нина сивак
Использование педагогической технологии «Река времени» в развитии познавательно-исследовательских способностей у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование педагогической технологии «Река времени» в развитии познавательно - исследовательских способностей у детей дошкольного возраста».
В настоящее время педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Педагоги дошкольного учреждения отдают предпочтение методам и формам организации работы с детьми, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Публикация «Использование педагогической технологии „Река времени“ в развитии познавательно-исследовательских способностей у детей» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Меня заинтересовала технология «Путешествие по «Реке времени”. Технология носит инновационный характер, т. к. в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития познавательной активности и исследовательской деятельности детей. Существует много методик изучения временных промежутков и изменения образа и предназначения тех или иных вещей, но игра – путешествие, является наиболее актуальным методом. Использование подобных игр позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения, способствует формированию пытливости ума, познавательной инициативы, умению сравнивать (различать и объединять) вещи и явления.
Путешествие по «Реке времени» не преследует цели снабдить детей детальными историческими сведениями.
Основной развивающей задачей исследований - путешествий является освоение временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему). Путешествия по «Реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм её реализации.
Как же выглядит дидактическое пособие «Река времени» – это длинный бумажный лист (обои или склеенные листы ватмана, примерным размером 50х160 см или 60х180 см, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «Реки времени» намечаются несколько «остановок», с не строгими, интуитивно понятными детям названиями. На панно заранее наклеиваются небольшие иллюстрации (размером примерно в половину стандартного листа формата А4 — «метки» каждой остановке во времени. Такими символами - «метками» являются изображения человека в типичной для исторической эпохи среде (например, кочевники у костра и шалаша, жители средневекового города-крепости, обитатели современного города). Возможны и другие метки символы – может жилища или еще что-то характерное для определенной исторической эпохи.
Остановки на «Реке времени» от мероприятия к мероприятию обживаются - заполняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии. Такие картины-иллюстрации размером примерно в стандартный лист бумаги (формат А4) используются многократно.
Также понадобятся аналогичные по тематике (но в большем количестве и разнообразии) одноразовые картинки - «метки» для наклеивания на панно (размер картинок примерно 6 х 8 см или 7 х 10 см). Их можно делать как прямоугольной формы, так и интереснее вырезать по контуру, общая картинка времени становится более живой, не выставочной.
Работая с детьми среднего возраста, была выбрана тема путешествия: «Посуда».
Мною были поставлены следующие задачи:
1. Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру.
2. Формировать умение находить пути решения проблем, умение анализировать ситуацию.
3. Воспитывать коммуникативные навыки у дошкольников: умение выслушивать друг друга, работать в группах, отстаивать свою точку зрения.
Работа по реализации технологии «Путешествие по «Реке времени» проводилась совместно с участниками образовательных отношений детьми и родителями в совместной деятельности и НОД.
Свою работу начали с того, что дети самостоятельно рисовали реку времени, крепили значки с остановками. Знакомились с видами посуды «Нашего времени», кто и как ее изготавливает.
- Изготавливали посуду: кружечки из пластилина,
- чайный сервиз из яиц киндер сюрприза,
- после чего обыгрывали сюжетно ролевую игру «В гостях; Семья»,
- делали коллективную аппликацию «Чайный сервиз».
- Читали «Федорино горе», и многое др. о посуде, для закрепления и уточнения - как нужно пользоваться посудой.
- После всего этого была работа с панно, дети самостоятельно находили остановку и крепили мелкие значки с изображением посуды наших дней.
Дальше мы отправились по реке с остановкой «Старина». Здесь мы познакомились с ремеслом гончара, с гжельской росписью – расписали тарелочки,
- с хохломской – расписали деревянные ложки.
- Посетили «Русскую избу», где дети наяву увидели старинную утварь, попробовали ей пользоваться и сделали выводы какая посуда удобнее. На закрепление посмотрели презентацию «Посуда старины», также читали художественную литературу, сказку «Лиса и кувшин».
Провели работу с панно. Где дети также находили нужные иллюстраций (значки) со старинной посудой, крепили их на нужную остановку, которую тоже сами находили. Тем самым закрепляли весь пройденный, изученный материал о старинной посуде.
Работа в данной технологии продолжается по сей день и планируется исходя из интересов детей и поставленных образовательных задач.
В планах провести путешествие на станцию «Древность» познакомиться с древней посудой, создать с помощью родителей музей посуды «Такая разная - посуда», изготовить книжки - малышки о посуде, создать дидактические игры, альбомы детского творчества (детские рисунки посуды и тд).
Опыт работы показывает, что технология «Путешествие по «Реке времени» дает положительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление о времени через пособие-панно «Река времени» способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников. Ребенок дошкольного возраста познает окружающий мир в процессе любой своей деятельности. «Островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
Дети становятся более открытыми, самостоятельными. Задают вопросы на интересующие их темы. Могут наблюдать, сопоставлять, анализировать, комбинировать. Применение технологии в практике, на мой взгляд, приносить ощутимые результаты в познавательном развитии дошкольников.
В процессе познавательно-исследовательской деятельности у ребенка развивается речь, он познает много новых для него слов.
В систематической и целенаправленной работы по внедрению технологии «Река времени» развитие активного словаря возрастает и может непосредственно влиять на их интеллектуальное развитие.
Литература.
1. Дыбина О. В. «Ознакомление дошкольников с предметным миром» : учебное пособие. – Педагогическое общество России. – Москва, 2007.
2. Короткова Н. А. «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста». – М. : Линка-Пресс, 2007
3. «Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста» : методическое пособие /авт. -сост. О. В. Толстикова, О. В. Савельева, Т. В. Иванова (и др.) – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014