анна незванова
Опасности современных цифровых развлечений для ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Современный мир организует нашу жизнедеятельность по новым принципам. Это совершенно другая жизнь, нежели была ещё 20 лет назад.
Деятельность человека стала в каких-то моментах намного проще: рутинные домашние дела, поиск информации, осуществление выбора в различных сферах - всё организовано с помощью технических средств, информационного поля в сети интернет и изобилием рынка предлагаемых услуг, продуктов и вещей. Но всегда у одной медали две стороны. Да, нам стало проще, но вместе с этим ускорился темп жизни. Даже магнитное поле земли изменилось, что уже доказанный факт. И эти факты нужно принять, мы все живём в новом мире - мире быстрого темпа и цифровых технологий.
Публикация «Опасности современных цифровых развлечений для ребёнка» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Но как же быть нашим детям? Как уберечь их от ненужной информации, от негативных последствий влияния современного общества?
Работая с детьми, изучая профессиональную литературу и научные труды, я выделила несколько проблем, которые вытекают из вышеперечисленного. Это проблема зависимости от сервиса Tik Tok и подобных ему, проблемы с концентрацией внимания и "клиповое мышление" у детей.
В России впервые термин "клиповое мышление" употребил Ф. И. Гиренок. Он считал, что понятийное мышление у современных детей перестало играть важную роль в современном мире. Линейное мышление заменилось нелинейным, а клиповым.
Линейное мышление - это когда информация вытекает одна из другой, её можно связать между собой одним общим смыслом. Клиповое же мышление не укладывается в логическую цепочку, не формирует единую картину мира, так как поступает фрагментарно и бессвязно. Из трудов Т. В. Семеновских можно сделать вывод о том, что большую роль в клиповом мышление играет восприятие. Из за информационной перегрузки восприятия объём оперативной памяти увеличивается, но в этом случае объём долговременной памяти значительно уменьшается. При этом полученная информация крайне поверхностна. Она не позволяет находить связи в фактах, выделять важные вещи, делать глубокий анализ и выводы. Как определить именно те клипы, которые приводят к такому виду мышления? Главная особенностью таких клипов является яркость, быстрота смены и краткость сюжета. Так у современных детей появляется принцип в работе мышления и восприятия - " увидел и забыл".
Что еще негативно сказывается на познавательных возможностях наших детей? Это современные сервисы, мультфильмы с наличием 25 кадра. О влияние 25 кадра говорится давно, и в доказательство проведено много исследований. Например, сотрудники университетов США (под руководством профессора психологии Анджелины Лиллард) разделили 60 детей в возрасте 4 лет на три группы. В первой дети смотрели мультфильмы с быстро движущимися картинками, а в третьей рисовали маркерами и мелками. Сразу после этого они выполняли разнообразные тесты. Хуже всего с заданиями справились дети первой группы - всего 15%. 70% детей третьей группы справились с заданиями успешно. Выводы напрашиваются сами собой.
Ну и что касается площадки Tik Tok и подобных приложений, то тут нужно отметить следующее: Тik Тok - это неконтролируемая страница прокрутки видео, которые нам предлагает платформа. Попадая на неё, мы видим 15секундные ролики, которые мы не собирались смотреть. И помимо ненужной информации, информации не по возрасту, существует и другая угроза, которую сами разработчики прозвали "дофаминовым уколом". Думаю все из вас знают что человек- существо гормональное. И зачастую нами управляют гормоны: адреналин, дофамин, тестостерон, эстроген и др. Так вот, платформа Tik Тok нацелена на систему вознаграждения пользователя, за которую как раз отвечает гормон Дофамин. Это химическое вещество, которое вызывает удовольствие в мозге. Дофамин высвобождается во время приятных ситуаций и побуждает человека искать стимулирующую деятельность или занятие. Короткий, динамичный, оптимистичный контент просмотрен и очередная доза дофамина получена. И чем больше таких роликов мы смотрим, тем больше дофамина мы получаем. Чем больше получаем, - тем больше его жаждет. Поэтому и продолжаем просмотр, всё возвращаясь на платформу за добавкой. Помимо "дофаминовой зависимости", здесь можно отметить колебания собственной самооценки. Снижение её на фоне просмотра роликов про чью-то яркую, богатую, насыщенную праздником жизнь.
Теперь мне бы хотелось спросить вас: после того, как вы узнали об этих нюансах, хотите ли вы, чтобы ваш ребенок дальше продолжал безмерно смотреть телевизор, играть в игры и зависать в Tik Toke? Уверена, что нет. Поэтому хотела предупредить вас и напомнить о советских мультфильмах, о чтение книг, которые развивают мышление, воображение и речь. О настольных играх и просто совместном времяпрепровождении с ребёнком.