Галина Дёмина
Конспект ООД по развитию речи по проекту «Говорушки» в старшей группе «Путешествие в Речьландию»
▼ Скачать
Тема: «Путешествие в Речьландию»
Цель: развитие речи детей.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять навыки речевого общения, обогащать словарный запас;
- сочетание существительных с числительными, глаголами, прилагательными, в роде, падеже;
- закреплять умение пользоваться схемой, составляя по ней цепочку слов;
- закреплять умение изменять темп речи и силу голоса;
- учить озвучивать сказки.
Развивающие :
Публикация «Конспект ООД по развитию речи по проекту „Говорушки“ в старшей группе „Путешествие в Речьландию“» размещена в разделах
- развивать связную речь, внимание, мышление, память;
- развивать представления о смысловой стороне слова.
Воспитательные:
- контроль за собственной речью, взаимопомощь, отзывчивость.
Оборудование: 2 гнома (жёлтого и оранжевого цвета, воздушный шар с узлом на конце (конфеты лимонные и апельсиновые, видео-сказка «У Лукоморья дуб зелёный», на экране смайлики, схема «Семья», картинки животных и птиц по количеству детей, поле чудес, игрушки – кукуруза, виноград, капуста, помидор, огурец, коробка конфет, конфета, мольберт, мяч массажный, музыка для полёта на воздушном шаре, напольная игра «Клетки».
Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Формы организации (методы и приёмы) :
- беседы, загадки, стихи;
- специально организованная проблемная ситуация;
- коллективная совместная деятельность с педагогом;
- совместная деятельность детей;
- словесные игры, психологический настрой, физминутка;
- беседа.
Словарная работа: речь, Речьландия.
Ход занятия:
Организационный момент
(Дети стоят в кругу)
- Ребята, сегодня у нас очень важный разговор, разговор о культуре общения, о дружбе, любви к друг другу и окружающему нас миру.
- «Спасибо», «Здравствуйте», «Простите»
Произносить он не привык
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Не скажет он друзьям по группе :
«Андрюша, Паша, Таня, Ваня».
Своих друзей зовё т он только:
«Андрюшка, Пашка, Танька, Ванька»
Скажите: «Есть у нас такой?»… (нет)
- Я тоже уверена, что в нашей группе таких нет. Сейчас мы это докажем.
Словесная игра «Скажите ласково»
(руки опущены вдоль туловища)
- Мы будем обращаться к своему соседу справа, ласково называя его по имени и предлагая ему свою руку. Вот так: «Андрюша, давай свою руку». (беру его за руку, а он обращается к соседу справа…
(и так по кругу до меня)
Психологический настрой.
- Мы стоим сейчас в кругу. Это очень хорошо, потому что круг нас объединяет. Нам стало тепло. Почему?.
(потому что держимся за руки, мы добрые и любим друг другу)
- А ещё в кругу можно обняться! (обнимаемся)
- Улыбнуться друг другу! (улыбаемся)
- А ещё посмотрите в глаза друг друга. Какие у вас глаза? (зелёные, карие, чёрные, голубые)
- Правильно, они разного цвета, но одинаковые по настроению, добрые, дружелюбные, честные.
Беседа о значении речи для человека
(SMS-сообщение. Достаю телефон.)
- Ребята, мне пришло сообщение от гномиков. Зовут их Лимончик и Апельсинчик. (читаю с телефона SMS)
«Ребята, нам срочно нужна ваша помощь. Не можем выполнить домашнее задание».
- Что будем делать? (помогать)
- Молодцы, всегда нужно помогать: и детям и взрослым, и своим сверстникам.
- А вот куда мы сейчас отправимся, я покажу, а вы определяйте.
(молча показываю рукой на детей, на себя, машу руками как крыльями, и губами без звука «называю» место «Речьландию»)
- Это язык жестов! (2-3 р)
(видя, что дети не понимают точно, спрашиваю: «Что не понимаете?.»)
