Анастасия Караганова
Описание опыта работы по трудовому воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
«Дайте детям радость труда.
Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости
и значимости выполняемой работы,
возможность доставлять радость другим».
В. А. Сухомлинский.
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважения к людям труда, природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в маленьком человеке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремления к созидательной деятельности, что впоследствии становиться жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости. Именно в детском саду, как начальной ступени обучения, труду в природе уделяется много внимания, так как это единственный вид производительного труда доступного детям. В этом труде даже маленькие дети получают определенные результаты, нужные и полезные для всех детей. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования. Придерживаясь актуальности, мной разработан план работы по освоению детьми дошкольного возраста основ трудовой деятельности в природе (Приложение 1). Я ставлю перед собой следующие задачи трудового воспитания :
Публикация «Описание опыта работы по трудовому воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
1. Приобретение социального опыта взаимодействия, воспитание общественно-направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива.
2. Формирование навыков элементарной трудовой деятельности.
3. Воспитание трудолюбия.
Являясь руководителем кафедры экологического воспитания в детском саду «Сказка», мной сформирована детская Агро-бригада «Росточек», в состав которой входят дети старшего дошкольного возраста (Приложение 2). Агро-бригада является активистом по решению экологических ситуаций, оказывают помощь в работе по благоустройству территории детского сада, высадке саженцев, уходу за растениями и животными. Поэтому уголку живой природы в этой работе в детском саду отводится особое место. Постоянное присутствие растений и животных позволяет формировать у детей чувство ответственности, осознания необходимости ухода и бережного отношения к растительному и животному миру. Систематические наблюдения в уголке природы и доступность его объектов способствуют развитию у детей конкретных представлений о растениях, приёмах ухода за ними, воспитание трудолюбия. Для этого в детском саду созданы все условия: «Уголок природы в группе», «Огород на подоконнике», «Зимний сад», «Рекреация зона отдыха». Уголок природы оборудован всем необходимым для трудовой деятельности, ухода за растениями. В уголке природы дети развивают своим навыки и умения по уходу за комнатными растениями: полив, рыхление, опрыскивание листьев. Так же ежегодно в группе оформляю мини огород на подоконнике. Дети сажают семена овощных культур, семена цветов в формы, наблюдают за всходами, ведут дневники наблюдений, поливают и рыхлят рассаду (Приложение 3). В детском саду «Сказка» есть - зимний сад. Он был создан около 25 лет назад. Общая площадь сада составляет 60 кв. м., а площадь посадок в нём - около 40 кв. м. Помещение зимнего сада организовано таким образом, чтобы в течение всего дня оно было наполнено солнечным светом. Это позволило создать богатую коллекцию растений. Вместе с детьми и родителями на экологическом совете подобрали информацию о растениях, которые распределили в зимнем саду по зонам. Все растения распределены по группам, которые представляют различные зоны. Зона «Домашний доктор» - это 15 видов лечебных растений. «Пальмовая роща»- 10 разновидностей пальмовых растений. «Жители пустыни» - 20 видов кактусов. Такое размещение по зонам позволяет сформировать представления детей о функциональных группах растений. В настоящее время зимний сад пополняется новыми растениями. Сегодня в зимнем саду их насчитывается более 250. В детском саду «Сказка» каждый свободный уголок используется с пользой для развития детей. В рекреации оборудована «Зона отдыха» : ещё один природный уголок, в котором жители подводного мира – аквариумные рыбки и черепашки соседствуют с 20-ю растениями, высаженными в гранитные клумбы и кашпо. Дети с удовольствием наблюдают за растительным и животным миром, приносят корм, ухаживают за растениями, рыбками, черепашками (Приложение 4). Эти элементарные поручения развивают у детей трудовые качества и воспитывают бережное отношение к окружающей среде. Так же ведется плодотворная работа по благоустройству территории детского сада, участка. 12 апреля 2016г. в день празднования Дня космонавтики в детском саду «Сказка» провела экологическую акцию «День добрых друзей деревьев». На территории детского сада было высажено 50 молодых березок и лип, которые выделили нам сотрудники администрации г. о. Кинель. Участниками этой акции стали родители воспитанников, сотрудники и Агро-бригада «Росточек». В свою очередь родители детей стали примером, так как дети, видя поступки своих родителей продолжают их содержать. Но, как говорится, мало посадить дерево, его надо еще и вырастить, поэтому участники акции обещали ухаживать за своими зелеными питомцами, чтобы саженцы со временем превратились в парк, дарующий людям радость и здоровье (Приложение 5). На территории детского сада «Сказка» созданы учебно-опытные экологические сюжетные участки: «Фермерское подворье», «Сказочный огород». Оформлено около 3 соток земли под «Сказочный огород», на котором было высажено и посеяно около 25 овощных и сельскохозяйственных культур, каждая культура отмечена именной табличкой, это позволяет детям наблюдать процесс вегетативного развития и созревания растения. Дети с удовольствием ухаживали за культурами, собрав урожай поделились со всеми ребятами детского сада (Приложение 6). Собранный урожай отнесли на кухню, повара приготовили салаты из овощей, и угостили всех воспитанников детского сада. Ребята рады результату собственного труда, доставляют удовольствие родителям, рассказывая о своих достижениях. Ежегодно мной проводиться экологическая