Студенихина Ольга
УНТ как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Описание опыта работы
«Организация образовательного процесса в контексте с ФГОС ДО.
УНТ как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста»
Моя педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с федеральными государственными требованиями, которые определяют требования к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, а также на основании закона РФ «об образовании» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ и типовом положении о дошкольном образовательном учреждении.
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
В своей учебно-воспитательной деятельности я руководствуюсь следующими педагогическими задачами:
1. Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни:
-соблюдать санитарные нормы и правила охраны и здоровья детей;
-создать атмосферу психологического комфорта, оберегать нервную систему детей от стрессов и перегрузок;
-соблюдать рациональный режим дня в группе, и убеждать родителей в необходимости соблюдения режима дня дома.
2. Закладывать основы будущей личности:
-воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях;
-развивать активность, инициативность, самостоятельность во всём, что не опасно для их жизни и здоровья;
-закладывать основы доброжелательного отношения детей друг к другу,
3. Поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности, развивать речь детей.
Для решения поставленных задач работаю по программе «От рождения до школы» (Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Коморовой, М. А. Васильевой, (Учитель. 20110., которая обеспечивает целостность воспитательно-образовательного процесса и обеспечивает разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому, художественно-эстетическому. В своей работе использую новые технологии разработанными авторами: Янушко Е. А. «Развитие речи детей среднего возраста» (М. : Мозаика-Синтез, 2010г., Айрих О. А. «Эмоциональное развитие детей : занятия в средней группе, дидактические игры, работа с семьёй» ( Волгоград: Учитель, 2011г.)
Приоритетным направлением в моей педагогической деятельности является «Устное народное творчество как средство развития речи детей среднего дошкольного возраста».
Эта тема актуальна, так как ценность устного народного творчества в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение для ребёнка, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Сказки, потешки, прибаутки, загадки — первые художественные произведения, которые слышит ребёнок. Знакомство с ними обогащает его чувства, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Общаясь с детьми, я обратила внимание что, у многих детей недостаточный словарный запас, не все дети могут отвечать на вопросы взрослого по содержанию знакомых сказок, игровые и бытовые действия сопровождать речью, в основном используют в общении со сверстниками преимущественно неречевые средства (мимику, жесты, интонацию). Чтобы дети, как можно лучше, могли овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками я поставила перед собой следующую цель:
— развить познавательные, коммуникативные и речевые способности детей средствами устного народного творчества.
Основными задачами моего направления являются:
— вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приёмов;
— познакомить детей с окружающим миром-природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа;
— приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приёмы работы с родителями.
Для решения поставленных задач использую следующие методы и приё мы:
Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми стихов и потешек, рассказывание русских народных сказок с элементами драматизации, обыгрывание.
Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.
В своей работе использую следующие формы работы: художественно-творческая деятельность (изобразительная деятельность, лепка); художественная литература, народный фольклор; проведение занятий, развлечений; подготовка консультаций для родителей и воспитателей, организация конкурса с родителями на лучшую книжку-малышку «Потешки и прибаутки».
В своей работе использую следующие дидактические пособия:
— настольный театр;
— пальчиковые игры;
— кукольный театр;
— иллюстрационный материал;
— иллюстрационные альбомы по сказкам и произведениям.
Работая с детьми, я составила картотеки:
— русских народных игр для детей среднего дошкольного возраста;
— русских народных песенок, потешек, прибауток, закличек;
— пальчиковых гимнастик для детей среднего дошкольного возраста, основанных на фольклорном материале.
В моей работе стали традиционными фольклорные занятия: «В гости в сказку», «Ладушки у бабушки», «Сорока — Белобока», «Теремок»; развлечения и физкультурные досуги «Заинька походи…», «Птичий двор», «Мишка — шалунишка».
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности детей, для развития коммуникативных навыков. Это даёт мне возможность привнести в непосредственно образовательную деятельность с детьми элементы артистичности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда НОД проходит не в традиционной форме учебной деятельности, а как яркое общение с детьми, ведь на глазах у ребят разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, играют, танцуют и т. д. При внесении настроения затейливости, шаловливого веселья, а иногда и некоторого баловства. В этом я вижу приоритет фольклорных занятий. На фольклорные занятия распространяются общие дидактические принципы:
-принцип развивающего и воспитывающего обучения;
-систематичности и последовательности, наглядности, индивидуального подхода к детям;
— принципы активности усвоения и применения знаний.
Проводя занятия с детьми, по всем видам деятельности, на каждое подбираю интересную игровую мотивацию с использованием динамических пауз и физминуток, использую приёмы обеспечения интереса детей, в результате чего, малыши проявляют интерес к произведениям устного народного творчества, в повседневной жизни используют потешки, песенки. А также дети эмоционально отзывчивы, откликаются на эмоции близких людей, сопереживают персонажам сказок. Реагируют на музыкальные произведения, мир природы, учатся овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Учитывая особенности возраста, я начала работу по использованию малых фольклорных форм с использования их для установления эмоционального контакта, а в дальнейшем и эмоционального общения с детьми в разные режимные моменты.
Утреннюю гимнастику, физ. минутки, физкультурные занятия, ходьбу по коррекционным дорожкам, оздоровительный бег, прогулки — всё это провожу, сопровождая чтением стихов, потешек, песенок на фольклорной основе.
На физкультурных занятиях, для создания игровой мотивации, использую сюжеты из сказок, сюрпризные моменты с привлечением героев сказок, деятельность организую с применением игровых приёмов с присутствием сказочного героя, и с элементами фольклора, что придаёт обучению яркую, эмоциональную окраску, способствует эффективному усвоению как математического, так и литературного материала.
Так же использую произведения устного народного творчества при одевании, кормлении, укладывании спать, в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения, стихи сопровождаю действиями, и наоборот, действия сопровождаю чтением, обыгрывая их. Чтение потешки, в которой упоминается имя ребёнка, вызывает у него радость, желание слушать и повторять её.
Простая рифма, неоднократно повторяющиеся словосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют прислушаться, замирать на какое-то мгновение, всматриваться в лицо говорящего. Особое значение я придаю малым фольклорным формам в ходе занятий, на которых ставятся обучающие задачи, чисто речевые или развивающие ориентировку в пространстве, действия руки.
Проводя народные игры с детьми, я убедилась, что воспитательные возможности народной игры огромны, с её помощью развивается у детей память, внимание, сообразительность, быстрота интеллектуальных и физических реакций, сноровка и общительность, дружелюбие, а также гармоничное душевное состояние. Использую в своей работе народные игры, помня о том, что двигательная функция у ребёнка — ведущая с рождения до школы. Дети любят играть в «Заинька, походи…», «Курочка Хохлатка», «Зайка серенький сидит», «Гуси-гуси» и т. д.
Для развития мелкой моторики использую игры с пальчиками на фольклорном материале. Они очень нравятся детям и к концу года дети знают их много, потому, что мы проговариваем их как на занятиях, так и в свободной деятельности. Такие игры как «Мы делили апельсин», «Мы капусту рубим, рубим…», «Этот пальчик дедушка…» и многие другие помогают детям не только развивать мелкую моторику, но и память, создают хорошее настроение, учат проговаривать слова чётко, слаженно, внятно.
Расширению словарного запаса детей, развитию воображения, снятию напряжения помогли игры-драматизации, такие как «Курочка Ряба», «Медведь и пчёлы», «Встреча с колобком». Они формируют эмоциональную отзывчивость к сверстникам, расширению эмоционального словарного запаса, вызывают у детей интерес к сказке, к ряженью, развивают выразительность движений, умение сопереживать сначала герою сказки, а потом и сверстникам.
Идеальными образцами такой формы служат народные художественные произведения: загадки, русские народные сказки, прибаутки, пословицы, потешки. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Ценность их состоит в том, что слово можно соединить с действием ребёнка. Их содержание динамично, богато глаголами. Потешки легко можно инсценировать, используя атрибуты. Произведения устного народного творчества, в том числе и потешки, построены на множественных повторах. Повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения, четверостишия. Это способствует запоминанию слов, а затем и активному их употреблению. С помощью потешек у детей сложилось положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приёму пищи, укладыванию спать.
Загадки — это упражнения для детского ума. Они развивают сообразительность. Использую загадки в свободной деятельности детей, в режимных моментах, в непосредственно образовательной деятельности.
Заклички ценны тем, что очень быстро запоминаются, и дети проговаривают их при любом удобном случае хором: «Дождик, дождик, поливай — будет хлеба каравай» или «Солнышко — ведрышко, выгляни, высвети!».
Трудно представить мир ребёнка без сказки. Сказка, придя к человеку в детстве, остаётся с ним навсегда. Каждый день я читаю детям сказки. При чтении использую эмоцию и мимику. Через сказку дети овладевают языком своего народа, знакомятся с родной природой, укладом жизни, учатся преодолевать трудности, быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми.
Для усвоения детьми слов и обогащения словарного запаса рассматриваю с ними красочные иллюстрации к сказкам, подчеркиваю при этом колорит предметов быта, одежды, обстановки, в которой действуют герои.
Систематически работаю над оснащением предметно-развивающей среды, которая помогает усваивать предложенный материал, радует детей.
В книжном уголке группы присутствует выставка книг и иллюстраций к русским народным потешкам, песенкам, сказкам, а также пальчиковый театр, шумовые инструменты. При содействии родителей, постоянно оснащаю предметно-развивающую среду, н-р: персонажами пальчиковых театров «Колобок», «Курочка — Ряба», «Теремок» и т. д. ; русскими народными шумовыми инструментами (из бросового материала); вязаными персонажами из сказок.
В группе в доступном месте создана библиотека, в которой я располагаю книги, которые периодически меняю. Чтобы поддерживать интерес всех детей к книге.
В результате проведённой работы я отметила, что к концу года большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на несложные вопросы. У детей повысилась речевая активность. Обогатился словарный запас, соответствующий их возрасту. Дети интересуются окружающим, стараются свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуют формы речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием). Проявляют доброту и отзывчивость к героям произведений, к окружающим людям. Дети знают много стихов, потешек, песенок и с удовольствием их рассказывают. Воспринимают небольшие сказки, рассказы, называют героев сказок.
Сказки, пословицы, песни, обряды — это образец духовного служения людям, который даёт им эстетическое наслаждение, несет определений объём жизненно важной информации. Здесь очень важна работа, проводимая с родителями. Я рекомендую родителям шире использовать образцы устного народного творчества в собственной речи, при этом на родительских собраниях и индивидуальных беседах показываю, как это можно сделать. Оформляю для них консультации, повышающие уровень знаний родителей о народном фольклоре и дающие практические навыки рассказывания. Например: папки «Пальчиковая гимнастика» (на фольклорном материале); «Русские народные игры для детей»; проведено собрание на тему «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка», на котором для родителей показала комплексное занятия на тему «Чему учат нас сказки»;
Большое внимание уделяю современным подходам к воспитанию детей, создаю условия, обеспечивающие ребёнку психологический комфорт, его всестороннее развитие. Ориентируюсь на новые подходы к проблемам образования, на инновационные методики и новинки методической литературы.
В своей педагогической деятельности, я планирую продолжать работу реализации принципа «от простого к сложному». Непосредственно образовательную деятельность с детьми проводить в необычной обстановке, ввести интеграцию во все виды деятельности с детьми по различным направлениям воспитательной работы (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры).