Лукина Надежда
Конспект НОД по исследовательской деятельности с элементами ТРИЗ в старшей группе «Поможем Золушке попасть на бал»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по исследовательской деятельности с элементами ТРИЗ
в старшей группе на тему «Поможем Золушке попасть на бал»
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, мыслительной деятельности, любознательности.
Задачи:
• Систематизировать и углубить знания детей об электричестве и его использовании.
• Понимать поставленную задачу и находить способы ее достижения;
Публикация «Конспект НОД по исследовательской деятельности с элементами ТРИЗ в старшей группе „Поможем Золушке попасть на бал“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- «Золушка»
- Темочки
• Формировать у детей знание, что в электрических приборах электроэнергия превращается в другие виды энергии (энергию света, тепла, звука)
• Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
• Закреплять правила безопасного обращения с электрическими приборами.
• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, умение вести диалог, работать в коллективе.
Оборудование и материалы:
1. Часы настенные с батарейкой;
2. Картинка Золушка;
3. Игра домино «Волшебное электричество»;
4. Картинки для игры «Что было, что есть»;
5. Карточки- схемы по правилам пользования электроприборами;
6. Оборудование для опытов: пластмассовые шарики, тарелки с крупой по количеству детей, перья, шерстяная ткань, на подставке оргстекло, под которым лежат шарики из пенопласта, шерстяная варежка, тарелочки с бумагой, пластмассовые палочки по количеству детей;
7. Памятки «Правила пользования электроприборами».
Ход занятия:
1. -Ребята, сегодня утром я пришла на работу, посмотрела на часы и заметила, что часы наши не работают. Что случилось? (высказывания детей)
- Вы правы, нет батарейки.
Сейчас попробуем поставить батарейку (минус к минусу, плюс к плюсу)
-Часы заработали, пошла секундная стрелка!
Что же за сила такая скрывается в батарейках? (Ответы детей)
Что же за сила такая скрывается в батарейках? (Ответы детей).
- Когда мы поставили батарейку, через часы пошел электрический ток, и они заработали.
- Ребята, а у нас в группе есть электричество? Где? (В группе есть розетки, выключатели, провода, лампочки).
Электрический ток вырабатывается на больших электростанциях, затем электрический ток течет по проводам, спрятанным глубоко в земле или над землей очень высоко, приходит в наши дома, попадая в выключатели и розетки. Электрический ток совершает длинное путешествие по улицам и городам, он чем-то похож на реку, только по проводам текут маленькие частички. Этот провод - дорожка.
- Что работает с помощью электричества? (Электроприборы)
2. Ребята, а я знаю одну девушку, которой бытовые приборы очень бы пригодились. Хотите, чтоб она появилась перед вами?
Тогда я прочитаю вам сказку – загадку, и если вы отгадаете, то она появится на нашей доске.
Присаживайтесь на ковер, закрывайте глаза и слушайте:
Про девушку эту сказку читаю,
Но как ей помочь, к сожалению, не знаю.
Не справиться девушке с тяжкой работой,
А на балу оказаться охота.
Никто не оценит бедняжки стараний!
Ей так не хватает машины стиральной.
Приходится девушке дом убирать,
Но где пылесос, чтобы ей помогать?
Как трудно тарелок огромную груду -
Помыть без машины, что моет посуду.
А надо еще приготовить обед:
Как жаль, что электроплиты в доме нет.
Присела бедняжка - всего не успеть.
Сейчас телевизор бы ей посмотреть!
Однако работает, сил не жалея,
Надеется только на добрую Фею.
– Вы догадались, о какой девушке идет речь? (О золушке)
- Она работает целыми днями, а о чем же она мечтает? (Ответы детей).
-Хотите помочь Золушке попасть на бал? (Ответы детей).
- Сегодня мы с вами будем в роли Феи, и я предлагаю вам сделать Золушке подарки.
3. Но сначала проверим ваши знания об электричестве и поиграем в игру «Домино. Волшебное электричество»
Цель игры: Сформировать у детей знание о том, что в электрических приборах бытовой техники, электрическом транспорте, инструментах и тд. электрическая энергия превращается в другие виды энергии: энергию света, тепла, движения, преобразовывается в звук.
Рассмотрите внимательно схемы и подберите необходимый электроприбор к этой схеме, поясните свой выбор
-Молодцы, ребята, вы справились с заданием.
4. Ребята, а вы знаете, что эти приборы существовали не всегда, наши прабабушки пользовались совсем другими «приборами».
