Лариса Акмаева
Составление рассказа по серии картинок. ООД по речевому развитию с использованием ТРИЗ в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с применением ТРИЗ технологии на тему: «Составление рассказа по серии картинок».
для детей средней группы.
Подготовила:
Акмаева Л. В.
г. Саров, 2020г.
Цель: Способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу составления рассказов по серии картинок и созданию последовательного рассказа по ним.
Задачи:
- формировать умение описывать и называть объекты, называя наиболее характерные признаки; согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе; развивать диалогическую речь.
- формировать умение внимательно слушать своих товарищей не перебивая их.
- формировать у детей устанавливать логическую последовательность действий, опираясь на сюжет каждой картинки.
Материалы и оборудование: наборное полотно, столы, подставки, серия из 4 сюжетных картинок, карточки – схемы, коробка, раскраски на каждого ребенка
Ход
Организационный момент
В: Ребята к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Д: Здравствуйте.
В : Какие вы молодцы, я тоже хочу вас порадовать и показать вам мультфильм про одного забавного зверька, а про какого вы догадайтесь сами. Загадка по ТРИЗ (Маленький, но не…. лягушонок. Серенький но не зайчик. Прячется в норку но не лиса. Пищит но не цыпленок).
Д: Мышонок
В: Правильно ребята, садитесь на стульчики.
(воспитатель берёт коробку и достаёт из неё картинки).
В: Ребята, посмотрите, кто-то порезал плёнку на части, и теперь мы не можем узнать, что же произошло с мышонком. Что же делать?
Д: Надо заново составить историю (рассказ)
В: Ну что, ребята давайте попробуем составить рассказ для мультфильма и озвучить его!
1 этап «Паровозик из картинок»
В: Что нам надо сделать в первую очередь
Д: Составить паровозик из картинок (Ребёнок показывает схему игры «Паровозик из картинок» и выполняет задание).
2 этап «Определение места события»
В: Что надо определить далее? И найдите схему
Д: Место где происходит событие. (Ребёнок показывает схему «Определи место события» и выполняет задание).
В: Где же происходит событие? (по каждой из 4 картинок)
Д: В комнате, дома.
В: Правильно, событие происходит в комнате.
3 этап «Определение время события»
В: А что надо определить после места события? (по каждой из 4 картинок)
Д: Надо определить время события. (Ребёнок показывает схему «Определи время события» и выполняет задание).
В: Посмотрите на 1 картинку, в какое время происходит событие (утром, днем, вечером). Почему вы решили, что вечером
Д: Потому что кошка спит.
В: Но кошки почти всегда днем спят. Какое время выберем?
Д: Днем
В: А на второй картинке в какое время происходит событие? (и так далее по всем 4 картинкам).
4 этап «Определи героев»
В: Мы узнали в какое время происходит событие, что надо узнать дальше?
Д: Найти и назвать героев. (Ребенок находит схему «Определи героев»»
В: Кто является героем на 1 картинке (так же про все остальные картинки)
Д: Кошка, мышка.
В:А кто является главным героем?.
Д: Мышонок.
В: Почему?
Д: Потому что он совершает больше действий, а кошка в основном спит.
5 этап «Определи, что делают герои и зачем они это делают»
В: Молодцы ребята! А что теперь нам надо узнать, кто найдет эту схему
Д: Надо узнать что делают герои и зачем они это делают. (Ребенок находит схему и рассказывает о действиях героя на 1 картинке)
В: Кто герои на первой картинке?
Д:Кошка и мышонок.
В: Посмотрите на кошку, какая она по цвету?
Д: Рыжая.
В: Что она делает?
Д: Она смотрит в тарелку.
В: Как кошка смотрит в тарелку?.
Д: Удивленно.
В:Чему удивляется кошка. ?
Д: Тому что вместо молока в миске оказалась колбаска.
В: А что делает мышонок?
Д: Мышонок отвернулся в сторону, показывает на кошку рукой и смеется.
В: Почему, он смеется над кошкой.
Д: Потому что кошка не понимает, как вместо молока в тарелке оказалась колбаска.
В: Хорошо ребята! Вы ранее сказали что мышонок совершает большинство действий в этом рассказе. А давайте покажем и расскажем, что умеет делать кошка.
Физкультминутка
«Что умеет делать кошка»
Что умеет делать кошка?
(Вопросительные жесты руками)
Молоко лакать из плошки
(Сделать чашечку руками и полакать молоко высунув язык)
Помяукать у дверей, чтоб открыли поскорей.
(дети делают замочек и жалобно мяукают)
Поиграть с клубком и мышкой
(Выпускают коготки и делают хватательные движения руками)
Зашипеть на шалунишку
(Наклоняются, выгибают спину, руки за спиной поднимают в верх и шипят)
Может бегать, может прыгать, и мурлыча отдыхать
(Дети бегают на месте, прыгают и мурлычат складывая руки под щечку)
В: Вот и мы отдохнули и теперь нам надо узнать что происходит на второй картинке. Кто герой?
