Татьяна Востягина
«Путешествие на Север». Конспект ООД по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ООД-занятие по развитию речи в старшей группе по теме «Путешествие на Север»
Цель: уточнить и систематизировать знания детей о животных Севера.
Задачи:
Образовательные:
- закрепление представлений о природе, погоде животных Севера (их внешнем виде, повадках, образе жизни, приспособлении к условиям жизни).
Темочки:
- уточнение, расширение словаря по теме «Север» (Север, северный полюс, северное сияние, животное, белый медведь, морж, тюлень, ласты, шерсть, жир, кожа, клыки).
Развивающие :
- развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные:
- воспитывать в детях доброжелательность, самостоятельность, бережное отношение к природе, животным.
Словарь:
-существительные: белый медведь, песец, тюлень, морж, Север, лед, море, ветер, снег, клыки, ласты, лапы, шерсть, морда.
-прилагательные: белый, неуклюжий, большой, мохнатый, толстолапый.
-глаголы: охотиться, питаться, плавать, нырять.
Оборудование:
Предметные картинки с изображением животных Севера, загадки, мяч.
Предварительная работа: беседа о Севере, животных. Рассматривание иллюстраций.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
«Рада видеть всех сейчас,
Ведь давно ждала я вас.
Дружно за руки беремся,
И друг другу улыбнемся»
- Давайте хорошее настроение передадим через ладошки. Как приятно – тепло, добро, хорошее настроение пошло по ладошкам, и пусть такое настроение останется на протяжении всего занятия.
2. Воспитатель: Ребята, хотите отправиться в путешествие?
Дети: Да
Воспитатель: Дети, скажите, кто знает, что такое север? (дети отвечают, воспитатель дополняет). Север – это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели. На Севере холодно в течение всего года, там не бывает лета. Северный полюс – самое холодное место на Земле. В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Зато в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво. Мы с вами отравимся именно туда на северный полюс.
Для этого нам с вами надо создать ветер и холод (артикуляционная гимнастика, губки сделаем в трубочку и подуем ветер, но щечки наши должны не надуваться). Вот и стало холодно! Предлагаю одеться, что бы мы не замерзли на Севере (имитация движений).
Посмотрите какая красота нас окружает, голубой океан, айсберги, льдины и снежные берега.
Воспитатель: А вы знаете, какие животные там живут?
Дети: Да.
• (Воспитатель с детьми подходит к первой льдине)
Воспитатель: Вот мы сейчас и узнаем, кто живет за этой льдиной. Я предлагаю вам отгадать загадку.
Где сугробы, стужа, лёд,
Где пурга снега метёт,
Там хозяин в шубе снежной.
Ходит по снегам безбрежным.
Весь он белый от зимы,
От метельной кутерьмы.
Так давно живёт он здесь,
Потому и белый весь.
Лишь черны глаза и нос:
Пощадил их злой мороз.
Дети: Это белый медведь. (показ иллюстрации). Среди хищных зверей Севера самым крупным является он – белый медведь. Он охотится на моржей, тюленей, рыбу. Белые медведи умеют отлично плавать, но недостаточно быстро, что бы догнать тюленя в воде. Поэтому они охотятся на льду. У медведя теплый мех и толстый слой жира защищают тело от холода.
Какой белый медведь? (огромный, большой, сильный, косолапый, белый, хищный).
Воспитатель: Правильно. Молодцы.
• (Подходят к второй льдине)
Растянулся среди льдин
Толстокожий господин.
В холодину, братцы,
Лезет он купаться.
Проведя в воде часы,
Вылез он на льдину,
Важно фыркает в усы,
Чешет ластой спину.
Кто живет на этой льдине? (Морж) Показ иллюстрации.
Воспитатель: Морж имеет большое, тяжелое тело с ластами, маленькую голову и огромные клыки. Клыками моржи перекапывают морское дно в поисках моллюсков или прорубают во льду проруби. У моржей толстая кожа с большим количеством жира, чтобы не мерзнуть на морозе и в холодной воде. Чем питается морж? (моллюсками и рыбой).
Поиграем?
Игра «Один – много» (морж-моржи, пингвин-пингвины, медведь-медведи, олень-олени, тюлень-тюлени, волк-волки,сова-совы, песец-песцы)
Ребята чтоб нам с вами не замерзнуть и продолжить наш путь мы сделаем физ. минутку.
Физкультминутка.
Здесь всюду холод, лед и тень, (дети обнимают себя за плечи)
Полгода — ночь, (закрывают глаза ладонями)
Полгода — день. (выпрямляются, поднимают руки вверх)
Из льда здесь люди строят дом, (соединяют руки над головой — «крыша»)
И океан покрыт весь льдом. (разводят руки в стороны)
Зверей ты здесь почти не встретишь. (ставят ладонь козырьком над глазами)
И птиц ты в небе не заметишь. (делают махи руками,
Лишь мишка, белый, словно иней, (подражают походке медведя)
Хозяин ледяной пустыни. (руки на поясе, стоят смирно).
• (Подходим к третьей льдине)
Большая птица-
Мороза не боится.
С крыльями, а не летает-
Ловко прыгает, ныряет.
Дети: Пингвин.
Показ иллюстрации.
Воспитатель: Пингвин — это особенная птица, которая откладывает яйца, но совсем не умеет летать.
Воспитатель А сейчас мы с вами поиграем. Вставайте в круг.
Игра «Сосчитай» (с мячом).
1 пингвин, 2 пингвина и т. д. до 5 пингвинов.
Хотите стать маленькими пингвинятами? Вставайте как я и повторяйте за мной движения.
Идут себе в развалочку,
Шагают в перевалочку
Пингвин – папа,
Пингвин – мама
И детишки - пенгвинишки
А теперь я проверю, что вы запомнили о животных севера.
У медведя не ноги, а …. лапы,
У моржа не зубы, а …. клыки,
У медведя не волосы, а …. мех.
У тюленя не руки, а …. ласты,
У медведя не лицо, а …. морда.
3. Воспитатель: Закрывайте глазки, а я скажу волшебные слова: «Раз, два, три, четыре, пять и мы в садике опять». Понравилось ли вам наше путешествие? Что больше всего запомнилось? Вы очень хорошо работали, все молодцы!