-Посмотрите на картинки и попробуйте составить логические цепочки.
Игра «Что было, что есть».
Веник – пылесос;
Веер – вентилятор;
Корыто - стиральная машина;
Гладильная палка – утюг;
Свеча – электролампочка;
Русская печь – электроплита.
Молодцы.
5. Ребята, электричество таит в себе и опасность, и нужно соблюдать правила, чтобы электричество было безопасным.
1) Что означает эта карточка?
(Нельзя без взрослых пользоваться электроприборами).
2) О чем предупреждает эта схема?
(Нельзя мокрыми руками трогать электроприборы).
3) О чем говорит эта карточка?
(Нельзя вставлять в розетку пальцы и предметы).
4) О чем предупреждает эта карточка?
(Не используй электроприборы с поврежденной изоляцией)
5) О чем предупреждает эта карточка?
(не оставляй включенные электроприборы, уходя из дома - туши свет)
При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Оно опасно.
Золушка ты запомнила правила обращения с электроприборами?
- А есть электричество неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть.
5. Физминутка.
Ток бежит по проводам, (Бег на месте.)
Свет несет в квартиру нам. (Руки вверх, встать на носочки.)
Чтоб работали приборы, (Кулачками друг о друга стучат.)
Холодильник, мониторы. (Обнять себя подражать, козырёк.)
Кофемолки, пылесос, (Движение рук по кругу, всасывают движения рук.)
Ток энергию принес. (Шаги на месте.)
6. Я приглашаю вас к первому столу.
Злая мачеха, чтобы еще больше добавить работы нашей Золушке, смешала крупу, вы не поверите с….перьями. Ну как же нам помочь бедной золушке, чтобы вовремя успеть на бал?
Давайте проведем опыт с помощью безопасного электричества и поможем Золушке.
Опыт 1 «Волшебство предметов»
Это безопасное электричество живет в шерстяной одежде, например варежках. Возьмите пластмассовые шарики, прикоснитесь к перышкам.
Что вы видите? (лежат спокойно).
Сейчас попробуйте сделать эти обычные предметы волшебными, электрическими, чтобы они могли к себе притягивать при помощи шерстяных варежков, которые лежат на столе. А как это сделать? (потереть)
Ловите электричество. –
Что вы видите? (Предметы притянулись, прилипли).
- Какие стали предметы? (Электрическими).
- Как они стали электрическими?
Вывод: Доброе электричество живет шерстяной одежде.
Опыт 2 «Волшебная варежка"
Мы справились с одной проблемой, убрали перья из крупы, но Мачеха не успокоилась на этом, она разломала и разбросала шарики от пенопласта по этому подносу.
-Как их быстро собрать?
- Я думаю можно убрать при помощи стекла и варежки (опыт за столом, дети наблюдают стоя вокруг)
- Как заставить шарики двигаться, прыгать? (натереть стекло, сделать его электрическим).
- У меня есть обычная варежка, сейчас я буду делать стекло волшебным, электрическим.
- Что происходит с шариками? (они зашевелились, запрыгали).
- Почему они зашевелились?
- Как стекло стало волшебным?
Вывод: Когда натирали стекло варежкой, оно стало электрическим, поэтому шарики задвигались и притянулись к стеклу.
- Вам понравился этот опыт? Вот как можно интересно играть с этим добрым электричеством.
Опыт 3 «Волшебные предметы»
Злая мачеха разбросала бумагу по всему дому и даже положила в эти тарелки.
Перед вами в тарелочках лежат мелкие кусочки бумаги и пластмассовые палочки.
-Как заставить бумагу притянутся к палочке?
(Можно натереть о шерстяную ткань, а можно потереть о волосы).
- Ловите электричество, (бумага прилипла, притянулась, зашевелилась).
Почему притянулись кусочки бумаги? Какая палочка стала? (электрическая, волшебная).
- Как она стала такой? (потерли о волосы, поймали электричество в волосах или о ткань).
Вывод: Если предметы потереть о ткань или волосы, то к ним притягивается бумажные кусочки.
- Молодцы! Вы опять поймали электричество и помогли нашей Золушке.
8. Итог занятия.
Кому сегодня мы помогали?
Чему вы научились сегодня?
А как мы их делали волшебными?
А какие опыты вам больше запомнились? Электричество опасно?
А когда электричество может быть опасным?
