Симонова Елена Александровна
Описание инновационного педагогического опыта «Нетрадиционные техники рисования в изобразительной деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Нетрадиционные техники рисования в изобразительной деятельности дошкольников».
Для каждого ребенка рисование — это серьёзная и большая работа. В процессе рисования у детей проявляются познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от изученного, раскрывается самобытность каждого ребенка.
Публикация «Описание инновационного педагогического опыта „Нетрадиционные техники рисования в изобразительной деятельности дошкольников“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Нетрадиционные техники рисования
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Актуальность данного направления заключается в том, что рисование — это одно из самых любимых занятий ребёнка, где он в полной мере может проявить творчество, фантазию, свою неповторимость и индивидуальность. Это увлекательная, завораживающая, уникальная деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. При рисовании в нетрадиционной технике не присутствует слово «нельзя», можно «рисовать» чем хочешь и как хочешь и даже придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, по которым можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, огорчает. Нетрадиционные техники способствуют :
- развитию уверенности в своих силах;
- снятию детских страхов;
- развитию пространственного мышления;
- свободному выражению своего замысла;
- творческим поискам и решениям;
- обучению работе с разнообразным материалом;
- развитию чувства ритма и композиции;
- колорита и цветовосприятия;
- фактурности и объёмности;
- развитию мелкой моторики;
- формированию творческих способностей, воображению и полёту фантазии.
Комбинируя и применяя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся самостоятельно решать, думать, какую технику использовать, чтобы образ получился более выразительным. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Педагоги и психологи пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном возрасте – залог будущих успехов.
Основной идеей опыта считаю создание системы педагогических мероприятий для развития изобразительной деятельности, художественно – творческих способности детей посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Изучив методическую литературу, пришла к выводу, что роль нетрадиционной техники рисования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста очень велика. Познакомившись с методической литературой А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования», А. А Фатеева «Рисуем без кисточки», которые проводили исследования в данном направлении, сделала вывод, что нетрадиционная техника рисования способствует формированию у детей технических навыков рисования, учит создавать свой неповторимый образ в рисунке.
Основными приоритетами в работе с детьми по данному направлению могут быть:
- заинтересованность детей (сделать процесс обучения более простым и увлекательным);
- вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставленных материалов;
- создание эмоционального фона для творческой деятельности (творческий процесс сопровождается художественным словом, звучанием музыкальных произведений);
- создание и обновление предметно – развивающей среды;
- изготовление и подбор атрибутов совместно с родителями.
Изобразительная деятельность дошкольников через нетрадиционные техники рисования проходит эффективнее при:
1) использовании специальных занятий, упражнений на формирование художественно – эстетических навыков дошкольника
2) учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в нетрадиционной технике рисования
3) приобщении родителей детей к совместной изобразительной деятельности дошкольников в нетрадиционной технике рисования.
Поэтому, свою работу строю, основываясь на следующих принципах:
1. Доступность в нетрадиционной технике рисования;
2. От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;
3. Наглядность выражается в том, что у детей более развита наглядно – образная память, чем словесно – логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
4. Индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;
5. Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатления, полученное ребенком от окружающей действительности;
6. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов;
7. Последовательное и целесообразное накопление художественных впечатлений;
8. Опору на игровую деятельность, что способствует психическим особенностям детей.
Теоретическая часть опыта.
В основу опыта использования нетрадиционных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник. Такие задания ставят ребенка в позицию "творца" активизируют и направляют мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов. Положительным моментом является то, что кроме основных программ в современных дошкольных учреждениях есть выбор вариативных, парциальных и авторских программ, которые раскрывают положительные аспекты использования разнообразных нетрадиционных техник. Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, А. А. Мелик-Пашаев предполагают использование разнообразных изобразительных техник в работе с детьми дошкольного возраста как вариант пути выхода из данной сложившейся ситуации. Практические исследования О. А. Белобрыкиной, Р. Г. Казаковой, Г. Н. Давыдовой, А. А. Фатеевой, И. А. Лыковой и других педагогов в области использования нетрадиционных техник прошли открытую проверку в дошкольных образовательных учреждениях и показали значимость для повышения уровня выразительности рисунков, повышения эффективности усвоения художественно-выразительных приемов в создании образа или композиции. В современных журналах по дошкольному образованию " Дошкольное воспитание", "Воспитатель ДОУ", "Дошкольная педагогика", "Старший воспитатель", "Обруч", "Современное дошкольное образование" и др. публикуется много статей, посвященных проблеме использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста. В них представлен опыт работы педагогов, описание техник, предлагаются конспекты занятий с использованием разнообразных нетрадиционных техник. Истинная ценность этих методик заключается не в качестве работы, а в том, что дети получают радость от самого процесса.
