Лихачёва Светлана
Описание системы работы с детьми старшего дошкольного возраста в рамках работы по технологии Н. А. Коротковой «Река времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание системы работы с детьми старшего дошкольного возраста в рамках работы по технологии
Н. А. Коротковой «Река времени».
1 слайд
Уважаемые коллеги, а знаете ли вы, что очень давно принято было в новогоднюю ночь наряжать не ель, а яблоню? (так как это дерево плодородное). Что пещерные люди делали себе обувь из костей рыб? Что человек придумал первым одежду или иголку?
Публикация «Описание системы работы с детьми старшего дошкольного возраста в рамках работы по технологии Н, А, Коротковой „Река времени“» размещена в разделах
И дети тоже не знают ответы на эти вопросы. А разобраться в этом, рассказать и показать детям в доступной форме мне в работе помогает технология Надежды Александровны Коротковой «Путешествие по реке времени».
2 слайд
Технология носит инновационный характер, т. к. в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития познавательной активности и исследовательской деятельности детей: работа с пособием-панно «река времени», рассказ и обсуждение подкрепляется не только иллюстрациями, но и реальными старинными предметами, которые можно исследовать, попробовать в действии. Данная технология направлена на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка, в которой он получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность.
3 слайд
Работа по технологии невозможна без (демонстрация) пособия: это длинное полотно, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «реки» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями: Каждая метка это определённая эпоха «древность» - «старина» - «наше время». Но на этом время не заканчивается помимо прошлого и настоящего дети хорошо понимают, что существует и будущее время.
В начале года на первом игровом мероприятии демонстрируется панно и предлагается детям попутешествовать в прошлое по реке времени, задавшись вопросом «Что бы мы, там увидели?». Начинается работа с самого доступного для дошкольника обсуждения, например, (в каких жилищах мы живём сейчас, и в каких обитали люди раньше в – старину, и ещё раньше в древности).
4 слайд
Путешествие по «реке времени» не преследует цели снабдить детей детальными историческими сведениями. Основной развивающей задачей исследований – путешествий, является освоение временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему).
Детям моей группы очень нравится «путешествовать» по длинному пластиковому полотну синего цвета («река времени», отмечать остановки с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями: «древность» - «старина» - «наше время».
Применяя данную технологию детям можно рассказать в доступной форме о любой теме, о любом явлении и предмете: монеты, игрушки, обувь, истории возникновения профессии продавца, врача и многое другое. Как показал опыт, этого достаточно, чтобы дать понять дошкольникам, что когда-то жизнь человека была совершенно иной, что рукотворный мир изменялся со временем от простого к сложному.
Моделируя обстановку другого времени, погружая в нее ребенка, мы учим его любить и ценить время сегодняшнее, чувствовать связь времен, чувствовать себя представителем настоящего времени. А это, безусловно, является частью воспитания патриотов своей Родины.
5 слайд
Данная технология позволяет учить детей работать коллективно : в парах или небольших подгруппах, а это, на мой взгляд, одно из важных универсальных учебных действий детей. Она имеет особую коммуникативную направленность. Дети учатся договариваться, составлять план, выполнять работу по теме, а в этом и есть успешность взаимодействия.
6 слайд
Успешно реализуется и проектная деятельность в рамках этой технологии. С детьми были реализованы проекты транспорт, книга, игрушка и т. д. Дети вместе с родителями разработали проекты и демонстрировали свои знания перед воспитанниками группы. Особенно интересуют детей предметы будущего. У детей на данном этапе развивается богатое воображение. В дальнейшем мы планируем реализовать проект «Природа в разные эпохи».
7 слайд
Вся деятельность в детском саду направлена на укрепление и сохранение здоровья детей, в том числе образовательная. Поэтому особое внимание на занятиях уделяется элементам здоровье сбережения. Я использую различные виды гимнастик: зрительную, дыхательную, пальчиковую, артикуляционную и кинезиологические упражнения.
8 слайд
Занятия, организованные по технологии «Река времени» помогают достичь этой цели, так как я стараюсь организовать их с позиции здоровье сбережения. Дети не сидят за столами, они постоянно в движении, что помогает сделать занятие динамичным и увлекательным для воспитанников.
9 слайд
В ходе работы по технологии «Река времени» мы накопили успешный опыт взаимопроникновения, дополнения одной техники другой. Я говорю о технике оригами. С помощью которой дети могут самостоятельно непосредственно поучаствовать в создании, изобретении, моделировании различных предметов. Ребёнок работая с бумагой, работает одновременно обеими руками, а следовательно повышается активность левого и правого полушария мозга. Делая процесс познания более прочувствованным, понятным и осязаемым. Другими словами, мы предлагаем детям поучаствовать в создании рукотворного мира.
10 слайд
В рамках технологии успешно решаются задачи и речевого развития детей.
Например, на одном из этапов занятия «История транспорта», используя метод моделирования, дети с легкостью могут составить описательный рассказ или загадку, сравнить какой автомобиль был в прошлом, а какой сейчас, а какой будет в будущем. Кроме того, использование мнемотаблиц и схем позволяет определить логику, последовательность рассказа.
Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать последовательность рассказа, стихотворения.
11 слайд
Современный образовательный процесс невозможно представить без использования информационно-коммуникационных технологий, который имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. А в работе по технологии «Река времени» использование ИКТ особенно важно, так как дети наглядно могут увидеть картинки иллюстрации или видеоролики об истории предмета, события или явления. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым темам.
12 слайд
Родители являются активными участниками образовательного процесса. Они оказывают нам неоценимую помощь: вместе с ребёнком могут приготовить сообщение к занятию, помогают собрать и оформить необходимый материал (старинные вещи). Родители сопровождают детей во время экскурсий в дом ремёсел, краеведческий музей, где дети тоже знакомиться с историей возникновения тех или иных предметов. Даже могут самостоятельно провести экскурсию. Так, например, при ознакомлении детей с историей возникновения профессий рассказывают детям об особенностях своей профессии в настоящем времени.
13 слайд
В социальных сетях создана закрытая страница по общению с родителями группы, где мы не только еженедельно выкладываем фотографии и видео, но и различную информацию, касающуюся образовательной деятельности, том числе и по технологии «Река времени».
14 слайд
Опыт работы показывает, что технология «Река времени» даёт положительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление о времени через пособие панно «Река времени», способствует развитию исследовательской деятельности воспитанников. В процессе деятельности у ребёнка пополняется пассивный и активный словарь. Дети стали более открытыми, самостоятельными, задают вопросы на интересующие их темы, умеют наблюдать, сопоставлять, анализировать, комбинировать. Они стали чаще задавать вопросы о связи времён и поколений. То, что будет дальше в этой жизни, ребёнок увидит и узнает сам. Но каждому ребёнку моей группы безумно интересно увидеть, что же было, когда его не было!