наталья зяблова
Конспект ООД по речевому развитию «Пересказ рассказа «Как заяц зимует» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовительная к школе группа
Цель. Продолжать учить пересказывать литературное произведение с опорой на символические изображения. Пополнять знания о жизни диких животных зимой.
Задачи.
1. Учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя.
2. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, используя мнемотаблицы.
3. Развивать внимание, память, способность сравнивать, выделять характерные признаки, делать простейшие обобщения.
4. Развивать логические мышления, мелкую моторику рук.
Темочки:
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Заяц, зайчонок. Все о зайцах для детей
- Заяц. Конспекты по литературным произведениям
- Заяц. Конспекты по развитию речи
- Заяц. Сказки, литературные произведения
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зима. Чтение и пересказ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Стремиться к повышению умственной работоспособности, снятию эмоционального напряжения (динамические паузы, дыхательная гимнастика, сюрпризный момент).
5. Воспитывать самостоятельность, уверенность, готовность к общению.
Интеграция. «Речевое развитие», «Познание», «Физическое развитие».
Материал и оборудование: картинки с изображением зайца белого и серого. Дидактические игры «Логическая цепочка» Карточки с символическими изображениями, раскраски, разрезные картинки.
Предварительная работа. Чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая шейка», рассказов Н. Сладкова» Отчаянный заяц» и В. Чаплиной «Как заяц в лесу живет, русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Ход занятия:
Дети заходят в группу, здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, я совсем забыла…. Когда я утром шла на работу, на тропинке я нашла конверт, но было еще очень темно и я не смогла его прочитать и положила его в сумку. (воспитатель идет за письмом и вскрывает его)
Воспитатель читает, что написано на конверте. (на конверте написано: кому: Ребятам из дошкольной группы «Непоседы», от кого: Угадайте загадку и узнаете от кого)
Воспитатель читает загадку.
Воспитатель:
Зимой беленький, а летом серенький.
Никого не обижает, а всех сам боится.
(Заяц)
Дети: Заяц.
Воспитатель Правильно! Молодцы! Но здесь еще одна записка лежит, интересно давайте скорей прочтем!
Воспитатель читает: Здравствуйте ребята! Я к вам сегодня хотел прийти в гости, но так спешил, что не заметил как заблудился. Хорошо что по дороге встретил сову, и передал с ней письмо. До скорой встречи!
Воспитатель: Давайте изобразим зайца с помощью пальцев.
(Проводится пальчиковая гимнастика. Вмести с воспитателем дети произносят текст и выполняют движения по показу.)
Зайки по лесу скакали
Зайки корм себе искали.
(быстро сжимают и разжимают кулаки).
Вдруг у заек на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки
(Выпрямляют указательные и средние пальцы).
Шепот тихий раздается –
Кто-то по лесу крадется.
(«Идут» указательным средним пальцем. Говорят шёпотом.)
Зайка путают следы,
Убегают от беды.
(Сжимают одной рукой другую: сначала сверху левая ладонь, потом правая. Говорят громко).
Прыгнули и обернулись.
(выпрямляют указательные и средние пальцы, вращают кистями).
И под кустиком свернулись,
Словно белые клубки,
(Сжимают кулаки. Говорят обычным голосом.)
Чтоб найти их не могли.
(Прячут руки за спину.)
Дети садятся на стулья, расставленные кругом.
Воспитатель: Вы уже поняли, что сегодня мы поговорим об обитателе леса- зайца. Но о каком зайце пойдет речь? (показывает картинки с изображением зайца с белым мехом и зайца с серым мехом, вспомните последние строчки пальчиковой гимнастики).
Дети. О зайце в белой шубке. Он надевает ее, готовясь к зиме.
Воспитатель. Верно, назовите зайца ласково.
Дети. Зайка, зайчик, заинька, заюшка, зайчишка.
Воспитатель. Как называют маму зайчат?
Дети. Зайчиха.
Воспитатель. Как называют детёнышей зайчихи.
Дети. Зайчата.
Д/и. «Чей, чья, чьё?
Воспитатель. Скажите по другому «Уши зайца»
Дети. Заячьи уши.
Воспитатель. Хвост зайца.
Дети. Заячий хвост.
Воспитатель. Избушка заюшки.
