост», «острые зубы»? Сколько раз в году белка меняет свой наряд? Что едят белки?
Сюжетно-ролевые игра «Магазин волшебных предметов» Ц: развивать игровое взаимодействие, умение описывать предмет.
Заключение
Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.
Наш проект посвящен опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ. Нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Ребенок охвачен жаждой познания огромного мира. Самый эффективный способ — это экспериментирование, в процессе которого дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями.
Мы проводили опыты с воздухом, водой (льдом, песком. Дети были в большом восторге от проделанной работы.
В группе детского сада создана исследовательская лаборатория, где дети проводят простые и более сложные опыты. Лаборатория пополняется новыми материалами, которые находятся в доступном для детей месте.
Дети с удовольствием рассказывали о своих открытиях родителям и ставили свои небольшие опыты. Родители много помогали в организации уголка по экспериментальной деятельности. Также они заполняли анкеты, знакомились с консультациями, а мы старались организовать взаимодействие между семьей ребенка и детским садом.