Елена Бутова
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Огонь-друг, огонь-враг»
▼ Скачать + Заказать документы
Огонь-друг, огонь-враг.
Конспект занятия по познавательному развитию
Цель: формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе „Огонь-друг, огонь-враг“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Учить осторожному обращению с огнём, закреплять знания детей о том, чему может привести неосторожное обращение с огнём;
Формировать представления о правилах поведения при пожаре, важности их знать и соблюдать;
Формировать умение правильно сообщать о пожаре по телефону;
Определить, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнём;
Воспитывать у детей уважение к труду пожарных.
Словарная работа: продолжать учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.
Предварительная работа: чтение «Кошкин дом», Толстой «Пожарные собаки», С. Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», С. Михалков «Дядя Стёпа»; экскурсия по территории детского сада (рассматривание и беседы по объектам пожарной безопасности – стенды, пожарный щит, знаки эвакуации и др.).
Наглядный материал: иллюстрации по сказкам, демонстрационный материал «Не играй с огнём», два телефона, письмо с загадками.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я шла сегодня в детский сад и меня обогнала пожарная машина, спешила куда – то. Куда она могла спешить?
Как вы думаете, трудная профессия пожарного? попробуем разобраться?
-Ребята, посмотрите на эти иллюстрации. Вы знаете из каких они произведений? Послушайте и попробуйте отгадать.
1. Как увидели грачи,
Это пламя с каланчи,
Затрубили, зазвонили,
Тили – тили, тили – тили
Тили – тили, тили –бом!
Загорелся…. С. Я Маршак «Кошкин дом»
2. А лисички взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит. К. Чуковский «Путаница»
3. Вдруг он увидел-
Напротив в окне
Мечется кто – то
В дыму и огне.
Много столпилось людей на панели.
Люди в тревоге под крышу смотрели:
Там из окошка
Сквозь огненный дым
Руки ребёнок протягивал к ним.
С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
4. Приоткрыла дверцу Лена.
Соскочил огонь с полена.
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Побежал по стульям с треском,
Вверх полез по занавескам…
С. Я. Маршак «Пожар»
Воспитатель: А что происходило во всех этих произведениях? (ответы детей). От неосторожного обращения с огнём случалась беда, пожар. А вы знаете, откуда у человека появился огонь? хотите узнать? Для этого нам нужно отправиться в путешествие в далёкие, далёкие времена. На чём отправимся в путешествие (ответы детей, выбор способа передвижения, сели на стульчики, заняли свои места, закрыли глаза и под музыку полетели)
Воспитатель демонстрирует иллюстрации, картины из жизни первобытного человека. Дети рассматривают:
- Огонь появился в далёкой древности, когда люди жили племенами в пещерах, одевались в звериные шкуры и ели сырое мясо. Огонь они видели лишь во времена грозы, когда от молнии загорались сухие деревья. Люди боялись огня, в ужасе бежали от него. Но, однажды самый смелый древний человек подобрал горящую ветку. От неё развели костёр. Так появился у человека огонь. Его боялись даже самые грозные звери – львы, тигры. Когда люди сидели у костра, звери не смели подойти к ним. Огонь, разгонял тьму, согревал человека, позже люди научились готовить на костре пищу – жарить мясо, запекать растения. Когда люди стали строить дома, в них обязательно устанавливали печи, где разводили огонь.
- Теперь вы знаете, как огонь появился у человека и нам пора вернуться в детский сад, занимайте свои места. (дети усаживаются на стульчики и под музыку «возвращаются» в детский сад)
- Вот мы с вами и вернулись из путешествия. Вы теперь знаете, для чего людям нужен огонь, ( ответы детей: готовим пищу, согреваем дома, для освещения, украшения) Когда огонь может стать человеку врагом? Чем пожар отличается от простого огня или костра? Что случается при пожаре, чем он опасен для человека, его жилья, природы? (Гибнут люди, животные, растения, сгорают дома, леса)
Воспитатель: Правильно ребята, пожар – это огонь, который вышел из-под власти человека, им невозможно управлять. Из- за чего же случаются пожары? (Рассматривают иллюстрации с пожароопасными ситуациями)
Дидактическая игра «Найди пожароопасные предметы»
(дети выбирают предметы и объясняют почему)
Опыт со свечкой (приготовить ёмкость с водой, вспомнить меры предосторожности)
Наблюдение за огнём. (пламя от свечи очень горячее, воздух возле пламени нагревается так, что загорается бумага). Почему загорелась бумага, ведь я её держала на расстоянии от пламени? Мы зажгли свечу, это был пожар или огонь?
Воспитатель: Ребята, а какие пословицы и поговорки вы знаете о пожаре?
Маленькая спичка сжигает большой лес.
Огонь друг и враг человека.
Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин.
С огнём воюют, а без огня горюют.
Человек без огня, не живёт не единого дня.
Дорого при пожаре и ведро воды.
Спички не тронь, в них огонь.
- Ребята, как называют людей, которые тушат пожар? (ответы детей) Какие это люди? (смелые, отважные, ловкие) Когда случается пожар, нужно знать номер телефона пожарной службы, чтобы пожарные смогли вовремя приехать тушить пожар.
Подвижная игра «Служба 0-1». Нужно подбежать к телефону, набрать номер пожарной службы и назвать свой домашний адрес.
Воспитатель: Иногда бывает так, что ребята шалят, и вызывают пожарную службу, когда на самом деле нет пожара. Можно ли так делать? Почему? (ответы детей). Игра «Это я»
После каждого куплета, жду от вас друзья ответа: «Это я, это я, это все мои друзья»
Воспитатель: Знает кто из вас о том, что нельзя играть с огнём?
Дети: Это я, это я, это все мои друзья.
Кто из вас без разрешенья не бросает в печь поленья?
А скажите, кто из вас не включает в плитах газ?
Кто из вас, пусть говорит, с электричеством шалит?
Кто из вас шалит с огнём, утром, вечером и днём?
Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
Кто от маленькой сестрички, прячет дома, дети, спички?
Ребята, пожарные прислали нам загадки, они хотят узнать, как вы усвоили правила пожарной безопасности.
1. С языком, а не лает, без зубов, а кусает (огонь)
2. Что за тесный, тесный дом?
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестричек
Может вспыхнуть, как костёр.
Не шути с сестричками, тоненькими….(спичками)
Воспитатель: Ребята, о чём мы сегодня беседовали? Что запомнилось вам больше всего? Что показалось вам трудным? Что понравилось?
Ребята, я очень надеюсь, вы будете внимательны и аккуратны с огнём, не допустите беды. Огонь будет только вашим другом.