Дети. Заюшкина избушка
Воспитатель. Капуста зайки
Дети. Зайкина капуста.
Воспитатель. Чтобы лучше запомнить «портрет» зайца, поиграем.
Проводится игра «Логическая цепочка»
(Воспитатель выкладывает карточки с изображением мордочки зайца с недостающими деталями.)
Воспитатель. Рассмотрите «портреты», сравните их между собой и определите, чем каждый последующий «портрет» отличается от предыдущего.
Дети. На каждой последующем «портрете» исчезает по одной детали.
Воспитатель. Молодцы! А сейчас послушайте рассказ Михаила Пришвина
«Как заяц зимует».
Читаю отрывки. По ходу чтения выставляю карточки с символическими изображениями.
1. «Заяц к зиме не готовится. Нет у него ни норы, ни гнезда.
2. Шубка у зайки теплая-теплая, белая-белая, пушистая-пушистая.
3. Лежит заяц в снегу под кустом. Тепло ему в такой шубке, и на снегу не видно.
4. Днем заяц спит. Но глаза у него открыты и зорко следят: нет ли врагов поблизости.
5. А ночью выходит заяц погулять и покормиться.
6. Питается заяц зимой в основном корой деревьев.
7. Врагов у зайца много: лисицы, совы, волки, люди- все охотятся за зайцем.
8. Заяц всех боится и спасается бегством.
9. Зайца спасают его тонкий слух, острое зрение и сильные быстрые ноги».
Теперь проверим, внимательно ли вы слушали.
Ответьте на вопросы.
- почему заяц спит с открытыми глазами? - зачем зайцу теплая пушистая шубка?
-почему заяц летом серый, а зимой белый.
- почему заяц не готовится к зиме?
- почему заяц не строит ни норы, ни гнезда.
- Кто охотится на зайца?
Проводится разминка.
Быстро заинька, вставай
И зарядку начинай
(встают)
Зайка весело шагает
Ноги выше поднимает.
(идут по кругу, высоко поднимают колени).
Зайка прыгает и скачет
По дорожке, словно мячик.
(прыгают на двух ногах с продвижением вперед)
Он на пяточках шагал,
Носик кверху поднимал.
(идут на пятках)
На носочек зайка встал
(идут на носочках)
И в ладошки хлопать стал.
(хлопают в ладоши)
Раз – нагнулся, два- нагнулся,
До носочков дотянулся,
(наклоняются вперед)
Повернулся вправо-влево.
(поворачиваются вправо - влево)
Вот какой зайчонок смелый!
Не боится никого, даже волка самого.
Зайка мышцы укрепляет,
Зайка лапочки сгибает.
(ставят руки к плечам)
Скачет заинька- прыг-скок,
Ножку ставит на носок.
(прыгают на месте на носочках)
Не забудь потом под душем
Вымыть лапки, шею, уши!
(«Умываются»).
Дети выполняют дыхательное упражнение.
Воспитатель.
Помоги нам, ветерок,
Замети следы, дружок!
Чтоб ни волк и ни лиса
Не нашли нас никогда!
Дети делают глубокий вдох через нос и плавный выдох через рот, произнося: «У-у-у-у-у-у-у-у-у»
Воспитатель. Сейчас еще раз послушайте рассказ Михаила Пришвина «как заяц зимует». Внимательно смотрите на символические изображения.
После повторного чтения рассказ пересказывают два-три ребенка.
Воспитатель. Теперь поиграем. Выложите изображения зверей, которые живут рядом с зайцем.
Проводится игра «Разрезные картинки».
Дети подходят к столам,встают на массажные коврики и выкладывают изображения
(пока дети собирают пазлы воспитатель вешает мнемокартинки на доску)
Воспитатель. Молодцы! А теперь расскажите о зайце еще раз.
(Для усложнения задания воспитатель убирает несколько карточек с символическими изображениями. Один – два ребенка пересказывают рассказ М. Пришвина.)
Воспитатель анализирует работу детей на занятии. (Что они нового интересного узнали на занятие, что им больше всего пондравилось)
Сюрпризный момент: вбегает заяц
Заяц говорит: Здравствуйте ребята! Я пришел сказать вам спасибо за активное участие! И принес вам подарки! (раздает всем раскраски) До свидание, мне пора! Меня ждут ребята в другом детском саду.