Елена Сызранцева
Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта «Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на педагогической конференции воспитателей
Современная жизнь стремительно меняется. Мы едва поспеваем за бешеным ритмом каждодневных дел, проблем. К сожалению, меняются нравы, стиль взаимоотношений между людьми. И, пожалуй, самая большая проблема настоящего времени – упадок духовности и нравственности подрастающего поколения.
Публикация «Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта „Моя малая Родина“» размещена в разделах
Мы часто не можем ответить на вопросы: почему наши дети растут бездушными, злыми? Почему детские сказки о Василисе Премудрой и Иване-Царевиче не интересны детям? Почему им нравятся герои монстры и зомби? Почему игры в Бэтмана, Человека-паука занимают главное место в жизни современных детей? Телевидение все больше и больше пропагандируют зло, жестокость, насилие, что наносит существенный вред психике ребенка.
В результате этого педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают проблемы общения у дошкольников. Дети не могут поддерживать контакт, не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению или адекватно выражать симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в себе.
Согласно ФГОС ДО одной из основных задач в работе с детьми является усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка. И весь образовательный процесс необходимо осуществлять на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.
Именно поэтому, в нашем детском саду был разработан модуль проекта «Моя малая Родина» «Возрождение», направленный на духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.
У каждого народа свои духовные приоритеты. Для нашего народа духовно-нравственная жизнь в первую очередь связана с Православием. Именно поэтому нашему обществу необходимо возвращение к своим истокам, к вере отцов и дедов, культурным традициям. Ведь личность не развивается сама по себе, для ее роста необходима опора на идеалы, которые значимы для нее. А православная культура была и остается духовно-моральной и этически значимой.
В данном модуле представлен комплексный подход к воспитанию духовно-нравственной личности ребенка через различные виды деятельности: музыкальную, театрализованную деятельность, знакомство с устным народным творчеством и музыкальным фольклором.
В совместную деятельность мы включаем рассказы воспитателя и музыкального руководителя, чтение детской православной литературы, беседы по их содержанию, просмотр видеоматериалов, чтение и заучивание фольклорных произведений, рассматривание иллюстраций и икон, проведение православных праздников. Также приглашаем представителей духовенства, которые расширяют знания детей о духовной ценности Православия.
Огромное значение здесь имеет донесение знаний о православных праздниках в понятной и интересной детям форме. Мы стараемся доступно донести до них мысли о том, как возникли те или иные праздники, с какими трудовыми действиями и явлениями природы связаны, какой смысл несут. Знакомство с обрядовым фольклором сопровождается изучением традиционных фольклорных форм, таких как пословицы, поговорки, потешки, песенки, приметы и т. д.
При ознакомлении с православными праздниками работу строим по разделам : осенние, зимние, весенние и летние праздники. Дети с большим удовольствием узнают историю и значение праздников, знакомятся с обычаями и обрядами, связанными с ними.
При проведении мероприятий, посвященных православным праздникам, мы разучили с детьми забытые, но любимые нашими предками народные игры: «Золотые ворота», «Мотальщики», «Ручеёк», «Жаворонок», «Катись яичко» и др. ; проводили святочные гадания («Горшочек с вершочек», водили хороводы.
Юные артисты с удовольствием выступали перед детьми младших групп и на сцене Дома культуры на Проводах Масленицы, встречали гостей на праздник «Сретенье» и широко отмечали праздник Пасхи.
Народное творчество – кладезь, неисчерпаемый родник, который несет всем нам, а особенно детям, добро, любовь, помогает формировать интересную личность ребенка. Русский фольклор глубоко патриотичен. Именно через него дети получают представление о главных жизненных ценностях: семье, труде, уважения к социуму, любви к малой и большой Родине. Музыкальный фольклор – уникальное явление. В нем неразрывно связаны музыка, слово и движение. В соединении этих элементов заключается большая сила педагогического воздействия. Фольклор уникален тем, что способствует развитию творческого начала ребенка, раскрытию лучших качеств его личности. Яркие, поэтичные, пронизанные добротой и любовью ко всему живому русские народные песни и игры помогают посеять в детской душе такие зерна, которые в дальнейшем прорастут стремлением созидать, а не разрушать; украшать, а не делать безобразной жизнь на земле.
Мы надеемся, что данный проект приобщит детей к основам православной культуры, позволит расширить и углубить знания детей о русских народных традициях. Будет развивать у них умение рассуждать, анализировать, обобщать, сравнивать и видеть красоту православных произведений, традиций; будет способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к народной православной культуре и гармоничному развитию личности каждого ребёнка.