Получи документы

Описание инновационного педагогического опыта старшего воспитателя высшей квалификационной категории

нина семенова
Описание инновационного педагогического опыта старшего воспитателя высшей квалификационной категории
▼ Скачать + Заказать документы

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Ухоловский детский сад №1 Ухоловского муниципального района

ОПИСАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Старшего воспитателя высшей квалификационной категории

Н. И. Семеновой

Тема опыта :

«Музейная педагогика как условие реализации

ФГОС ДО».

р. п. Ухолово.

«Без памяти – нет традиций,

без традиций – нет культуры,

без культуры – нет воспитания,

Публикация «Описание инновационного педагогического опыта старшего воспитателя высшей квалификационной категории» размещена в разделах

без воспитания – нет духовности,

без духовности – нет личности,

без личности – нет народа»

(Академик Г. Н. Волков.)

Тема опыта : «Музейная педагогика как условие реализации ФГОС ДО».

Актуальность

Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования.

В современных условиях к педагогике как практической науке предъявляются все больше требования в плане обобщения и наполнении её новым содержанием процессов воспитания и образования. В связи с этим возникает потребность привлечения музея к воспитательно-образовательным отношениям, так как музей любого профиля является уникальным образовательным учреждением. В своем пространстве он совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности, разнообразный опыт и знания.

Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательных отношений.

И здесь на помощь нам приходит музейная педагогика. Время заставляет нас искать в музее партнёра по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей.

Дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго только тогда, когда все слышат, видят и делают сами.

Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОО заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС ДО в части формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, формирования целостной картины мира, расширения кругозора детей.

Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания.

Мини-музеи – это неотъемлемая часть развивающей предметно – пространственной среды ДОО.

Таким образом, с помощью музейной педагогики можно помочь детям сориентироваться в сложном мире культуры, расширить знания и представления о мире и о самом себе, осознать себя наследником не только своей, но и других культур. Для дошкольников экскурсии в музей необходимы как база первичной подготовки будущих посетителей музея к восприятию экспонируемых в нем ценностей.

Как показывает практический опыт, чем раньше начинается работа по приобщению ребенка к музею, тем эффективнее будет педагогический результат. Музейная педагогика реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать.

Научная основа

В Большом энциклопедическом словаре говорится: «Музей – научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры – первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества».

Один из самых авторитетных исследователей детского дошкольного возраста А. В. Запорожец показал, что центральными достижениями психического развития в этом периоде следует считать образные формы познания и социальные эмоции. Так вот, музейная форма представления материала непосредственно способствует именно образному познанию, а уж социальные эмоции – вопрос содержания музейных экспозиций.

Музей в ДОО – это специально организованное, особое пространство, способствующее расширению кругозора дошкольника и педагога, приобщению к ценностям культуры, привитию чувства патриотизма, повышению образованности.

Н. А. Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев :

- образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;

- развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;

- воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.

Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в становлении умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания подрастающего поколения.

Назначение мини -музея в ДОО – изучение регионального компонента, патриотическое воспитание дошкольников, взращивание в детской душе семян любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.

Принципы функционирования мини-музеев разработаны на основе анализа взглядов на музейную педагогику отечественного психолога Л. С. Выготского, зарубежных педагогов и психологов Жана Пиаже, Марии Монтессори, ученых-музееведов А. В. Бакушинского, Е. В. Волковой, В. Г. Лурье и др.

Педагоги, которые занимались музейной педагогикой : А. В. Бакушинский, С. Т. Шацкий, Ф. И. Шмит, Н. Д. Рева, Т. В. Чумакова, Е. Н. Конухова, Н. Л. Кульчинская, М. Ю. Коваль, О. В. Дыбина, Л. В. Пантелеева, Н. А. Рыжова и другие.

Формулирование проблемы

Проблема заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях национальных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Огромное значение имеет патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие чувства разовьются у ребенка, зависит от родителей и окружающих его взрослых, от того, какими впечатлениями и знаниями его обогатят.

Цель работы по данному опыту - приобщение к музеям подрастающего поколения, постоянное обогащение представлений воспитанников об окружающем их мире новыми впечатлениями, творческое развитие личности.

