Крестьянинова Ангелина
Конспект ООД по развитию речи в комбинированной группе для детей с ТНР «Животные жарких стран»
▼ Скачать
Конспект ООД по развитию речи в комбинированной группе для детей с ТНР
(дети 6-7 лет) на тему «Животные жарких стран»
Цель: Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животные жарких стран».
Задачи.
Образовательные:
Публикация «Конспект ООД по развитию речи в комбинированной группе для детей с ТНР „Животные жарких стран“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
- Обогащать экспрессивный словарь словами-антонимами. Совершенствовать грамматический строй речи (образование и использование притяжательных прилагательных). Автоматизировать правильного произношения и дифференциация сонорных звуков в рассказе.
Развивающие:
- Развивать связную речь, речевого слуха, фонематического восприятия, навыков слогового анализа, тонкой моторики, координации речи с движением.
Воспитательные:
-Воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативность.
Предварительная работа с детьми:
Чтение рассказа Л. Толстого «Слон», рассказов Б. Житкова «Про слона», «Мангуста», «Как слон спас хозяина от тигра», рассказов Е. Чарушина «Носорог». «Бегемот», «Лев» (из книги «Моя первая зоология»). Разучивание пальчиковой гимнастики «Где обедал, воробей?», физминтки «У жирафа пятна – пятна» Е. Железнова. Составление плана рассказа о животном.
Ход ООД:
Дети входят в группу. Приветствуют гостей.
И проходят к столу на котором стоит сухой бассейн с панорамой африканской природы.
Игровое упражнение «Ловкие пальчики»
Педагог: - Ребята, я приглашаю вас к сухому бассейну. Опустите руки в бассейн и найдите там …. А, что вы найдёте! Об этом мне и расскажите, построив предложения со слов «Я нашла полосатого тигра».
Ответы детей: - Я нашла зелёного крокодила.
- Я нашёл пятнистого жирафа….
Педагог: - Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?
Ответы детей: - О животных жарких стран.
Педагог: - Правильно. Сегодня мы продолжим разговор о животных жар-ких стран. А где всегда жарко?
Ответы детей: - Африка…
Педагог: - Правильно. Давайте подумаем и сажем, что хорошего и плохого есть в Африке.
Игра «Хорошо – плохо»
Технология ТРИЗ.
Педагог: Африка – это хорошо.
Ответы детей: - В Африке всегда лето – это хорошо.
- В Африке можно купаться круглый год – это хорошо…
Педагог: - Африка – это плохо.
- В Африке редко идут дожди – это плохо.
- В Африке нет снега, не возможно построить снеговика – это плохо…
Педагог: Молодцы! Я предлагаю пройти на ковер и расположиться поудобнее. Представим, что мы на поляне в джунглях. А вокруг нас гуляют животные.
На мольберте размещены картинки животных жарких стран.
Упражнение «Расскажи о животных».
Педагог. Раз уж мы оказались в джунглях, давайте расскажем о животных, которые гуляют вокруг нас. Вспомните план рассказа.
Ответы детей: - Нужно назвать животное, сказать, где оно обитает, а потом описать его, рассказать, какое оно по размеру, какого цвета, какие особенности внешнего вида можно у него отметить, как называются его детеныши, чем оно питается.
Педагог: - Правильно. Подумайте одну минуту и будем слушать рассказ описание. Старайтесь говорить четко и красиво, правильно произносите звуки.
Ответы детей:
1й ребёнок. Я расскажу о слоне. Он обитает в джунглях, в Африке или Индии. Это очень крупное животное серого цвета. У слона огромная голова с большим ушами и длинным хоботом; мощное туловище, покрытое толстой кожей, толстые ноги, тонкий хвост с кисточкой на конце. У слона маленькие глаза и острые бивни. Дети слона — слонята. Питается слон листьями тропических растений. Люди используют его как сильное животное для перевозки и переноса грузов.
2 й ребёнок. А я расскажу о тигре. Это крупное хищное животное. Тигр яркий, полосатый. У него роскошный блестящий мех. У тигра мощное туловище, большая голова с круглыми ушами, сильные лапы и толстый хвост. У тигра острые зубы и когти. Он питается другими животными. Например, нападает на антилоп. Детеныши тигра — тигрята.
Педагог: - Остальные дети составят и расскажут рассказ вечером, а сейчас определите лучшего рассказчика и обоснуйте свой выбор.
Ответы детей.
Упражнение «Кто самый внимательный».
Педагог вновь привлекает внимание детей к мольберту.
Педагог: - Ребята давайте проверим кто из вас самый внимательный? Отвечаем на мои вопросы. Перечислите животных, в названиях которых есть звук [р].
Ответ детей: Жираф, тигр, носорог, зебра, крокодил.
Педагог: - Теперь назовите животных, в названиях которых есть звук [л].
Ответы детей: - Слон, крокодил. .
Педагог: - Есть ли здесь животные, в названиях которых есть звук [с]?
Ответы детей: - Да, есть. Носорог, слон.
Педагог: - Отлично. Вы справились с этим упражнением.
Упражнение «Разноцветные листочки».
