Лариса Николаевна Луценко
Конспект занятия «Кукла тряпичная — игрушка отличная»
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: сформировать знания о старинном способе изготовления игрушек, прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества.
ЗАДАЧИ: научить мастерить тряпичную куклу-пеленашку бесшовным способом. Совершенствовать трудовые навыки: сворачивание, скручивание, завязывание, пеленание. Познакомить с историей и традициями игрушечного ремесла. Развивать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, координацию в системе «глаз-рука». Через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и положительный настрой на данный вид деятельности.
Публикация «Конспект занятия „Кукла тряпичная — игрушка отличная“» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
МЕТОДЫ И ПРИЁ МЫ: игровой, сотворчество, художественное слово, беседа, индивидуальная проектированная деятельность, практическая работа, анализ конструкторских особенностей изделия.
АКТИВИЗИРОВАТЬ СЛОВАРЬ: рукодельница, безликая, безлицевая, бесшовная, тряпичная.
ОБОРУДОВАНИЕ: для показа детям кукла-пеленашка, технологическая карта «Кукла-пеленашка» в наглядно-методическом пособии И. А. Лыковой «Художественный труд в детском саду». Для каждого ребё нка: прямоугольные лоскуты для скрутки туловища куклы, по два лоскута цветной ткани для платка и пелёнки, прочные нитки для фиксации скрутки, тесьма или узкие ленточки для обвязывания пеленашки.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: экскурсия на выставку народной игрушки в городской краеведческий музей, беседа о старинных детских игрушках, пеленание кукол и других игрушек.
БАЗОВЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ:
1. Повязывание платка или косынки в мерке «на себя» или «на кукле».
2. Сворачивание в рулон полотенца, шарфика, ленты и других бытовых предметов различного размера разной плотности.
3. Завязывание шнурков на обуви, одежде.
4. Пеленание куклы (это упражнение с интересом выполняют как девочки, так и мальчики).
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁ Й: провела мастер-класс с участием детей и родителей по изготовлению куклы-пеленашки.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент
- Ребята, сегодня к нам пришли воспитатели из других групп детского сада, поздоровайтесь с гостями. Давайте покажем, что мы умеем.
2. Введение в тему.
- За окном зима, выпал снег, холодно, а я сейчас предлагаю вам вспомнить один тёплый летний денёк, когда мы с вами ходили на очень интересную экскурсию. Я предлагаю вам посмотреть на фотографии и вспомнить, как это было (демонстрация фото на экране).
3. Основная часть.
Сообщения детей:
1. Летом мы ходили на экскурсию в музей. Там была выставка самодельных кукол. Самодельные куклы - это такие куклы, которые не продаются в магазине, их взрослые для своих детей делают сами.
2. Раньше на Руси самодельные куклы делали из дерева, глины, соломы, ткани. Это могут быть свистульки, фигурки людей и животных. Особенно мне понравились тряпичные куклы. Там были куклы-обереги, куклы на счастье, игровые куклы.
3. У таких кукол не рисовали лицо, потому что считалось, что если у куклы есть глаза, то она может навредить ребёнку – сглазить его.
4. Куклы-обереги передавались от матери к дочери, спасали от беды, приносили в дом счастье.
4. Кукла на счастье. Считалось, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех, и ты найдёшь своё счастье.
5. Игровые куклы предназначались для забавы детям. В старину в русской деревне любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок – тряпичная.
6. Куклам приписывались различные свойства. Считалось, что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь вырастить хороший урожай.
- Да, действительно, в старину наши предки придумывали и мастерили таких кукол для своих детей. В то далёкое время в магазинах, конечно же, тоже продавались игрушки, но их было очень мало, и стоили они очень-очень дорого, и поэтому купить их своим детям могли только очень богатые люди, а все остальные ребятишки играли самодельными игрушками, но игры их от этого были только интереснее. Потому что, делая с большой любовью для ребёнка игрушку, родители вкладывали в неё всю свою душу.
Ребята, а вы хотите посмотреть, как жили наши прадедушки и прабабушки? (положительный ответ детей). Тогда давайте посмотрим (приглашаю детей в стилизованную крестьянскую избу, обустроенную в игровой части группы).
