нина семенова
Описание инновационного педагогического опыта старшего воспитателя высшей квалификационной категории
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Ухоловский детский сад №1 Ухоловского муниципального района
ОПИСАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Старшего воспитателя высшей квалификационной категории
Н. И. Семеновой
Тема опыта :
«Музейная педагогика как условие реализации
ФГОС ДО».
р. п. Ухолово.
«Без памяти – нет традиций,
без традиций – нет культуры,
без культуры – нет воспитания,
Публикация «Описание инновационного педагогического опыта старшего воспитателя высшей квалификационной категории» размещена в разделах
без воспитания – нет духовности,
без духовности – нет личности,
без личности – нет народа»
(Академик Г. Н. Волков.)
Тема опыта : «Музейная педагогика как условие реализации ФГОС ДО».
Актуальность
Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности дошкольного образования.
В современных условиях к педагогике как практической науке предъявляются все больше требования в плане обобщения и наполнении её новым содержанием процессов воспитания и образования. В связи с этим возникает потребность привлечения музея к воспитательно-образовательным отношениям, так как музей любого профиля является уникальным образовательным учреждением. В своем пространстве он совмещает различные временные связи, нравственные, художественные и эстетические ценности, разнообразный опыт и знания.
Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательных отношений.
И здесь на помощь нам приходит музейная педагогика. Время заставляет нас искать в музее партнёра по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей.
Дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго только тогда, когда все слышат, видят и делают сами.
Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОО заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС ДО в части формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу, формирования целостной картины мира, расширения кругозора детей.
Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания.
Мини-музеи – это неотъемлемая часть развивающей предметно – пространственной среды ДОО.
Таким образом, с помощью музейной педагогики можно помочь детям сориентироваться в сложном мире культуры, расширить знания и представления о мире и о самом себе, осознать себя наследником не только своей, но и других культур. Для дошкольников экскурсии в музей необходимы как база первичной подготовки будущих посетителей музея к восприятию экспонируемых в нем ценностей.
Как показывает практический опыт, чем раньше начинается работа по приобщению ребенка к музею, тем эффективнее будет педагогический результат. Музейная педагогика реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать.
Научная основа
В Большом энциклопедическом словаре говорится: «Музей – научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры – первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества».
Один из самых авторитетных исследователей детского дошкольного возраста А. В. Запорожец показал, что центральными достижениями психического развития в этом периоде следует считать образные формы познания и социальные эмоции. Так вот, музейная форма представления материала непосредственно способствует именно образному познанию, а уж социальные эмоции – вопрос содержания музейных экспозиций.
Музей в ДОО – это специально организованное, особое пространство, способствующее расширению кругозора дошкольника и педагога, приобщению к ценностям культуры, привитию чувства патриотизма, повышению образованности.
Н. А. Рыжова выделяет следующие педагогические функции музеев :
- образовательная, предполагающая развитие зрительно-слухового восприятия, усвоение информации; использование дидактических материалов, расширяющих рамки учебной программы, направленная на формирование умений, навыков и адекватного, осмысленного отношения к получаемой информации;
- развивающая, имеющая в своей основе активизацию мышления, развитие интеллектуальных чувств, памяти, сенсорно-физиологических структур, обогащение словарного запаса;
- воспитательная, в рамках которой осуществляется целенаправленная деятельность по формированию личностных качеств, взглядов, убеждений воспитанников, включение их в систему отношений воспитания, нацеленную на приобретение не только знаний, но и других элементов социального опыта.
Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в становлении умственного, нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания подрастающего поколения.
Назначение мини -музея в ДОО – изучение регионального компонента, патриотическое воспитание дошкольников, взращивание в детской душе семян любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.
Принципы функционирования мини-музеев разработаны на основе анализа взглядов на музейную педагогику отечественного психолога Л. С. Выготского, зарубежных педагогов и психологов Жана Пиаже, Марии Монтессори, ученых-музееведов А. В. Бакушинского, Е. В. Волковой, В. Г. Лурье и др.
Педагоги, которые занимались музейной педагогикой : А. В. Бакушинский, С. Т. Шацкий, Ф. И. Шмит, Н. Д. Рева, Т. В. Чумакова, Е. Н. Конухова, Н. Л. Кульчинская, М. Ю. Коваль, О. В. Дыбина, Л. В. Пантелеева, Н. А. Рыжова и другие.
Формулирование проблемы
Проблема заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях национальных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Огромное значение имеет патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие чувства разовьются у ребенка, зависит от родителей и окружающих его взрослых, от того, какими впечатлениями и знаниями его обогатят.
Цель работы по данному опыту - приобщение к музеям подрастающего поколения, постоянное обогащение представлений воспитанников об окружающем их мире новыми впечатлениями, творческое развитие личности.
Задачи:
• Воспитание у дошкольников основ музейной культуры.
• Формирование системы ценностей ребенка, приобщение к историческому, культурному, природному наследию; воспитание толерантности, гражданственности и патриотизма; развитие познавательных, творческих, эмоциональных и речевых процессов.
• Обогащение развивающей предметно-пространственной среды ДОО.
• Развитие сотрудничества педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.
Задачи, которые ставит перед собой воспитатель, должны четко согласовываться с основными и неизменными принципами музейной педагогики : предметность, наглядность, эмоциональность, интерактивность.
Суть инновационной деятельности
Содержание
В своей работе по организации мини – музеев в МДОУ Ухоловский детский сад № 1 я выделила несколько этапов:
• 1 этап. Сообщение педагогам и родителям тематики мини – музея, постановка целей и задач
• 2 этап. Сбор экспонатов и их регистрация.