Педагог раскладывает на ковре разноцветную бумагу для заметок на клеевой основе.
Педагог: - А теперь разделите названия животных на слоги. Слова из одного слога нужно закрыть красными листочками, слова из двух слогов — зелеными, из трех — желтыми, из четырех — синими.
Дети выполняют задание и комментируют свои действия.
Ответы детей: - В слове тигр один слог. Я закрыл красным листочком.
В слове жираф два слога, я закрыл зелёным листочком.
В слове носорог три слога, я закрыл жёлтым листочком…
Когда все животные на мольберте оказываются закрытыми, педагог оценивает работу детей.
Педагог: - Какие вы молодцы. А сейчас предлагаю отдохнуть провести физкультминутку «У жирафа пятна-пятна».
Педагог: - Отдохнули. А сейчас предлагаю сыграть.
Игра с мячом. Игра с мячом «Сложные слова».
Педагог берет в руки мяч и вновь предлагает детям пройти на ковер.
Педагог: - Игра «Сложные слова» вам знакома. Я бросаю вам мяч и говорю, из каких слов вы должны образовать сложное слово, отвечающее на вопрос «Какой?» Если у жирафа длинная шея, он какой?
Ответы детей: - Жираф длинношеий.
Педагог: - Если у жирафа длинные ноги, он какой?
Ответы детей: - Жираф длинноногий.
Педагог: - Если у слона большие уши, он какой?
Ответы детей: - Слон большеухий.
Педагог: - Если у ламы длинная шерсть, она какая?
Ответы детей: - Лама длинношерстная.
Педагог: - Если у антилопы короткий хвост, она какая?
Ответы детей: - Антилопа короткохвостая.
Педагог: - Если у буйвола длинные рога, он какой?
Ответы детей: - Буйвол длиннорогий.
Педагог: - Если у льва длинная грива, он какой?
Ответы детей: - Лев длинногривый.
Педагог: - Если у горного барана рога похожи на винт, он какой?
Ответы детей: - Баран винторогий.
Педагог: - Если у тигра короткая шерсть, он какой?
Ответы детей: - Тигр короткошерстый.
Педагог: - Если у муравьеда длинный нос, он какой?
Ответы детей: - Муравьед длинноносый.
Педагог: - Если у верблюда один горб, он какой?
Ответы детей: - Одногорбый.
Педагог: - А если у верблюда два горба, он какой?
Ответы детей: - Он двугорбый.
Педагог: - Великолепно! Это было очень сложное задание.
Педагог убирает мяч и предлагает детям сесть за столы.
На доске две картинки слона и тигра.
Упражнение «Составь схему».
Педагог: - Кто это?
Ответы детей: - Это слон и тигр.
Педагог: - Произнесите эти слова и выполните звуковой анализ этих слов.
Дети выполняют задание.
Педагог задает им контрольные вопросы.
Педагог: - Сколько звуков в слове слон?
Ответы детей: - В слове слон четыре звука.
Педагог: - Какой гласный звук есть в слове слон?
Ответы детей: Гласный [о].
Педагог: А какие согласные есть в этом слове? Назовите их по порядку.
Ответы детей: Это звуки [с], [л], [н].
Педагог предлагает сделать звуковой анализ.
Ответы детей: - В слове слон четыре звука.
Первый звук [С] – согласный, твёрдый, глухой.
Обозначим синим кружком.
Второй звук [л] – согласный, твёрдый, звонкий.
Обозначим синим кружком.
Третий звук [о] – гласный.
Обозначим красным кружком.
Четвёртый звук [н] - согласный, твёрдый, звонкий.
Педагог: - Аналогично делаем анализ слова тигр.
Ответы детей: - В слове тигр четыре звука.
Первый звук [ть] – согласный, мягкий, глухой.
Обозначим зелёным кружком.
Второй звук [и] – гласный.
Обозначим красным кружком.
Третий звук [г]- согласный, звонкий.
Обозначим синим кружком.
Четвёртый звук [р] - согласный, звонкий.
Обозначим синим кружком.
Педагог: - Вы порадовали меня своими знаниями! Молодцы!
Педагог предлагает провести пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Где обедал, воробей?»
Где обедал, воробей?
В зоопарке у зверей!
Пообедал я сперва
За решёткою у льва.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлём поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
Упражнение «Кто скорее?»
Педагог приглашает детей за столы, где уже стоят контейнеры с трафаретами и карандашами, лежат альбомные листы.
Педагог: Выберите по одному трафарету, обведите его по внутреннему контуру, а потом заштрихуйте простым карандашом прямыми вертикальными линиями, расположенными очень близко друг к другу. Постарайтесь выполнить задание быстро и аккуратно.
Дети выполняют задание.
Педагог предлагает детям вспомнить, в какие игры они играли, какие задания выполнят, что им было интересно делать.
Литература :
1. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. Программа От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования»
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Подготовительная группа - Москва: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2017.
3. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (подготовительная к школе группа)- СПб. : Детство – Пресс, 2020.
4. Нищева Н. В. Дидактические игры для развития речи дошкольников - СПб. : Детство – Пресс, 2018.
4. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. 6 -7 лет – Москва: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2017.