Показываю детям различные старинные предметы и объясняю их предназначение.
МОТИВАЦИЯ:
В тот момент, когда мы с детьми рассматриваем детскую колыбель, звучит запись детского плача.
- Ой, ребятки, а кто же это плачет? Давайте посмотрим (достаю из колыбели куклу в виде грудного младенца).
- Ребята вот кто плачет. Как же нам его успокоить? Может дать ему игрушку?
(поочерёдно «предлагаю» игрушки, стоящие здесь же: глиняные свистульки, игрушки из дерева и соломы, плач не прекращается).
- Что же нам делать? Кажется, я придумала!
(покачав, кладу куклу в колыбель)
- Ну вот, вроде бы, немного успокоился. Садитесь на стульчики, только тихо! Не разбудите малыша! (садятся за столы)
(показываю детям заранее изготовленную куклу-пеленашку)
- Посмотрите на эту куколку. Кого она вам напоминает? Эта куколка называется пеленашка. Раньше маленьких детей туго-туго, крепко-накрепко укутывали в пелёночку - пеленали. Отсюда и пошло название «пеленашка». Считалось, что ребёнка из-за пелёнок не замечают злые духи, которые могли обидеть малютку, навредить ему. Малыша называли пеленашкой, и куколку, которую клали в колыбель, где он спал, тоже называли пеленашкой.
Давайте положим нашу куколку в колыбельку, пусть она охраняет сон малютки.
(кладу куклу в колыбель, слышится детский смех)
- Вот видите, ребята, как обрадовался наш малыш!
Ребята, давайте с вами изготовим кукол-пелнашек.
Но прежде чем мы возьмёмся за дело, необходимо разогреть наши пальчики, чтобы они стали послушными и ловкими.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА:
На большом диване вряд
Куклы разные сидят
(хлопки в ладоши)
Два медведя, Буратино
И весёлый Чиполино
И котёнок, и слонёнок –
Раз, два, три, четыре, пять –
Помогаем мы сегодня
Все игрушки сосчитать!
(поочерёдное загибание пальцев)
- Ну, вот мы и готовы.
Кукла просто загляденье
Детям всем на удивленье!
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить,
Вам придётся не лениться
И старанье приложить.
(далее педагог показывает и поясняет детям технлогию изготовления куклы-пеленашки)
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ ДЕТЬМИ (пока дети выполняют работу, звучит спокойная народная мелодия).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
- Ребята, пока вы трудились, немного устали. Давайте отдохнём – проведём физкультминутку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеет тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
А теперь, ребята, встали
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
- А теперь давайте с вами посмотрим, какие же у нас получились пеленашки?
(анализ детьми работ сверстников).
- Чем мы сегодня занимались? (ответы детей)
- Что нового узнали? (ответы детей)
- Да, ребята, куклы у нас получились замечательные. Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, мастерили пеленашек. Отлично справились с заданием (перечисляю, хорошо поработали (перечисляю, неплохо смастерили кукол (перечисляю)
- А теперь давайте убаюкаем наших кукол.
(дети выхолят с пеленашками и читают стихи)
1. Свою куклу я качаю, спать укладываю,
Чтобы кукла не скучала, байки складываю.
Потом песню пропою ей тихо, ласково,
Да поправлю одеяльце ей атласное.
2. Спи, усни, моя подружка, без забот-хлопот,
За окном на небе звёзды водят хоровод.
Нам с тобой не будет скучно до утра,
Сказки ждут нас в снах чудесных, спать пора.
3. Потеплей укутаю куколку мою
«Баю-баю, баюшки», песенку спою
«Спи, моя красавица, спи, моя хорошая
Будет тебе платьице, новое – в горошину!
3. Куколка любимая, я тебя люблю!
Перед сном я для тебя песенку спою.
Баю-баюшки-баю, спать укладываю,
Спать укладываю, приговариваю:
«Ты, собачка, не лай!
Мою куклу не пугай.
Баю - бай, баю-бай!»
- А теперь давайте отнесём наших кукол-пеленашек в спальню и положим в кроватки, и они будут оберегать вас во сне.