юлия иванютина
ООД «Тряпичная кукла Закрутка» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
ООД по теме «Тряпичная кукла Закрутка» для подготовительной группы.
Цель: формировать у детей интерес к истории, обычаям и культуре русского народа по средствам образа народной русской куклы. Закреплять навыки работы с тканью и нитками, развивать мелкую моторику, мышление, самостоятельность, доброжелательное взаимодействие с окружающими.
Задачи.
Публикация «ООД „Тряпичная кукла Закрутка“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
1. Научить мастерить тряпичную куклу бесшовным способом, проявляя фантазию и творчество.
2. Вызвать интерес к народному творчеству. Восстановит и сохранить для новых поколений такое явление, как народная традиционная кукла.
3. Закрепление у детей трудовых навыков: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.
4. Пополнить словарный запас детей: ремесло, технология.
Материалы: коляска с куклой, набор тряпичных кукол, 2 квадрата белой ткани (20х20) для туловища и блузки, один квадрат (20х20) и две полоски цветной ткани для сарафана, прямоугольный лоскутик для передника и треугольный для косынки, белые нитки, тесьма для пояса.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о русских народных игрушках.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Проходите, присаживайтесь.
Дети: Здравствуйте.
Дети садятся на стулья в игровой зоне.
Сюрпризный момент: Воспитатель приходит с коляской, успокаивая сидящую в ней куклу Машу, и говорит ей: «Все дорогая скоро будем дома, успокойся, не плач. Вот посмотри сколько здесь деток»
Но моя куколка грустит: не с кем хоровод водить.
Сделайте подружек ей, кукле будет веселей.
А если Вам понравиться,- как сделать покажу.
Воспитатель, обращаясь, детям говорит: Ребята вот к нам в гости пришла куколка и ей очень хочется поиграть с подружками. Давайте ей поможем.
Дети: да.
Воспитатель: Сейчас Вам расскажу о народной кукле- это целый мир, обо всем сразу не рассказать. Интересно, что делали этих кукол не из новых нарядных (фабричных) тканей, как подарочные, а из старых, «поживших», от тех платьев, в которых хозяева были когда-то счастливы-счастье всегда хочется продлить. Вспомните, какой труд вкладывала женщина в подготовку ниток и тканей, как бережно относилась к одежде, как старалась продлить жизнь каждому лоскутку.
Одежда и весь облик куклы отражал социальный статус и возраст куклы-человека : одна коса могла быть только у девушки, женщины убирали волосы под головной убор; женщина без фартука-значит перед вами старуха.
Куклы наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими». По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла является одновременно и оберегом.
Это рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Они бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение. Малым деткам кукол шили мамы, старшие сестры, бабушки, при всей невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления куклы, и лет с пяти простейшую тряпичную куклу могла сделать любая девочка». А начинали девочек учить изготавливать куклы уже с трехлетнего возраста.
Главная особенность куклы, заключается в том, что сделана она без иголки и безлика–без лица. Для ребенка кукла была игрушкой-подружкой и оберегом одновременно. Сделанная с любовью своими руками куколка, была предметом гордости ее мастерицы.
Воспитатель: Кто играл с тряпичной куклой?
Дети: Наши бабушки.
Воспитатель: Кто мастерил эти куклы?
Дети: Их бабушки.
Воспитатель: Бабушки наших бабушек занимались изготовлением кукол, это занятие называлось - ремеслом. Но им нужны помощники, которые назывались «подмастерья». Я приглашаю вас в страну ремесла, где я мастер, а вы подмастерье. Вы согласны?
Дети: Да мы согласны.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Для начала нам надо составить план наших действий, что бы нам легче было работать и мы с вами не запутались.
Воспитатель: Ребята, чтобы нам было удобнее и сподручнее, вам надо разбиться на пары и во время работы друг другу помогать и советоваться между собой.
Воспитатель: Тогда мы приступаем к изготовлению тряпичной куклы «Закрутка». Но обязательно будем соблюдать «технологию». Сейчас я вам буду показывать.
Воспитатель прикрепляет на магнитную доску план-схему куклы «Закрутки» и комментирует действия:
1. Берем один квадрат белой ткани и подгибаем края внутрь. Там, где подогнут более широкий край (справа) будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.
2. Выполняем тугое закручивание. Получилась скрутка - ролик. Это «туловище» нашей куколки. На уровне шеи и пояса перевязываем скрутку ниткой.
3. Берем второй квадрат белой ткани и завязываем ниткой на уровне шеи.
4. Расправляем ткань. Постараемся убрать лишние складки с лица куклы.
5. Формируем руки: определяем их длину и лишнюю ткань заворачиваем вовнутрь. 6. Края рукава убираем в середину. Отмеряем размеры ладошек и перетягиваем их ниткой. Свободные уголки подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе, стараясь распределить ткань равномерно. Основа нашей куклы готова.
Физминутка: «Матрешки»
Хлопают в ладошки
(хлопать в ладоши перед собой)
Дружные матрешки.
(повторить хлопки еще раз)
На ногах сапожки,
(правую ногу вперед на пятку, левую ногу вперед на пятку, руки на пояс, затем в И. П.)
Топают матрешки.
Влево, вправо наклонись,
(наклоны вправо – влево)
Всем знакомым поклонись.
(наклон головы вперед с поворотом туловища)
Девчонки озорные,
(наклоны головы вправо-влево)
Матрешки расписные.
(наклон назад, руки в стороны, откинуться на спинку стула)
В сарафанах наших пестрых
(повороты туловища направо-налево, руки к плечам, повторить повороты туловища еще раз)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
(хлопок в ладоши перед собой)
Веселые матрешки.
(хлопок по парте, повторить еще раз).
Воспитатель: А теперь ребята сделаем для наших кукол сарафан.
Для начала берем две узкие цветные полоски ткани и располагаем их крестообразно через плечи на груди и спине.
Завязываем ниткой на поясе.
Квадрат цветной ткани сворачиваем пополам, располагая нитку внутри.
Стягиваем нитку, ткань прикладываем к поясу, равномерно распределяя вокруг, и завязываем.
Повязываем куколке косыночку, завязываем пояс и куколка готова.
Кукла просто загляденье.
Детям всем на удивленье,
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить
Вам придется не лениться
И старанье приложить!
Воспитатель: Давайте подарим одну куколку нашей гостье. Чтобы она с ними играла.
Воспитатель: Тогда и нашим куклам- Закруткам и Маши нужно немного отдохнуть, поспать. Они на славу потрудились
А теперь давайте их уложим в колыбель. Дети укладывают кукол в люльку. Коляска с Машей ставится рядом. Дети проходят на свои места.
Воспитатель: Пока наши куклы спят, мы вспомним, чему сегодня научились? В нашей мастерской?
Дети: Делать куклы.
Воспитатель: Вам понравилось заниматься этим ремеслом наших бабушек. Я советую вам сделать таких кукол дома с мамами и научить их.
Пропедевтикой понятия план служит план-схема, предложенная воспитателем. В пропедевтике умение работать по плану. Результат работы-готовая кукла «Закрутка».
После изготовления куклы проводится рефлексия каждого шага работы.