Елена Крутенева
ООД в подготовительной группе по образовательной области социализация. «Милости просим, гости дорогие…»
▼ Скачать + Заказать документы
<<Милости просим, гости дорогие….>>
Цель: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа.
Задачи: Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т. д.). Обогатить словарь, детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т. д.). Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи социо-игровых подходов и народных игр. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Публикация «ООД в подготовительной группе по образовательной области социализация, „Милости просим, гости дорогие…“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугун, самовар.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок. Экскурсия в городской музей.
Оборудование: “Русская изба”, с предметами быта (печь, лавки, стол, забор, старинная посуда, прялка и др., мультимедийная установка, слайды с изображением деревни,
Интеграция.
Коммуникация.
Музыка.
Познание.
Художественная литература.
ООД
Воспитатель.
Много лет назад, люди жили в домах, которые назывались (избами).
Раньше не было многоэтажных домов, и у каждого человека была своя изба. Это был дом деревянный, срубленный из бревен.
^ Кто из вас помнит, из какого дерева строили на Руси избу? (из сосны или ели).
- Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.
Горница у меня небольшая
Да красивая какая!
На убранство поглядите.
Да про всё мне расскажите!
Есть ли, ребятки, в моей избе уже знакомые вам предметы? Какие? Для чего служил предмет? Из чего вещь изготовлена? и др.
- В каждой избе была печь – матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
- Любили русские люди почаёвничать, т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками. (Таким же образом ведётся беседа и про другие предметы быта)
- В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества ещё не было, девушки пряли и пели песни. Давайте послушаем.
(Звучит русская народная песня)
А может вы, ребята, какие-нибудь пословицы или поговорки о пряхах знаете?
Дети:
- У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
- Будешь хорошо прясть - хорошо оденешься.
- Хорошо прядёшься – весело поёшься.
- А может, вы ещё и загадки умеете отгадывать?
Тогда слушайте:
Летом спит,
Зимой горит,
Пасть, открывает,
Что дают – глотает (печь).
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло,
Держит ведра (коромысло).
Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля,
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит… (чугунок).
Выпускает жаркий пар
Древний чайник (самовар).
Эту обувь не забыли
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати
У печи оставят (лапти).
- А хотите ли вы, ребятки, настоящую деревню повидать?
Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком, покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим. “Катись, катись яблочко по блюдечку, покажи нам Русь-матушку”.
(Воспитатель обращает, внимание, на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта. Дети садятся на лавки вокруг экрана. По каждому слайду ведё тся небольшая беседа: “Что изображено? Для чего вещь служила?” “Используются эти предметы в наше время? (Если нет, то чем заменены) и др.
- Ребята, побывали мы с вами в старинной деревне. Вы заметили, что не было раньше ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время поводили, чем занимались? Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлая шутка. Даже пословица была “Делу время-потехе час”. Давайте послушаем, какие шутки – прибаутки они пели.
(Звучит шуточная песня)
игра “Что было, что стало”. (Например, раньше лапти носили, а теперь, что носите)
- А ещё, ребята, раньше люди любили хороводы водить:
Коли народ не весел
Низко голову повесил
Знаю я, нужна игра:
Распотешится пора,
Становитесь в хоровод.
Игра с лентой
(под русскую народную музыку)
Вышел Ваня погулять
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)
Стал подружку выбирать
Стал подружку выбирать
Кому ленточку отдать
(Дети останавливаются)
Поклонись, поклонись
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)
Да за ленточку держись.
Ваня: “Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая” и др.
(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется)
Итог занятия