Главные правила пользования электроприборами мы сегодня проговорили, а чтобы вы не забывали эти правила, я вам даю памятки. Смотрите их и не забывайте, покажите дома родителям.
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, мыслительной деятельности, любознательности.
Задачи:
• Систематизировать и углубить знания детей об электричестве и его использовании.
• Понимать поставленную задачу и находить способы ее достижения;
• Формировать у детей знание, что в электрических приборах электроэнергия превращается в другие виды энергии (энергию света, тепла, звука)
• Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
• Закреплять правила безопасного обращения с электрическими приборами.
• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, умение вести диалог, работать в коллективе.
Оборудование и материалы:
1. Часы настенные с батарейкой;
2. Картинка Золушка;
3. Игра домино «Волшебное электричество»;
4. Картинки для игры «Что было, что есть»;
5. Карточки- схемы по правилам пользования электроприборами;
6. Оборудование для опытов: пластмассовые шарики, тарелки с крупой по количеству детей, перья, шерстяная ткань, на подставке оргстекло, под которым лежат шарики из пенопласта, шерстяная варежка, тарелочки с бумагой, пластмассовые палочки по количеству детей;
7. Памятки «Правила пользования электроприборами».
Ход занятия:
1. -Ребята, сегодня утром я пришла на работу, посмотрела на часы и заметила, что часы наши не работают. Что случилось? (высказывания детей)
- Вы правы, нет батарейки.
Сейчас попробуем поставить батарейку (минус к минусу, плюс к плюсу)
-Часы заработали, пошла секундная стрелка!
Что же за сила такая скрывается в батарейках? (Ответы детей)
Что же за сила такая скрывается в батарейках? (Ответы детей).
- Когда мы поставили батарейку, через часы пошел электрический ток, и они заработали.
- Ребята, а у нас в группе есть электричество? Где? (В группе есть розетки, выключатели, провода, лампочки).
Электрический ток вырабатывается на больших электростанциях, затем электрический ток течет по проводам, спрятанным глубоко в земле или над землей очень высоко, приходит в наши дома, попадая в выключатели и розетки. Электрический ток совершает длинное путешествие по улицам и городам, он чем-то похож на реку, только по проводам текут маленькие частички. Этот провод - дорожка.
- Что работает с помощью электричества? (Электроприборы)
2. Ребята, а я знаю одну девушку, которой бытовые приборы очень бы пригодились. Хотите, чтоб она появилась перед вами?
Тогда я прочитаю вам сказку – загадку, и если вы отгадаете, то она появится на нашей доске.
Присаживайтесь на ковер, закрывайте глаза и слушайте:
Про девушку эту сказку читаю,
Но как ей помочь, к сожалению, не знаю.
Не справиться девушке с тяжкой работой,
А на балу оказаться охота.
Никто не оценит бедняжки стараний!
Ей так не хватает машины стиральной.
Приходится девушке дом убирать,
Но где пылесос, чтобы ей помогать?
Как трудно тарелок огромную груду -
Помыть без машины, что моет посуду.
А надо еще приготовить обед:
Как жаль, что электроплиты в доме нет.
Присела бедняжка - всего не успеть.
Сейчас телевизор бы ей посмотреть!
Однако работает, сил не жалея,
Надеется только на добрую Фею.
– Вы догадались, о какой девушке идет речь? (О золушке)
- Она работает целыми днями, а о чем же она мечтает? (Ответы детей).
-Хотите помочь Золушке попасть на бал? (Ответы детей).
- Сегодня мы с вами будем в роли Феи, и я предлагаю вам сделать Золушке подарки.
3. Но сначала проверим ваши знания об электричестве и поиграем в игру «Домино. Волшебное электричество»
Цель игры: Сформировать у детей знание о том, что в электрических приборах бытовой техники, электрическом транспорте, инструментах и тд. электрическая энергия превращается в другие виды энергии: энергию света, тепла, движения, преобразовывается в звук.
Рассмотрите внимательно схемы и подберите необходимый электроприбор к этой схеме, поясните свой выбор
-Молодцы, ребята, вы справились с заданием.
4. Ребята, а вы знаете, что эти приборы существовали не всегда, наши прабабушки пользовались совсем другими «приборами».
-Посмотрите на картинки и попробуйте составить логические цепочки.
Игра «Что было, что есть».
Веник – пылесос;
Веер – вентилятор;
Корыто - стиральная машина;
Гладильная палка – утюг;
Свеча – электролампочка;
Русская печь – электроплита.