Д: Рыжая кошка и мышонок.
В: Что делает кошка.
Д: Она спит.
В: Как вы поняли, что она спит?
Д: Она свернулась калачиком и закрыла глаза.
В: Где спит кошка?
Д: На полу
В: На что она положила голову:
Д: Кошка положила голову на подушку.
В: Какого цвета подушка?
Д: Подушка синего цвета в белый горошек.
В: К чему прислонена подушка?.
Д: К табуретке.
В: Что стоит на полу рядом с кошкой?
Д: Рядом стоит желтое блюдце с молоком.
В: А где стоит мышонок?
Д: Мышонок стоит около табуретки?
В: Что он делает?
Д: Он пьет молоко из трубочки.
В: А где мышонок взял трубочку? Обратите внимание на 3 картинку.
Кто там герой?
Д: Мышонок.
В:Что он делает?
Д: Мышонок достает трубочку со стола.
В: Как он смог ее достать?
Д: Он залез на стул. Встал на носочки и вытаскивает трубочку.
В:Откуда он ее достает?
Д: Из пачки.
В: Где лежит пачка?
Д: На столе.
В: А разве у нас в пачках трубочки лежат?
В: Подумайте, он точно трубочку достает?
Д: Это макаронина, очень похожа на трубочку
В: Хорошо. А зачем мышонок стал пить молоко из трубочки и не подходит близко к блюдцу с молоком.
Д: Он боится кошки.
В: Давайте посмотрим на 4 картинку. Кто герои?
Д: Рыжая кошка и серый мышонок.
В: Что делает кошка.
Д: Она спит.
В: Почему вы решили, что она спит?
Д: Кошка свернулась калачиком и у нее закрыты глаза.
В: На чем спит кошка.
Д: Кошка спит на синей подушке в белый горошек.
В: А где находится подушка?
Д: Подушка лежит на полу и прислонена к табурету.
В:А что в это время делает мышонок?
Д: Он прячется под табуретом и смотрит на кошку
В: А почему он сидит под табуретом?
Д: Наверно он проверяет крепко ли спит кошка?
В: А для чего ему это надо знать?
Д: Чтобы выпить молоко у кошки из блюдца.
В: Как вы думаете, откуда у кошки оказалась колбаска в блюдце?
Д: Наверно мышонок подложил вместо молока.
В: Точно и я тоже так думаю.
В: Мы с вами узнали кто является героями, что они делают, и зачем они это делают. Теперь, что нам надо сделать?
Д: Разложить картинки по порядку. (Ребёнок показывает схему «Определи последовательность картинок» и выполняет задание).то
В: у нас осталась последняя схема, что нам надо сделать.
Д: Составить рассказ. (Ребёнок находит схему» Составь рассказ»)
В: Как можно назвать наш рассказ.
Д: Мышонок и кошка, Находчивый мышонок, Смешной случай
Мышонок удивил кошку
В: К нашему рассказу более подходит название «Находчивый мышонок». Кто первый начнет рассказ? (Воспитатель спрашивает одного ребенка на каждую картинку).
В : Как можно закончить рассказ?
Д: Кошка помирилась с мышонком так как поняла, что покушать колбаску вместо молоко тоже хорошо.
Примерный рассказа
Однажды днем, в комнату, где на синей в горошек подушке спала рыжая кошка, пробрался серый мышонок и спрятался под табурет. Он смотрел внимательно на кошку и думал крепко ли она спит. Ему очень хотелось попить молоко из желтого блюдца, которое стояло рядом с кошкой, но он боялся кошку. И тогда мышонок придумал, что можно выпить молоко через трубочку. Он залез на табурет встал на носочки и достал из пачки, лежащей на столе, макаронину, которая очень похожа на трубочку. Он опустил трубочку в молоко и все молоко выпил пока спала кошка, а вместо молока положил в блюдце колбаску. Когда рыжая кошка проснулась, она очень удивилась и испугалась тому, что в миске лежала колбаска вместо молока. А мышонок стоял в сторонке, и смеялся над тем, как удивлялась кошка. Кошка потом поняла, что скушать колбаску вместо молока тоже не плохая идея и они с мышонком стали добрыми друзьями.
Рефлексия
В: Молодцы ребята, какой замечательный рассказ вы придумали. Что вам понравилось в рассказе больше всего. За то, что вы составили о мышонке такой замечательный рассказ, он решил вам подарить раскраски.
(Воспитатель раздает детям раскраски сделанные своими руками и дети кладут их в шкафчик).
Приложение 1