Айгуль Камальтдинова
Конспект ООД в подготовительной группе «Перелетные птицы нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создать условия для выявления изменений жизни и поведения птиц с приходом весны, помочь запоминать. Узнавать птиц обитающих в нашей местности.
Задачи: уточнять и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; о видах гнезд и их размещении. Систематизировать знания детей о видах птиц, упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц и выделении лишнего объекта. Способствовать развитию диалогической речи, наблюдательности. Воспитывать экологическую сознательность
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы нашего края, области
- Птицы. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Материалы и оборудование: мольберт, иллюстрации птиц, гнезда, фильм «Перелетные птицы Башкортостана», д / и «Чьё гнездо?»,
Трафареты птиц, бумага, карнадаши, краски, альбомные листы.
Ход деятельности: -Здравствуйте ребята. Хочу узнать, кто самый внимательный. Что нового на участке нашего детского сада вы сегодня увидели, когда шли в сад? (были установлены скворечники)
- для кого скворечники? (для скворцов)
- почему только чт им повесили скворечники, где были птицы? (скворцы прилетают с юга)
- правильно. (показ иллюстрации птиц. Дети угадывают который из них скворец.)
- посмотрите внимательно, еще каких перелетных птиц здесь видите?
Для облегчения задачи, воспитатель загадывает загадки.
-Угадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
- На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тюкнет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
- Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица … (Грач)
- С началом весны возвращаются на Родину птицы, зимовавшие в тёплых краях. Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно? (Перелетные.)
-Почему они возвращаются? (Корма стало достаточно, появились насекомые, на проталинах можно найти прошлогодние семена и плоды).
-Какие насекомые появляются первыми? (Те, которые зимуют во взрослом состоянии: некоторые бабочки, мухи.)
-Когда появляются первые весенние цветы, насекомых становится больше? Почему? (Есть корм – нектар цветов. Насекомые начинают размножаться. Они откладывают яйца. Из них вылупляются гусеницы у бабочек и личинки у жуков, мух, стрекоз.)
- Почему насекомые откладывают много яиц? (Большая часть погибает, их клюют птицы, уносят муравьи.)
-Гусеницы питаются листьями, быстро растут и превращаются в неподвижных куколок. Через некоторое время из каждой куколки появляется взрослая бабочка. Но не у всех насекомых бывают куколки. Их нет у кузнечиков.
-Какую роль в природе играют насекомые? (Опыляют растения, следовательно, образуют плод, семена, пища для различных птиц, зверей.)
- У различных птиц весна наступает в разное время. Какая птица прилетает раньше всех?
Что за весенняя птица :
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица … (Грач)
-Почему грачи прилетают первыми? (Они могут ходить по земле и собирать семена, плоды, оттаявшие из-под снега, первых червяков)
-Грачей называют «Вестниками весны». В народе говорят: Грачи на горе – весна на дворе.
-За грачами прилетают другие птицы. (можно использовать загадки подсказки)
- Скажите. Каких птиц вы видели в наших краях, в нашем городе?
- В нашем районе обитают кроме скворцов, грачей и ласточек. еще стрижи, жавронки, дрозды, цапля, журавли. (показ фильма «Перелетные птицы Башкортостана)
Разминка для глаз.
Птичка полетела вверх (дети поднимают глаза вверх)
Птичка улетела вправо (смотрят вправо)
Птичка улетела влево (смотрят влево)
И спряталась на полу (смотрят на пол)азминка.
Д/И «Кто лишний»
- Ребята, а скажите что общего у всех птиц? Дети: У всех птиц есть голова, клюв, 2 лапки, крылья, хвост, тело покрыто опереньем, на лапках есть коготки. … Воспитатель: А чем они отличаются друг от друга? Дети: Птицы бывают большие, а бывают маленькие. Разный цвет оперенья, размер крыльев, форма хвоста, форма клюва, по разному передвигаются.
-Посмотрите, как выглядит кукушка на этой картинке. Какая она? (Большая, пёстрая). Кукушка прилетает, когда деревья оденутся листвой, она питается гусеницами, которые собираются на деревьях.
-Позже всех прилетают ласточки и стрижи. Потому-что высоко в небе, где они обитают и питаются, насекомые появляются позднее. (Показать ласточку и стрижа)
- А какая это ласточка? (У нее голова, крылья, спинка черные, а грудка белая, носик маленький и острый, а хвост, как две косички.)
-Какое основное занятие весной у птиц? (Откладывание яиц, выведение птенцов.)
-Происходит это весной потому, что большое значение для пробуждения птиц к размножению имеет освещённость, большая продолжительность светового дня и, конечно, достаточное количество корма.
Физминутка.
Лебеди летят,
Крыльями машут, (плавные движения руками с большой амплитудой)
Прогнулись над водой,
Качают головой, (наклоны вперед, прогнувшись)
Прямо и гордо умеют держаться,
Тихо-тихо на воду садятся. (приседания)
-Давайте подумаем, о чём эта загадка?
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка. (Гнездо)
-Зачем птицы строят гнёзда? (Оно необходимо, чтобы отложить яйца, высидеть птенцов, выкормить их.)
- Из чего строят гнезда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры и др.)
- Где птицы строят свои гнезда? (На деревьях, на земле, под крышей, в дупле в кустах).
- Ребята, как можно помочь птицам весной? (Сделать с родителями и развесить скворечники, развесить по кустам вату, лоскутки для гнезд и т. д.)
- Ребята, а как мы с вами можем помочь птицам весною, в постройке жилищ? (Сделать скворечники и развесить их, разбросать лоскутки, развесить вату по кустам)
Д/И «Чье гнездо»
(Дети по серии картинок определяют гнезда птиц).
- Вот, когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц? (Отложить яйца, вывести птенцов.)
- А кто заботится, высиживает, согревает, бережет их? (Мама-птица, самка.)
- Кто заботится, кормит маму и птенцов? (Папа, самец.)
- Кто вскармливает и растит потомство? (Родители, обе птицы.)
Игра с мячом «Кто у кого»
У грача – грачата, у галки – галчата, у журавля – журавлята, у вороны-воронята, у стрижа – стрижата, у утки – утята, у скворца – скворчата.
-Можно ли разорять гнезда? (Нет. Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим их чудесных песен).
Итог занятия.
О ком мы сегодня с вами говорили? (О жизни перелётных птиц весной, о пользе их в природе, о том, что птиц нельзя пугать, обижать, и нельзя разорять гнезда.)
Много интересного мы узнали о жизни птиц.
Сейчас предлагаю вам творческое задание, кто желает сделать аппликацию садятся в первый ряд. Кто хочет нарисовать птиц на 2ой ряд. (самостоятельная деятельность детей) выставка работ. Дети выбирают лучшие работы.
[