Задачи:

Воспитание у дошкольников основ музейной культуры.

• Формирование системы ценностей ребенка, приобщение к историческому, культурному, природному наследию; воспитание толерантности, гражданственности и патриотизма; развитие познавательных, творческих, эмоциональных и речевых процессов.

• Обогащение развивающей предметно-пространственной среды ДОО.

• Развитие сотрудничества педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

Задачи, которые ставит перед собой воспитатель, должны четко согласовываться с основными и неизменными принципами музейной педагогики : предметность, наглядность, эмоциональность, интерактивность.

Суть инновационной деятельности

Содержание

В своей работе по организации мини – музеев в МДОУ Ухоловский детский сад № 1 я выделила несколько этапов:

• 1 этап. Сообщение педагогам и родителям тематики мини – музея, постановка целей и задач

• 2 этап. Сбор экспонатов и их регистрация.

• 3 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:

- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;

- наличие детской мебели для проведения занятий, экскурсий;

- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

• 4 этап. Разработка содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.

• 5 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.

• 6 этап. Подготовка экскурсоводов к проведению экскурсий.

• 7 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.

Тематика мини – музеев, организованных в ДОО: (Приложение 1)

«Божьи коровки»

• Ложки»

«Снежинки»

«Пуговицы»

«В природном царстве – государстве»

«Кукольная страна»

«История открытки»

«Музыкальные инструменты»

«Фразеологизмы»

«Матрёшки»

Работая над организацией мини - музеев «Кукольная страна», «История открытки», я разработала текстовой экскурсионный материал, адаптированный для детей дошкольного возраста. (Приложение 2)

Важная особенность мини – музеев – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини- музею. Они могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для малышей, пополнять их своими рисунками.

В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.

Каждый мини- музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини – музея обязательно должны отражать специфику возраста детей. Мини – музеи пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

Я считаю, что создание музея - очень интересное и увлекательное занятие, важное средство воспитания и обучения детей. Соприкосновение с историческим прошлым духовно обогащает ребёнка, воспитывает гордость, поддерживает интерес к его культуре. Постепенно нам удаётся приобщать детей к культурным, историческим истокам, раскрывать в детях отзывчивость, чуткость, толерантность, восприимчивость к прошлому.

Детский музей-это целая воспитательно-образовательная система, в которой музейная педагогика облегчает ребёнку вхождение в сложный мир искусства, погружает его в мир традиционной культуры.

Мы в нашем детском саду создаём небольшие, уютные, в чем-то даже домашние мини-музеи. В их создании принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. Сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.

Наши мини - музеи интерактивны. Мы не только разрешаем, но и всячески рекомендуем юным посетителям действия с предметами. Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть, использовать их в процессе непосредственно –образовательной деятельности и в других мероприятиях. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка - это что-то свое, родное, так как многие дети принимают участие в его создании. Собирание коллекций - занятие увлекательное и захватывающее.

Мы стараемся построить работу в мини-музее так, чтобы он помог заинтересовать не только детей, но и родителей. Хочется, чтобы наши мини-музеи стал средством общения воспитателя, детей и их семей.

Новизна

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную развивающую предметно-пространственную среду.

Инновацией является использование в работе дошкольной организации таких методов и приемов, которые позволяют воспитателям, родителям и детям быть активными участниками образовательных отношений.

Авторская новизна – это подготовка материала, для проведения экскурсий, адаптированного к дошкольному возрасту.

Место и время реализации

Использовать музейную педагогику возможно и необходимо во время всех воспитательно-образовательных отношений, так как музей любого профиля является уникальным образовательным учреждением. Экскурсии в музей способны дополнить и обогатить любую информацию педагога, сделать сам процесс образования предметным, наглядным и осязаемым.

Педагог может обращаться к музейной педагогике во время проведения НОД, развлечений, других мероприятий, организуемых в ДОО.

Интеграция музейной педагогики возможна с разными видами дошкольной деятельности детей.

Оптимальность инновационного опыта

Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования.

Мини-музей помогает расширять кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности, и, в какой-то степени, выполняет роль помещения для психологической разгрузки детей, открывая новые возможности для работы с гиперактивными или, наоборот, с пассивными детьми.

