Наталья Яковлева
Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию «Откуда хлеб на стол пришел»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД
Образовательная область: социально - коммуникативное развитие
Тема занятий: «откуда хлеб на стол пришел»
Интеграция образовательных областей: физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное художественно – эстетическое развитие.
Цель: дети имеют представления о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба
Публикация «Конспект ООД по социально-коммуникативному развитию „Откуда хлеб на стол пришел“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Задачи: 1. Закрепить знания детей о том, что хлеб- это ценный продукт питания, без которого не могут обходиться люди.
2. Расширить представления о том, как много надо затратить труда, чтобы получить хлеб, который ежедневно подается к столу.
3. Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, и труду земледельцев, выращивающих хлеб-самое главное богатство страны.
4. Закрепить название профессий – тракторист, комбайнер, хлебороб, пекарь.
5. Развивать речь детей, обогащать активный словарь.
6. Развивать логическое мышление.
Активизация словаря: по теме занятия
Оборудование: - презентация о хлебе, ящик с землёй, лейка с водой, кофемолка электрическая и ручная, все ингредиенты для теста, «чудесный мешочек», колоски пшеницы
Предварительная работа: 1. Рассмаривание иллюстраций и картин о хлебе, труд земледельцев, хлеборобов.
2. Чтение рассказов и заучивание стихов: С. Дрожжина «Каравай», А. Некрасов «Нива», Я. Дягутите “Колыбельная”, А. Мусатова “Как хлеб на стол пришел”, С. Шуртакова “Зерно упало в землю”, Е. Трутнева “Золотой дождик”, Н. Семенова “Хлебушко”.
3. Отгадывание загадок, заучивание пословиц и поговорок.
4. Д. И. «Сбор урожая»
Ход занятия
1. Мотивационный момент
- Здравствуйте, дорогие ребята! Народная мудрость гласит: «Нет лучшего цветка, чем пшеничный колос, нет лучшего сада, чем пшеничное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспеченного хлеба».
Педагог читает стихотворение Я. Акимова “Хлеб”.
«Пашут каждую весну
Подымают целину,
Сеют, жнут, ночей не спят.
С детства знай, как хлеб растят.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.»
2. Ориентировочно – исследовательский момент
. Педагог: Правильно, о хлебе. Дети, сегодня мы побеседуем с вами о хлебе, о труде людей, которые растят хлеб. Какие вы знаете пословицы о труде земледельцев?
«Труд земледельцев велик и почетен».
«Труд человека кормит, а лень портит».
- Ребята, какие вы знаете зерновые культуры?
рассматривание и сравнение колосьев ржи и пшеницы.
- Чем похожи рожь и пшеница? (Это хлебные растения, они растут в поле, из их зерен делают хлеб).
-Чем они отличаются друг от друга? (Колос пшеницы толще, чем колос ржи, зерна пшеницы крупнее, а ржи длиннее; из ржи получают темную муку, поэтому из нее пекут черный хлеб- ржаной).
Прослушивание песни «Рожь».
3. Исполнительский момент
Показать детям отличие и сходство пшеничного и ржаного хлеба.
-Ребята, так где же сеют хлеб? Отгадайте загадки «Не море, а волнуется?», «В долг зерно возьмет, каравай вернет» (Поле)
читаю стихотворение Е. Трутневой. «Золотой дождик»
«По земле сырой, не жесткой,
Там,где тракторы прошли.
Неглубокие бороздки
В черной пашне пролегли.
И до вечера и позже,
До полночи с темнотой,
Зерна сыпались как дождик
Точно дождик золотой.»
- Ребята какие виды пшеницы вы знаете? (Яровая и озимая.)
Вот наступила осень, с полей убрали хлеб и они опустели. Как вы считаете, на этом заканчивается работа хлебороба? (На поля завозят удобрения, перепахивают поля, засевают озимые.)
Вот наступила осень, с полей убрали хлеб и они опустели. Как вы считаете, на этом заканчивается работа хлебороба?