• 3 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:
- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;
- наличие детской мебели для проведения занятий, экскурсий;
- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
• 4 этап. Разработка содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.
• 5 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.
• 6 этап. Подготовка экскурсоводов к проведению экскурсий.
• 7 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.
Тематика мини – музеев, организованных в ДОО: (Приложение 1)
• «Божьи коровки»
• Ложки»
• «Снежинки»
• «Пуговицы»
• «В природном царстве – государстве»
• «Кукольная страна»
• «История открытки»
• «Музыкальные инструменты»
• «Фразеологизмы»
• «Матрёшки»
Работая над организацией мини - музеев «Кукольная страна», «История открытки», я разработала текстовой экскурсионный материал, адаптированный для детей дошкольного возраста. (Приложение 2)
Важная особенность мини – музеев – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини- музею. Они могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для малышей, пополнять их своими рисунками.
В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.
Каждый мини- музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини – музея обязательно должны отражать специфику возраста детей. Мини – музеи пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.
Я считаю, что создание музея - очень интересное и увлекательное занятие, важное средство воспитания и обучения детей. Соприкосновение с историческим прошлым духовно обогащает ребёнка, воспитывает гордость, поддерживает интерес к его культуре. Постепенно нам удаётся приобщать детей к культурным, историческим истокам, раскрывать в детях отзывчивость, чуткость, толерантность, восприимчивость к прошлому.
Детский музей-это целая воспитательно-образовательная система, в которой музейная педагогика облегчает ребёнку вхождение в сложный мир искусства, погружает его в мир традиционной культуры.
Мы в нашем детском саду создаём небольшие, уютные, в чем-то даже домашние мини-музеи. В их создании принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. Сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.
Наши мини - музеи интерактивны. Мы не только разрешаем, но и всячески рекомендуем юным посетителям действия с предметами. Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть, использовать их в процессе непосредственно –образовательной деятельности и в других мероприятиях. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка - это что-то свое, родное, так как многие дети принимают участие в его создании. Собирание коллекций - занятие увлекательное и захватывающее.
Мы стараемся построить работу в мини-музее так, чтобы он помог заинтересовать не только детей, но и родителей. Хочется, чтобы наши мини-музеи стал средством общения воспитателя, детей и их семей.
Новизна
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную развивающую предметно-пространственную среду.
Инновацией является использование в работе дошкольной организации таких методов и приемов, которые позволяют воспитателям, родителям и детям быть активными участниками образовательных отношений.
Авторская новизна – это подготовка материала, для проведения экскурсий, адаптированного к дошкольному возрасту.
Место и время реализации
Использовать музейную педагогику возможно и необходимо во время всех воспитательно-образовательных отношений, так как музей любого профиля является уникальным образовательным учреждением. Экскурсии в музей способны дополнить и обогатить любую информацию педагога, сделать сам процесс образования предметным, наглядным и осязаемым.
Педагог может обращаться к музейной педагогике во время проведения НОД, развлечений, других мероприятий, организуемых в ДОО.
Интеграция музейной педагогики возможна с разными видами дошкольной деятельности детей.
Оптимальность инновационного опыта
Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ дошкольного образования.
Мини-музей помогает расширять кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности, и, в какой-то степени, выполняет роль помещения для психологической разгрузки детей, открывая новые возможности для работы с гиперактивными или, наоборот, с пассивными детьми.
Преемственность
Тесное взаимодействие и сотрудничество педагогов МДОУ, МБОУ СОШ, детской библиотекой, музеем «Истоки», позволяет делиться опытом по организации мини – музеев.
Посещение воспитанниками групп мини – музея народного мастера – краеведа, Почётного гражданина поселка В. В. Ломтева.
Использование музейной педагогики в образовательных отношениях позволит развить личность дошкольников и подготовить к дальнейшему обучению в школе.
Воспризводимость
Накопленный опыт по созданию мини – музеев в ДОУ могут использовать в своей работе педагоги ДОО и других образовательных организаций города.
Предполагаемый результат
Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов. Накопленный опыт работы по музейной педагогике показывает, что создание музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.
Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь. Сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми, родителями, мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.
Музейная педагогика дает возможности :
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей;
- попробовать собственные силы и самореализовываться каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
- организовать интересные нетрадиционные формы учебной и совместной с педагогами деятельности детей.
Не случайно музеи называют информационно – коммуникативной системой. Включение музея в образовательные отношения способствует формированию у подрастающего поколения психологической и нравственной готовности быть активным участником перемен и преобразований в окружающем мире.
Музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьёй и социумом.
Перспективы
• Продолжить работу по созданию мини - музеев в ДОО разнообразной тематики и направленности.
• Продолжить работу над составлением адаптированного к дошкольному возрасту текстового сопровождения проводимых в мини – музеях экскурсий.
• Привлекать воспитанников старшего дошкольного возраста к проведению экскурсий в мини – музеях.
• Это позволит привлечь родителей к активному участию как в пополнении мини – музеев имеющимися дома экспонатами, так и к совместной деятельности с детьми в создании экспонатов своими руками.
• Провести конкурс на организацию лучшего мини – музея в ДОО.
Список использованной литературы.
1. Воронович В. М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В. М. Воронович. N 12. – 2007. – С.
2. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. М. : ТЦ “Сфера”, 2006.
3. Рыжова Н. А. Как стать коллекционером. Игра и дети N 24, 2004.
4. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М. : Линка-Пресс, 2008.
6. Рыжова Н. А., Ларионова Г. Б., Данюкова А. И. Мини-музеи в детском саду. Дошкольное образование N 22, 2002.
7. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М. : Линка-Пресс, 2004.
8. Ресурсы сети Интернет.