- Ю. В. Рузанова, Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности : техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. - СПб. : КАРО, 2009 г.
- Г. Н. Давыдова. Нетрадиционные техники 22 занятия по рисованию для дошкольников, М. : ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2014
- А. В. Никитина Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты, занятия. Пособие для воспитателей., СПб. : КАРО, 2010 г.
- А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития холдинг», 2004 г.
- И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика», 2007 г.
- О. А. Белобрыкина Речь и общение: популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. – Ярославль: Академия развития: Академия К, 1998. – 240с. : ил. -
- Интернет-ресурсы, электронные учебные пособия.
Технология опыта. Система конкретных педагогических воздействий, содержание, методы, приёмы, воспитания и обучения.
Основной моей задачей, в качестве педагога, работающего в данном направлении, является правильный выбор форм инновационных технологий работы с детьми, способствующих развитию детского творчества.
Работа по данной теме проводилась в системе. Были использованы проектная деятельность, игровые, информационно-коммуникационные технологии. Все это дало положительный результат в работе с детьми. (продвижении моего педагогического опыта).
Для реализации своего опыта определила цель : нетрадиционные техники рисования, как средство активной деятельности детей. Были поставлены следующие задачи:
1) создание необходимых условий для занятий по нетрадиционным техникам рисования;
2) применение индивидуального подхода к каждому ребенку;
3) создание предметно-развивающей среды – подбор соответствующего материала и оборудования;
4) привлечение родителей к приобретению и изготовлению необходимого материала,
5) взаимодействие родителей, педагога и воспитанников.
В ходе работы поняла, что использования традиционных методов недостаточно для того, чтобы дети могли более широко раскрыть свои творческие способности. Им очень сложно, не имея достаточных навыков, изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные кисть, карандаши, фломастеры.
Считаю, что прежде, чем выполнить рисунок в нетрадиционной технике, ребенок должен предварительно изучить теоретический материал, который предшествует этой практической работе, понять сущность задачи очередного рисунка, установить, в какой последовательности она будет решаться, какие средства и приемы следует при этом использовать.
Овладев сама процессом техники нетрадиционного рисования, учу детей находить наиболее интересные техники и предлагаю определенную систему работу с ней:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
- от использования готового оборудования, материала к применению таких которые необходимо самим изготовить;
- от использования метода подражания к самостоятельному выполнения замысла;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Приобретя собственный опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом преодолев страх перед неудачей, ребёнок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно приходить к овладению новыми техниками рисования.
Известно достаточно много методов нетрадиционного рисования : мыльными пузырями, рисование солью, кулачками, разбрызгиванием, рисование ладошкой, губкой, пластилином, свечой, песком, мылом и многие другие.
Старалась в своей работе с детьми раннего дошкольного возраста использовать такие методы:
- рисование пальчиками;
- рисование ладонью (кулачком);
- оттиск печатками яблока и картофеля;
- оттиск бумагой;
Более сложные способы рисования использовала с детьми средней группы:
- пальцевая живопись;
- кляксография;
- отпечатки листьев;
- рисование в технике клеевые картинки;
- печать поролоном, пробками;
- рисование пухлыми красками;
- рисование вилкой;
- рисование на ватных дисках;
- рисование зубной щеткой;
- рисование на снегу;
- восковые мелки + акварель;
- радужное рисование;
- рисунки из ладошек;
А в старшей группе осваивали еще более трудные методы и техники :
- рисование мятой бумагой;
- рисование мыльными пузырями;
- рисование песком (на песке);
- рисование по тени;
- монотипия на стекле, бумаге;
- кляксография с трубочкой (обычная);
- пластилинография;
Каждая из этих техник рисования помогает детям почувствовать себя свободными, помогают раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное нетрадиционные техники рисования дают ребенку возможность удивиться и порадоваться миру.
С каждым годом рисование в нетрадиционной технике усложняется. В своей работе использую самодельные инструменты: (печатки, прищепки с поролоном, природный материал (листья, картофель, яблоки, а также ватные палочки, ватные диски, воздушные шары, трубочки для сока, футляры от дисков. Изобразительной деятельности детей уделяется значительное место в воспитательной работе детского сада.
При организации предметно - развивающей среды стремлюсь к тому, чтобы содержание носило развивающий характер, было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, было доступным и соответствовало возрастным особенностям детей.
