Эльвира Залялутдинова
Индивидуальная траектория развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
С. Виктория, 15.08…. г. р.
Логопедическое заключение:
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, сложная дислалия.
Звукопроизношение:
с,сь,з,зь,ц—межзубное; ш=с,ж=з,ч=ть,щ=сь; л=0,ль=0,р=0,рь=0.
Грамматический строй — незначительные аграмматизмы.
Связная речь — простая фраза.
Слоговая структура — незначительно нарушена.
Фонематическое восприятие — недоразвито.
Словарный запас — достаточный.
Интеллект — сохранен.
Этапы постановки звука:
1. Подготовительный
2. Формирование произносительных умений и навыков
Публикация «Индивидуальная траектория развития ребенка» размещена в разделах
3. Формирование произносительных умений и навыков в различных сферах деятельности и свободной речи.
Цель I этапа:
Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звуков.
Основное направление работы:
Формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха и отработка опорных звуков.
Первое направление работы осуществляется посредством артикуляционной гимнастики. Она включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости речевых органов, отработки опорных положений губ и языка.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для произношения звука, и объединение простых движений в сложные.
Артикуляционная гимнастика для языка
•«Улыбочка-трубочка». Губы вытянуть в улыбку и в трубочку поочередно (зубы сомкнуты)
•«Чистим зубки». При широко открытом рте водить язычком то влево, то вправо впереди и сзади верхних и нижних зубов.
•«Часики». При не широко открытом рте кончиком языка касаться уголков губ
•«Футбол». Упоры кончиком языка в щеки при закрытом рте попеременно.
•«Маляр». Рот открыт, зубы разомкнуты. Кончик язычка гладит верхнее нёбо. Важно следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.
•«Блинчик». При открытом рте укладывать широкий язык и удерживать (счет до 5).
•«Чашечка». Высунуть язык, приподнять передний и боковые края, удерживать до 5.
•«Индюк». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на верхнюю губу и двигать им вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп убыстряется постепенно, добавляется звук голоса, пока не услышатся звуки, похожие на бл-бл-бл. Следить, чтобы язык был широким, он должен облизывать верхнюю губу. Нижняя челюсть не двигается.
•«Лошадка». Рот открыт, губы в улыбке. Кончик языка присосать к верхнему нёбу за зубами и оторвать со щелчком (пощелкать кончиком языка). Темп постепенно убыстряется. Следить, чтобы губы улыбались, нижняя челюсть не двигалась.
•«Накажем язычок». Легкое покусывание язычка от кончика до корня.
•«Массаж». Поглаживание язычка губами.
•«Качели». Высунуть длинный язычок и достать по очереди то нос, то подбородок.
•«Горочка-конфеточка». Кончикязычка зацепить за верхние зубки, прикусить. Кончикязычка зацепить за нижние зубки, прикусить. (Попеременно).
•«Пошлепали». Широкий язык положить на нижнюю губу и шлепать верхней губой, произнося: пя-пя-пя.
•«Подули в трубочку». Язык свернуть в трубочку и дуть в него не надувая щек.
•«Вкусное варенье». Облизать языком губы круговыми движениями. Рот свободно открыт.
Все упражнения выполняются перед зеркалом 5-6 раз, не менее 2-3 раз в день без помощи рук.
Цель II этапа:
Добиться правильного звучания изолированного звука. Постановка звука – это выработка у ребенка новых связей и затормаживание раннее неправильно сформированных произношений звуков.
Содержание работы:
Объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата, создание артикуляторной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса для сонорных и звонких, отработка произношения изолированного звука. Логопедическая работа строится с учетом компенсаторных возможностей ребенка.
Последовательность занятий:
1. Постановка звука
2. Автоматизация навыка произношения звука в слогах (прямых, обратных, открытых, закрытых, со стечением согласных).
3. Автоматизация навыка произношения звука в словах.
4. Автоматизация навыка произношения звука в предложениях и свободной речи.
5. Дифференциация сходных по звучанию или артикуляции звуков.
Цель III этапа:
На этом этапе обязательно потребуется помощь родителей, контроль за речью и со стороны ребенка, и со стороны родителей.
Если ребенок заменяет одни звуки другими после этапа автоматизации звука, то проводят дифференциацию смешиваемых звуков. При этом применяются все виды контроля: и зрительный, и слуховой. Используются дидактические материалы с учетом индивидуальных особенностей.