Молодцы.
5. Ребята, электричество таит в себе и опасность, и нужно соблюдать правила, чтобы электричество было безопасным.
1) Что означает эта карточка?
(Нельзя без взрослых пользоваться электроприборами).
2) О чем предупреждает эта схема?
(Нельзя мокрыми руками трогать электроприборы).
3) О чем говорит эта карточка?
(Нельзя вставлять в розетку пальцы и предметы).
4) О чем предупреждает эта карточка?
(Не используй электроприборы с поврежденной изоляцией)
5) О чем предупреждает эта карточка?
(не оставляй включенные электроприборы, уходя из дома - туши свет)
При не правильном обращении наши помощники и друзья могут превратиться в наших врагов. Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Оно опасно.
Золушка ты запомнила правила обращения с электроприборами?
- А есть электричество неопасное, тихое, незаметное, оно живет повсюду, само по себе. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть.
5. Физминутка.
Ток бежит по проводам, (Бег на месте.)
Свет несет в квартиру нам. (Руки вверх, встать на носочки.)
Чтоб работали приборы, (Кулачками друг о друга стучат.)
Холодильник, мониторы. (Обнять себя подражать, козырёк.)
Кофемолки, пылесос, (Движение рук по кругу, всасывают движения рук.)
Ток энергию принес. (Шаги на месте.)
6. Я приглашаю вас к первому столу.
Злая мачеха, чтобы еще больше добавить работы нашей Золушке, смешала крупу, вы не поверите с….перьями. Ну как же нам помочь бедной золушке, чтобы вовремя успеть на бал?
Давайте проведем опыт с помощью безопасного электричества и поможем Золушке.
Опыт 1 «Волшебство предметов»
Это безопасное электричество живет в шерстяной одежде, например варежках. Возьмите пластмассовые шарики, прикоснитесь к перышкам.
Что вы видите? (лежат спокойно).
Сейчас попробуйте сделать эти обычные предметы волшебными, электрическими, чтобы они могли к себе притягивать при помощи шерстяных варежков, которые лежат на столе. А как это сделать? (потереть)
Ловите электричество. –
Что вы видите? (Предметы притянулись, прилипли).
- Какие стали предметы? (Электрическими).
- Как они стали электрическими?
Вывод: Доброе электричество живет шерстяной одежде.
Опыт 2 «Волшебная варежка»
Мы справились с одной проблемой, убрали перья из крупы, но Мачеха не успокоилась на этом, она разломала и разбросала шарики от пенопласта по этому подносу.
-Как их быстро собрать?
- Я думаю можно убрать при помощи стекла и варежки (опыт за столом, дети наблюдают стоя вокруг)
- Как заставить шарики двигаться, прыгать? (натереть стекло, сделать его электрическим).
- У меня есть обычная варежка, сейчас я буду делать стекло волшебным, электрическим.
- Что происходит с шариками? (они зашевелились, запрыгали).
- Почему они зашевелились?
- Как стекло стало волшебным?
Вывод: Когда натирали стекло варежкой, оно стало электрическим, поэтому шарики задвигались и притянулись к стеклу.
- Вам понравился этот опыт? Вот как можно интересно играть с этим добрым электричеством.
Опыт 3 «Волшебные предметы»
Злая мачеха разбросала бумагу по всему дому и даже положила в эти тарелки.
Перед вами в тарелочках лежат мелкие кусочки бумаги и пластмассовые палочки.
-Как заставить бумагу притянутся к палочке?
(Можно натереть о шерстяную ткань, а можно потереть о волосы).
- Ловите электричество, (бумага прилипла, притянулась, зашевелилась).
Почему притянулись кусочки бумаги? Какая палочка стала? (электрическая, волшебная).
- Как она стала такой? (потерли о волосы, поймали электричество в волосах или о ткань).
Вывод: Если предметы потереть о ткань или волосы, то к ним притягивается бумажные кусочки.
- Молодцы! Вы опять поймали электричество и помогли нашей Золушке.
8. Итог занятия.
Кому сегодня мы помогали?
Чему вы научились сегодня?
А как мы их делали волшебными?
А какие опыты вам больше запомнились? Электричество опасно?
А когда электричество может быть опасным?
Главные правила пользования электроприборами мы сегодня проговорили, а чтобы вы не забывали эти правила, я вам даю памятки. Смотрите их и не забывайте, покажите дома родителям.