Людмила Куценко
Одарённые дети. Индивидуальная программа развития одаренного ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «№4 Алёнка»г. о Звенигород
Индивидуальная программа развития одаренного ребенка
Подготовил: воспитатель первой
квалификационной категории
Белякова Людмила Александровна
2018г.
Пояснительная записка.
Публикация «Одарённые дети, Индивидуальная программа развития одаренного ребёнка» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность-это неповторимое своеобразие отдельного человека, совокупность только ему присущих особенностей. К индивидуальным особенностям относится своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Их конкретное сочетание создает уникальную целостную структуру переживающего и действующего индивида. Считается, что воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивидуальный подход в воспитании опирается на глубокие знания черт личности и его жизни.
Актуальность проблемы.
Данная программа помогает решить одну из актуальных задач - индивидуальный подход и помощь каждому ребёнку, развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ребёнка. Современная реальность открывает перед ребенком разнообразные перспективы развития, постижения мира, совершенствования взаимоотношений с другими и самим собой. Однако мир, в котором живет ребенок, предъявляет особые требования к его адаптивным способностям, психическим резервам: психологическому здоровью, толерантности (терпимости, снисхождению) и психологической готовности строить конструктивные отношения с окружающей действительностью.
Нормативно-правовые основания программы :
Конвенция о правах ребенка,
Закон об образовании.
Основания для составления индивидуальной программы развития ребёнка.
В каждой группе есть один или двое детей, которые выделяются среди остальных своей сообразительностью, быстротой мысли, высокой трудоспособностью. Часто бывает, что в ходе занятий, чтобы не быть среди остальных «выскочкой» и не казаться самым умным, ребёнок замыкается в себе, больше молчит, становится менее активным. Первостепенной задачей воспитателя становиться поддержать такого ребёнка, дать возможность раскрыться в полной мере. В моей группе есть воспитанница, которая уже в начале года привлекла моё внимание. Девочка старательна, её отличает интерес к книгам, буквам, к ребусам. Работая с ребёнком, я старалась пробудить в ребёнке потребность в саморазвитии и открыть девочке пути реализации этой потребности.
Программа индивидуального развития
Цель программы :
Создание условий, способствующих полноценному развитию личности ребенка.
Задачи программы :
поддерживать высокую учебную мотивацию;
поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
содействовать творческому развитию;
создать условия для активного сотрудничества родителей, ребёнка, педагога
Рабочая гипотеза:
Если с учетом имеющихся способностей и осуществлением индивидуальной программы развития ребёнка, активно включать ребёнка в творческую деятельность, развивать мотивацию обучения и познавательные интересы, вовлекать в самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, то, возможно, повысить: качество знаний, уровень самостоятельности ребёнка, развивать мыслительную деятельность, речь ребёнка, развивать творческие возможности воспитанницы.
Принципы программы :
Индивидуальность.
Учет возрастных особенностей детей.
Последовательность.
Преемственность.
Сотрудничество.
Успешность.
Направления программы :
Познавательная деятельность учащихся.
Эмоционально-личностная сфера.
Межличностные отношения.
Психологическое и физическое здоровье.
Сроки реализации программы : 2018-2020 учебные годы.
Этапы работы над программой :
1 этап - информационно-аналитический.
На данном этапе собирается и анализируется фактическая информация. Используются различные методы (наблюдение, анкетирование учащегося и родителей, собеседование). По результатам работы составляется «Характеристика учащегося». Проводится встреча с родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план на год, в котором предполагается: - постановка цели на предстоящий учебный год; - выявление проблем и имеющихся ресурсов; -составление банка данных о ребенке
Виды работ- Целенаправленная работа по диагностике ребенка.
Формы работы - Беседы с родителями, тестирование и анкетирование родителей. Сбор материалов, заполнение индивидуальной карты, составление характеристики ребёнка и выявление первоочередных задач воспитания и обучения.
2 этап - организационно-деятельностный.
Цель:
составление и реализация индивидуального плана развития одарённого ребёнка
Задачи:
формирование познавательных интересов;
развитие творческих и умственных способностей личности;
воспитание патриотизма;
воспитание здорового ребенка;
воспитание трудолюбия;
воспитание любви к природе;
адаптация ученика к современным условиям жизни.
Промежуточные результаты :
Сильные стороны:
Учёба- Учится в полную силу, проявляет интерес к знаниям, читает дополнительную литературу.
Труд -Понимает общественную ценность труда, добросовестно относится к труду.
Долг- С желанием и ответственностью выполняет общественные поручения.
Дисциплинированность- Старается примерно вести себя, соблюдать правила поведения в саду, на улице, дома.
Коллективизм- Общительна и отзывчива. Считается с 5 интересами коллектива.
Доброта -Заботлива, добра, отзывчива.
Честность -Честна.
Творчество -Проявляет интерес к творчеству
Слабые стороны:
Сомневается в своих силах, не уверена при ответах.
Не всегда проявляет инициативу, не всегда является зачинателем новых дел.
Не всегда решительна, иногда колеблется перед ответственным решением.
Быстро утомляется.
Возможности
Имеется возможность участвовать и проявить себя в городских, конкурсах и олимпиадах.
3 этап - коррекционно-развивающий.
Цель:
реализация индивидуальных программ развития.
Задачи:
создание мотивационного поля;
дифференцированный подход к формированию мотивации;
сотрудничество родителей, воспитанников, педагогов;
ведение документации (индивидуальный план, карта успешности, матрица коллективных дел, портфолио).
предупреждение нервно-психического утомления, нежелательного поведения.
Пути реализации.
Составлен план работы на год.
Включение в коллективно-творческие дела группы.
Включение в систему дополнительного образования.
Индивидуальные занятия c ребенком.
4 этап – саморазвитие.
Цель:
научить ребёнка самостоятельно добывать знания.
Задачи:
развивать активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
развивать рефлексивную и оценочную деятельность;
воспитывать ребёнка, способного к сопереживанию;
формировать культуру межличностных отношений.