Татьяна Мокроусова
ООД по развитию речи «Звуковая культура речи «Дифференциация звуков [Р]-[Р’]» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ООД в старшей группе по развитию речи тема : «Звуковая культура речи : дифференциация звуков л-р»
.
Цель: Совершенствовать навыки правильного произношения звуков «Л» и «Р» в речи.
Публикация «ООД по развитию речи „Звуковая культура речи „Дифференциация звуков [Р]-[Р’]“ в старшей группе» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Задачи: Развивать фонематический слух : упражнять в умении дифференцировать звуки «Л» и «Р» в словах, в различении (на слух) знакомого звука. Совершенствовать умение подбирать рифму в стихах, определять звуки «Л» и «Р» в словах. Упражнять в названии пар согласных звуков по твердости – мягкости. Продолжать формировать умение определять позицию звуков в слове (начало, середина, конец). Развивать внимание, мышление. Закрепить навыки отчетливого произнесения звуков «Л» и «Р» в слогах, словах, чистоговорках. Воспитывать умения вслушиваться в речь взрослого и своих товарищей.
Демонстративный материал: алгоритм плана работы, карточки на артикуляцию звуков, мольберт, картинки и игрушки в названии которых есть звуки «Л» и «Р», куклы Леша, Роза, мячик.
Раздаточный материал: предметные картинки для дифференциации звуков «Л» и «Р», лепестки ромашки с картинками на звуки л-р
Ход ООД
-Ребята, сегодня у нас звуковая культура речи. Какой у нас девиз?
«Мы будим разговаривать
И будем выговаривать
Все правильно и внятно
Чтоб было всем понятно»
- Молодцы! Сегодня мы будем играть и правильно произносить звуки.
Послушайте внимательно чистоговорку и подумайте, что можите о ней сказать:
Разобиделся Макар –
Искусал его комар.
Но поймите комара:
Ничего не ел с утра!
-Что вы заметили, прослушав чистоговорку? (Ответы детей)
- Правильно. Как вы думаете, о каких звуках мы будем сегодня говорить? Вы хотите что – то узнать об этих звуках? (ответы детей)
- Давайте подойдем к доске и составим план игры. Что вы хотите узнать и чем хотите заниматься?
- Начнем выполнять наш план.
-Чтобы хорошо выговаривать звуки, нужно выполнить гимнастику для языка.
Для этого мы сможем с вами выполнить артикуляционные упражнения «Парусник», «Чашечка».
-Произнесите, пожалуйста, звук «Л». Когда мы его произносим, что делают губы и язык? Положите ладошку на горлышко и произнесите снова этот звук. Какой звук «Л»? (Ответы детей)
-Произнесите, пожалуйста, звук «Р». Когда мы его произносим, что происходит? Какой звук «Р» (Ответы детей)
- Язычок нужно потренировать, чтобы они стали сильными и смогли выговаривать трудные звуки. Послушайте чистоговорки и повторите их четко и ритмично.
Ла-ла-ла – Мила плачет у стола.
Ра-ра-ра- роет крот нору с утра.
Ло-ло-ло – как на улице светло.
Ро-ро-ро- у крота свое метро.
Лу-лу-лу- я возьму метлу.
Ру-ру-ру – любит крот свою нору.
Лы-лы-лы- вымыли полы.
Ры-ры-ры- крот пророет 2 норы.
- Молодцы! Язычок наш отлично поработал.
-А сейчас поиграем «Слушай - не ошибись»
Если вы услышите звук «Л» позвоните в «Колокольчик», а если услышите звук «Р», пустите рыбку поплавать. (кистью руки от себя). Будьте внимательны. Итак, начнем. (Лошадь, рак, лодка, рыба, стол, стул, помидор, шар, лифт, глаза, лодка, ремень, лиса, фонарь, мыло, радуга, огурец, лист).
- Молодцы, хорошо справились с заданием.
Для следующей игры нам нужно сделать круг.
Игра с мячом «Большой и маленький братец»
У звуков тоже бывают братья. Большой братец – твердый согласный, а маленький братец – мягкий согласный звук. Звук «Л» звучит твердо – это большой братец, а маленький братец звук «Ль» нежный – произносится мягко.
Будьте внимательны. Я буду большой братец, а вы маленький. (Ла-ля, ры-ри, лы-ли, лу-лю, ру-рю, ло-лё и т. д.)
Игра «Доскажи словечко»
- Сейчас я буду читать маленькие стихотворения, но последнее слово не буду договаривать. Вам нужно назвать слово и сказать, какой звук в этом слове услышали. Слушайте внимательно.
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто это? (лиса)
Я сегодня утром рано умывался из - под … (крана)
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую…. (лису)
Кто один имеет рог?
Отгадайте … (носорог)
Целый день «уа, уа»
Вот и все ее … (слова)
Чтобы ноги отдохнули,
Посиди-ка ты на … (стуле)
Из скорлупки без пелёнок
Вылез желтенький … (цыпленок)
В середине человека
День и ночь стучит … (сердечко)
Рисовал художник ламу и картину вставил в (раму)
Получилась, чтоб прическа,
Честно трудится… (расческа)
Динь-дон. Дин-дон.
В переулке ходит … (слон)
- Молодцы, все слова в стихотворения добавили правильно.
Игра «Подарки»
- Ребята посмотрите к нам в гости пришли куклы Леша, Роза. Они очень любят получать подарки. Но подарки они любят необычные. Леша любит игрушки, в название которых есть звук «л», а Роза – со звуком «р». Итак, кто хочет порадовать наших гостей? (Дети берут игрушки,объясняют, кому они хотят ее подарить и почему: лев, торт, ключ, слон, стул, лак, лупа, сыр, перо, погремушка и т. д.)
- Молодцы, порадовали наших гостей.
Пока мы играли, подул ветер и рассыпал наши ромашки. Вам надо сложить ромашку со звуком «Л» и со звуком «Р» Дети берут лепестки с картинками, в названии которых есть звук «Л» и «Р». Каждый ребенок четко произносит название картинки и составляет ромашку. Что нарисовано на картинке? Какой звук есть в названии? Почему вы положили сюда этот лепесток?
Теперь присядем за столы. Следующая игра «Определить место звука в слове» (за столом).
- Ребята, у вас на столах лежат картинки, в названии которых есть звуки «Л» и «Р». Вы должны четко произнести слово, определить, какой звук в этом слове (Л или Р, обозначить фишкой место звука в слове.) Что нарисовано на твоей картинке? Какой звук в этом слове? Значит, фишку, куда кладем?
Рефлексия.
-Ребята, пройдите к доске. Давайте проверим, выполнили ли мы план. Что узнали?
- С какими звуками мы работали? Что вам понравилось? Что было трудно? Все ли у вас получилось?