В процессе художественно-творческой деятельности дети осваивали разнообразные техники. В образовательную деятельность были включены упражнения, позволяющие экспериментировать с различными материалами. В работе с дошкольниками использовала интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь различных видов деятельности (театральной, музыкальной, литературной, игровой, экспериментальной, экологией, что раскрыло широкие возможности для раскрепощённого мышления и творческого самовыражения детей, способствовало гармоничному развитию личности.
На формирующем этапе были разработана картотека: «Картотека нетрадиционных техник рисования».
Были включены разнообразные формы работы:
- ООД «Одуванчики», «Путешествие в морское царство», «Осенние деревья», «Корзина любимых цветов», «Пасхальное яичко», «Веселый еж», «Путешествие в цирк» (приложение №1).
- Дидактические игры: «Удивительные ладошки», «Радуга», «Волшебные кляксы», «Кто больше и быстрее нарисует кружочки», «На что похоже»
- Просмотр игровых и обучающих презентаций
- Игры - театрализации: народные сказки: «Теремок», «Репка», «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба».
Наиболее интересными оказались «Рисование пухлыми красками», «Рисование в технике пуантилизм», «Рисование воздушными шариками», «Рисование на ватных дисках». Оригинальное рисование без кисточки и карандаша раскрывает ребенка, позволяет чувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Работа по развитию творческих способностей детей не имела бы полноценный характер. если бы не активное участие родителей. Позитивные результаты могут быть достигнуты только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребёнок получает в детском саду, должны закрепляться в кругу семьи. Была проведена определенная работа с родителями по созданию условий для творческой активности детей дома: консультации по развитию творческих способностей детей «Нетрадиционные техники рисования. Рисуем дома» (приложение №2, «Монотипия – как один из видов нетрадиционной техники рисования в детском саду» (приложение №3). Мастер-классы с родителями («Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста» (приложение №4, «Удивительное рисование») (приложение №5, фотовыставка «Мы рисуем пальчиками», «Новый год к нам идет!». Во время родительских собраний, индивидуальных бесед родители стали интересоваться вопросами изобразительного творческого воспитания детей. Их волновали такие вопросы: есть ли у ребёнка способности к творчеству? Как помочь ребенку проявить творчество в рисунке? Проблемам творчества было посвящено и открытое занятие «Путешествие в морское царство» (положение №6).
Родители активно участвовали в изготовлении дидактических игр и пособий. Радует тот факт, что родители активно принимают участие в предложенных мероприятиях, с удовольствием сотрудничают и выполняют работы совместно с детьми.
Результативность опыта.
В результате проделанной работы сделала вывод, что рисование нетрадиционными техниками вызывает у детей неподдельный интерес. Дети правильно пользуются материалами и инструментами, проявляют интерес к освоению новых техник.
Следует отметить, на занятиях изобразительной деятельностью у воспитанников сформировывались и закрепились умения и навыки, необходимые в учебной деятельности :
-дети научились умению изображать с умением видеть, анализировать увиденное, развилось умение слушать и запоминать задание, выполнять его в определенной последовательности, укладываться в определенный отрезок времени;
- научились оценивать свою работу, находить ошибки и исправлять их, планировать свою деятельность; доводить дело до конца, содержать в порядке рабочее место, инструменты и материалы.
Вижу, как дети радуются, даря мамам свои рисунки. Ребята участвуют в украшении стен музыкального зала на тематических праздниках и мероприятиях: «День матери», «Праздник Осени», «Новый год» и т. д. Участвуя в изготовлении украшений, дети комбинируют и придумывают различные композиции, сочетают фигуры и цвет. Продукция творчества предназначается для украшения помещений и поэтому всегда сопоставляется с интерьером. Дети должны не только нарисовать, но и разместить рисунок так, чтобы он гармонировал с окружающим. Кроме того, благодаря характерности, яркости воплощения, художественный образ всегда волнует, вызывает чувства симпатии, радости или наоборот, огорчения. Но, разумеется, дети не только участвуют в украшении окружающего - они приобщаются к активной творческой деятельности. Приобщая детей к искусству, выбрала направление в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник, и работа в этом направлении дала качественный положительный эфект.
Список литературы:
1. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб. : КАРО 2007г.
2. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М. :ТЦ Сфера, 2009г.
3. Е. А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М. : Мозаика – Синтез, 2006г.
4. Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет». – М. : Мозаика – Синтез, 2003г.
5. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть1,2». – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
6. Ю. В. Рузанова «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности : техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. - СПб. : КАРО, 2009 г.
7. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика», 2007г.