Преемственность

Тесное взаимодействие и сотрудничество педагогов МДОУ, МБОУ СОШ, детской библиотекой, музеем «Истоки», позволяет делиться опытом по организации мини – музеев.

Посещение воспитанниками групп мини – музея народного мастера – краеведа, Почётного гражданина поселка В. В. Ломтева.

Использование музейной педагогики в образовательных отношениях позволит развить личность дошкольников и подготовить к дальнейшему обучению в школе.

Воспризводимость

Накопленный опыт по созданию мини – музеев в ДОУ могут использовать в своей работе педагоги ДОО и других образовательных организаций города.

Предполагаемый результат

Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов. Накопленный опыт работы по музейной педагогике показывает, что создание музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.

Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь. Сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми, родителями, мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.

Музейная педагогика дает возможности :

- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей;

- попробовать собственные силы и самореализовываться каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

- организовать интересные нетрадиционные формы учебной и совместной с педагогами деятельности детей.

Не случайно музеи называют информационно – коммуникативной системой. Включение музея в образовательные отношения способствует формированию у подрастающего поколения психологической и нравственной готовности быть активным участником перемен и преобразований в окружающем мире.

Музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьёй и социумом.

Перспективы

• Продолжить работу по созданию мини - музеев в ДОО разнообразной тематики и направленности.

• Продолжить работу над составлением адаптированного к дошкольному возрасту текстового сопровождения проводимых в мини – музеях экскурсий.

• Привлекать воспитанников старшего дошкольного возраста к проведению экскурсий в мини – музеях.

• Это позволит привлечь родителей к активному участию как в пополнении мини – музеев имеющимися дома экспонатами, так и к совместной деятельности с детьми в создании экспонатов своими руками.

• Провести конкурс на организацию лучшего мини – музея в ДОО.

Список использованной литературы.

1. Воронович В. М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В. М. Воронович. N 12. – 2007. – С.

2. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. М. : ТЦ “Сфера”, 2006.

3. Рыжова Н. А. Как стать коллекционером. Игра и дети N 24, 2004.

4. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М. : Линка-Пресс, 2008.

6. Рыжова Н. А., Ларионова Г. Б., Данюкова А. И. Мини-музеи в детском саду. Дошкольное образование N 22, 2002.

7. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М. : Линка-Пресс, 2004.

8. Ресурсы сети Интернет.

Публикации по теме:

Анализ работы наставника-воспитателя первой квалификационной категории с начинающим специалистом за 2017–2018 учебный годАнализ работы наставника-воспитателя первой квалификационной категории с начинающим специалистом за 2017–2018 учебный год .

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС доДиссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством песка»Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством песка» В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие.

Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц»Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц» Ранний дошкольный возраст – это когда ребенок стал более самостоятельным и уже пора исследовать мир. Многие возрастные особенности связаны.

Описание опыта работы по проведению Дня моряка для разных дошкольных возрастовОписание опыта работы по проведению Дня моряка для разных дошкольных возрастов Описание опыта работы по проведению Дня моряка в группе (для разных дошкольных возрастов) Мы жители Приморского края, живем на берегу.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

Отчет о самообследовании педагогической деятельности воспитателя I категории На своём опыте поняла всю сложность нынешней аттестации, главное следовать пунктам и ограничениям! Поэтому решила опубликовать свои наработки,.

Отчет о самообследовании педагогической деятельности воспитателя I категории (окончание) Раздел 4 Результаты профессиональной деятельности. 4.1. В соответ-ствии с планом ВШК мною ежегодно проводится классно – обобщающий кон-троль,.

Отчет о самообследовании педагогической деятельности воспитателя I категории (продолжение) Раздел 3 Профессиональная деятельность. 3.1. Пятый год воспитанники школы занимаются по моей программе факультатива «Ищу работу», направленной.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Описание инновационного педагогического опыта старшего воспитателя высшей квалификационной категории
Опубликовано: 8 апреля 2022 в 13:24
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Описание инновационного педагогического опыта старшего воспитателя высшей квалификационной категории» (включая файлы) размещена пользователем нина семенова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД