Валентина Попова
Описание опыта работы по системе взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Описание опыта работы
по системе взаимодействия с семьями воспитанников МДОУ.
Одним из участников образовательного процесса являются родители (законные представители) воспитанников. Взаимоотношения между участниками образовательного процесса регулируются действующим законодательством, Уставом детского сада, родительским договором. Родительский договор заключается с каждой семьей индивидуально и гарантирует создание комфортных условий пребывания и предоставления полного спектра образовательных услуг в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями ребенка и образовательными потребностями родителей.
Публикация «Описание опыта работы по системе взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
В нашем дошкольном учреждении родителям предлагается участие в процессе образования, воспитания, свободное посещение совместной деятельности педагога с детьми, режимных моментов.
Традиционные формы работы с семьями воспитанников такие как : консультации, встречи, беседы, собрания дают определенные результаты.
В настоящее время необходимо более тесное сотрудничество между администрацией, педагогами дошкольного учреждения и родителями.
Для этого внедряются разнообразные формы работы с семьями воспитанников : выставки, совместные музыкальные и спортивные праздники, проведение «Дня открытых дверей», фотолетопись жизни дошкольного учреждения и отдельной группы, совместные творческие выставки детей и родителей, интернет ресурсы. Совместная деятельность, тесное дружеское общение сближает взрослых и детей, создает положительный эмоциональный комфорт в МДОУ.
Изучение мнения родителей об организации режима дня питания, оздоровительной, образовательной и досуговой деятельности, условиях содержания детей, об отношении ребенка к дошкольному учреждению и степени профессионализма педагогов показало, что родители доверяют коллективу и руководителю МДОУ и в целом довольны работой детского сада.
Большинство родителей (75-80 %) заинтересованы в результатах работы, но не в полной мере осознают степень значимости совместных усилий и, в силу этого, недостаточно включаются в образовательный процесс.
Таким образом, выявлено противоречие между необходимостью объединения усилий учреждения и семьи для достижения оптимальных результатов и недостаточной степенью вовлеченности родителей в образовательный процесс. Эту проблему будем продолжать решать с помощью современных нетрадиционных форм работы дошкольного учреждения и семьи. Для этого необходимо продолжать совершенствовать систему партнерского сотрудничества с родителями воспитанников.
Детский сад расположен в районе, где проживают семьи, представляющие разные слои населения, с разным материальным достатком и образовательным требованиями. Для молодых и многодетных семей, с небольшим и средним достатком, важным фактором является то, что образовательные услуги и развивающая помощь детям предоставляется в соответствии с общим образовательным стандартом.
В детском саду сложилась система взаимодействия с семьей воспитанников. В основе этой системы — изучение контингента родителей (возраст, образование, профессия, хобби, настроенность на взаимодействие с педагогическим коллективом МДОУ); образовательные запросы родителей. Основываясь на данных социологического опроса родителей воспитанников, посещающих дошкольное учреждение, мы выделили состав их семей по следующим категориям:
Характеристика типов семей воспитанников МДОУ
Критерии
2014-2015
2015-2016
2016-2017
Состав семьи
Полная 158 217 225
Неполная (разведенная) 52 46 22
Мать одиночка 28 25 16
Малообеспеченные 2 - -
Многодетная 34 34 38
Опекуны 2 2 1
Этнические группы
Русские 260 250 248
Армяне 3 6 9
Кабардинцы - - -
Дагестанцы 4 5 4
Табасаранцы 3 1 2
В структуре этой системы :
-педагогическое просвещение родителей (дифференцирование в соответствии с образовательными запросами, уровнем психолого-педагогической культуры) через интнрактивные формы работы : адресные консультации, деловые игры, педагогичсекие рукописные журналы, изучение, накопление передового педагогического семейного опыта;
— информирование родителей о состоянии и перспективах работы МДОУ в целом, отдельных групп через родительские собрания, родительские конференции;
— включение родителей в образовательный процесс (через Дни открытых дверей, привлечение родителей к творческим вечерам, конкурсам, выставкам, совместным экскурсиям и походам);
— привлечение родителей к участию в работе МДОУ, родительского комитета
В основе мониторинга эффективности взаимодействия с семьей – сбор, хранение, обработка и распространение информации, обеспечивающей непрерывное наблюдение за состоянием взаимодействия МДОУ с семьей и прогнозирующую возможные условия, средства и методы ее улучшения.
Структурно-функциональная модель условно состоит из трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-оценочного.
Информационно-аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения.
Эти задачи и определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К ним относятся: опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном педагогом – психологам по письменному запросу родителей.
Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям.
Первое направление – просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу (индивидуальное или подгрупповое консультирование, информационные листы, листы-памятки, презентация, видеотека, интернет ресурсы и т. д.).
Второе направление – организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т. е. обмен мыслями, идеями, чувствами.
С этой целью проводятся такие мероприятия, которые включают родителей и детей в общее интересное дело, что «вынуждает» взрослых вступить с ребенком в общение.
Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела (рисунок, поделка, роль в спектакле, книга, игра, подготовка к празднику, походу, разработка общего проекта и т. д.).
Для решения данной задачи используются соответствующие формы взаимодействия : игротека, встреча с интересным человеком, праздники.
Второй блок содержит информацию, направленную на решения конкретных задач, которые связаны со здоровьем детей и их развития. Формы и методы работы, используются медсестрой, специалистами, педагогами и психологом, зависят от информации, полученной при анализе ситуации в рамках 1 блока.
Контрольно-оценочный блок – это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями используется опрос, оценочные листы, экспресс-диагностика и другие методы, применяемые сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ педагогов.
Повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т. п. используются для отслеживания и оценки отсроченного результата.
Проводимая работа в детском саду показала, что работа с моделью, позволяет структурировать деятельность педагогического коллектива, как на уровне учреждения, так и на уровне отдельной группы МДОУ.
Реализация такой системы способствует включению родителей в единый воспитательный коллектив МДОУ. Показателем ее результативности являются:
удовлетворительность родителей работой МДОУ;
удовлетворенностью степенью информированности о МДОУ в целом,о деятельности группы в целом, о ребенке и т. д.
удовлетворенность родителей характером их взаимодействия с педагогами и руководителями МДОУ