акция «Цветы добра!». В рамках реализации этой акции привлекаются дети всех возрастных групп, педагоги, родители воспитанников и сотрудники. Такая акция даёт возможность детям расширить представления о цветущих растениях, развить уровень экологической культуры и бережное отношение к природе, реализуются трудовые навыки по уходу за растениями (Приложение 7). Вовлечение дошкольников в трудовую деятельность ведется постоянно, не смотря на смену времен года. Зима это или осень, когда ребенок так же может проявить свои навыки и приобрести новые. В своей работе уделяю большое значение в воспитание трудолюбия детей в природе. Детским садом был заключен союз сотрудничества с КГТ и ГБОУ СОШ №5 «ОЦ» Лидер» для дальнейшей плодотворной работы по трудовому воспитанию дошкольников. Совместно со студентами КГТ г. о. Кинель и дошкольниками проводился конкурс на лучшую снежную скульптуру на участке. Дети с удовольствием выполняют поручения по расчистке дорожек от снега на участке, помогали в постройке снежных скульптур, заливали горку (Приложение 8). Приобретенные трудовые навыки дети проявляют не только на уровне детского сада, а также на уровне нашего города, проводим экологические акции с призывом городских жителей беречь природу и ухаживать за ней, устраиваем субботники. Один такой субботник был проведен в березовой роще совместно с родителями и детьми. В роще был убран остаток бытового мусора, наведен порядок. В лице руководителя кафедры экологического воспитания я продолжаю вести активную работу по борьбе с загрязнением природы с привлечением родителей и детей (Приложение 9). Мной была организована выставка «Домик для птиц», участниками которой стали воспитанники всех возрастных групп и их родители. На выставке было представлено множество кормушек и скворечников, изготовленных из разных предметов. В дальнейшем была открыта «Столовая для птиц» на территории детского сада, где были вывешены кормушки, а некоторые были развешены в детском парке в нашем городе. В период с ноября по март ребята агитбригады приносили корм к кормушкам, ухаживали за птицами родного края. В дальнейшем приняли участие в областной экологической акции «День птиц», где совместно с родителями изготовили скворечники для птиц, вывесили на территории детского сада (Приложение10). Приобретенные знания дети отражают в своих рисунках, поделках из природного и бытового материала, учувствуют в конкурсах различного уровня, имеют награды разной категории (Приложение 11). В процессе работы дети научились проявлять аккуратность, настойчивость, умение сосредоточенно работать и доводить дело до конца, контролируя себя. И конечно привитие трудовых навыков невозможно без знакомства с профессиями, в нашем детском саду имеется план по ознакомлению детей с разными профессиями. В 2017г. Совместно с детьми и родителями ходили на экскурсии на почту, в библиотеку, магазин, аптеку, в школу. Так же проводятся экскурсии по детскому саду, где дети знакомятся с профессиями и трудом людей. Ученики ГБОУСОШ №5 «ОЦ «Лидер» изготовили атрибуты для детей для игр в сюжетно- ролевые игры «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Строитель», «Водитель», «Туризм». В результате проведенной работы у детей сформированы представления об общественной направленности и пользе труда людей, об их отношении к труду, об общественном характере труда и взаимоотношениях в процессе деятельности, основанных на уважении и взаимопомощи друг к другу. У детей воспитан интерес к труду окружающих и общественно полезные мотивы собственной трудовой деятельности, желание трудиться, сформировано умение выполнять свои обязанности. В процессе коллективной трудовой деятельности дети научились согласовывать свои действия, желания, приходить при необходимости на помощь и обращаться за помощью, использовать тактичные формы обращения, замечаний. Итогом проделанной работы по трудовому воспитанию было общение детей Агро-бригады «Росточек» по скайпу с воспитанниками детского сада «Сказка» №383 г. Самара. Дети загадывали загадки, читали стихи о труде, рассказывали о проводимой работе в детском саду, делились опытом, слушали друзей и приняли решение о создании кроссвордов на тему «Профессии», которые были оформлены в детский журнал «Мой мир» №5 д/с «Сказка» г. о. Самара.
Приложение 1
План работы по освоению детьми основ трудовой деятельности.
Мероприятия
1 Изготовление поделок из природного материала к выставке «Осенний калейдоскоп»
2 Изготовление поделок к выставке «Многообразие вековых традиций Самарской губернии»
3 Экологическая акция «Как сохранить елочку на Самарской Земле», изготовление плакатов, выпуск буклетов
4 Изготовление совместно с родителями кормушек, скворечников. Выставка кормушек «Домик для птиц». Открытие столовой для птиц. Уход за птицами зимой.
Экологическая акция «Птицы Самарской Губернии»
5 Конкурс ледяных скульптур. Постройки из снега. Очистка дорожек от снега.
6 Изготовление поделок из бытовых отходов для выставки Новогодних и Рождественских композиций, «Новогодняя сказка»
7 Выступление агро-бригады «Росточек», экологическая акция «Береги природу родного края». Субботник в березовой роще.
8 Экологическая акция «Береги первоцветы»
9 Проект «Огород на нашем окне», уход за посевами.
10 Разбивка растений по зонам в Зимнем саду, уход за ними.
11 «Очистим мир вокруг себя» -трудовой десант по уборке территории ДОУ
12 Экологическая акция «Цвети, Земля!»» посадка рассады цветов в клумбы и цветники, посадка саженцев деревьев.
13 Оформление учебно-опытного участка на территории ДОУ «Сказочный огород». Посадка, уход за овощными культурами. Сбор урожая.
14 Экологическое – дефиле «Мусорная мода» посвященная всемирному дню охраны окружающей среды. Изготовление костюмов совместно с родителями.
15 Совместные экскурсии на предприятия г. о. Кинель «Знакомство с профессиями»
16 Участие в конкурсах различного уровня, публикации о проделанной работе в СМИ.
17 Экскурсии, туристические походы в природоохранные зоны Кинельского района.