- Зимой тоже ведутся работы на полях. На зимние поля выезжают трактора и сгребают снег в длинные валы. Эта работа называется – снегозадержанием. Повторите это слово “снегозадержание”. Ребята это очень важная работа! Снегозадержание проводится для того, чтобы ветром не уносило снег, чтобы не замерзли озимые, и весной было много влаги.
- Ребята, скажите, как называют людей, которые ремонтируют машины, комбайны, трактора? (Их называют механизаторы, а ремонтируют они зимой технику в ремонтных мастерских, готовя ее к весенним работам пригрело солнце, снег растаял, земля прогревается, трактористы пашут землю.)
- Наступила весна. Пришла горячая пора, пора больших забот. Какие работы пришли с наступлением весны? Какие произошли изменения в природе? Какая работа предстоит колхозникам на полях?
- Ребята, как раньше собирали урожай? (Рассматривание иллюстраций) Вот как раньше обрабатывали землю колхозники, потому, что раньше не было машин. Кто из вас знает, как раньше собирали урожай?
Дети: Жали серпом.
- Скажите, как сейчас собирают урожай? (Людям помогают машины.)
- Ребята посмотрите на картину «Уборка урожая»-комбайн срезает колосья, они попадают в середину комбайна, и из длинного рукава высыпается в самосвалы пшеничное зерно.
2. Физкультминутка:
Ча-ча-ча-наша печка горяча. (приседания)
Чи-чи-чи-печет печка калачи
ЧУ-чу-чу- будет всем по калачу (хлопки перед собой)
Чо-чо-чо-осторожно-горячо.
3. - Почему земля для посева должна быть мягкой? (Чтобы зернам было легче прорастать.)
- После того как землю вспашут, что с ней делают?
Дети. Вспаханное поле боронят.
Педагог: Чем её боронят?
Дети: К трактору прицепляют борону.
Педагог: Вот поле сборонили, теперь можно и сеять. Какие машины помогают людям сеять? (Сеялки)
- Растениям так же необходима поливка. Но дождь бывает не всегда, когда он нужен. И тут на помощь приходят люди. Они на полях устанавливают поливочные машины, орошают землю. Орошают – значит поливают. Повторите все это слово – “орошают”. А людей, занятых на этой работе, называют – мелиораторами.
-Посмотрите на картину (показ иллюстраций из книги Л. Виноградовой “Трактор”). Вот какие машины и приспособления человек использует для полива растений.
Колосок: Ребята, отгадайте загадку: “Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет? ” (Комбайн.)
Хлеб созрел, в полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выходят комбайнеры-
Полевые корабли.
Педагог: Прослушайте музыку И. Кишко “Комбайнер”. Ребята, кто работает на комбайне?
- Отгадайте загадку: “На просторе, в море хлеба, замок с башнями до неба, замок с башнями до неба сохранит все море хлеба”.
- Элеватор – здание где хранят зерно.
- А затем куда везут зерно?
- На мельницу, мукомольный завод.
- Что там делают с зерном? (Зерно перемалывают в муку.)
Как называют человека, который работает на мельнице? (Мельник.)
- Куда потом везут муку? (На хлебозавод, где пекари пекут хлеб.)
- Ребята, давайте и мы с вами превратимся в пекарей, хотите? Тогда проходите к столу и надевайте фартуки, приготовила вам волшебное тесто из которого приготовим баранки в наш игрушечный магазин, Возьмите кусок теста, обваляйте его в муке, чтобы оно не прилипало к рукам и раскатайте колбаску, соединяем края и придаем нужную нам форму. Положим фигурки на противень и отнесем сушиться.
4. Рефлексия
Ребята, хлеб нужен каждому человеку каждый день, без хлеба не проживешь! Вот почему надо относиться к хлебу с большим уважением, дорожить каждым куском хлеба! Хлеб – наш достаток и богатство. Берегите хлеб!