- Почему не понимаете?. (без слов)
- Правильно, без речи, без слов мы не понимаем друг друга. Мы не можем общаться, выражать свои мысли. Речь – одна из главных функций человека. Речь учит нас правильно и красиво говорить.
- Я вас показывала без слов: «Вы и я полетели в Речьландию к гномикам». Сразу всё понятно!
Речевое упражнение: «Позвони маме»
- Ребята, прежде чем отправляться в путь, что нужно сделать? (сообщить родителям)
- Позвоните своим родителям и сообщите, что вы ненадолго со мной полетите в гости к гномикам в Речьландию… (дети звонят по ладошкам)
Полёт на воздушном шаре. Рассказы детей о пейзажах земли.
- Ребята, а полетим в Речьландию на воздушном шаре. Присаживайтесь в круг на пол под воздушный шар, (звучит музыка) Закройте глаза, и представьте, что мы взлетели высоко в небо и летим над нашей планетой. Что вы видите, глядя на нашу землю сверху? (3-4 чел)
Встреча с гномиками. Массаж ушей.
- А вот и Речьландия. Открывайте глаза. Выходим из корзины.
-Ребята, после полёта высоко в воздухе всегда уши закладывает, поэтому нужно сделать массаж ушей.
- Сейчас к ушам мы перейдём выполняют
Мы их немного разотрём. действия
Сначала сверху, посерёдке.
Мы мочку нежно разотрём,
И лучше слышать мы начнём.
- А вот и первый гномик Лимончик. Как вы думаете, почему его так зовут? (жёлтый, как лимон)
- Он нас заждался. Нужно ему помочь выполнить задание по грамматике. Вы тоже в школу скоро пойдёте и нужно правильно разговаривать, отвечать, не делать речевых ошибок. Лимончик просит научит его чётко произносить скороговорку :
«Слишком много ножек у сороконожек»
- произнеси быстро (2 чел)
- произнеси медленно (1 чел)
- произнеси шёпотом (1 чел)
- произнеси громко (1 чел)
Словесное упражнение: «Поле чудес».
(по секторам поля чудес лежат перевёрнутые картинки)
- Крутите барабан, куда стрелка показала, там и берёте картинку. Смотрите на стрелку, она показывает цифру и говорите «Сколько … этих предметов» Например, 8 пальто, 3 берёзы, 5 огурцов.
- Чему мы сейчас научим Лимончика? (правильно сочетать цифры с предметами)
Физминутка
- А сейчас мы научим гномиков делать добрую зарядку.
- Встаньте в круг.
- Кто живёт на свете? (поднять плечи)
- Птицы, звери, бабочки (машут крыльями; подпрыгивают;
машут скрещёнными ладонями)
- Рыбки, цветочки. (ладони вместе и волной двигаем, сложить
ладони в цветок)
- Сыновья и дочки (показывают на мальчиков и девочек рукой)
Танюшки и Андрюшки.
- А ещё живёт на свете 1)положить руку на плечо соседа
Чуткость, нежность, доброта 2) погладить по голове соседа
3) руки к сердцу
- И, конечно, красота! (большой палец вверх)
- А ещё любовь большая (нарисовать сердце в воздухе и послать
ко всем живущим на земле. воздушный поцелуй всем)
Встреча с Апельсинчиком. Напольная игра «Составь цепочку слов по схеме».
(подходим ко второму гному)
- Ребята, пора помочь Апельсинчику.
- Почему его так зовут? (оранжевый, как апельсин)
- Апельсинчику нужно составить цепочки слов по схеме «Семья».
- Подойдите к мольберту и назовите последовательность цепочки.
(мама, папа, ребёнок, дом)
- Вы подходите к напольным клеткам, берёте 1 картинку и шагаете по клеткам, составляете цепочки, по схеме – одна клетка – одно слово.
Показываю пример:
1) - корова – бык – телёнок – коровник,
2) - лошадь – конь – жеребёнок – конюшня,
3) - гусыня – гусь – гусёнок – птичник,
4) - свинья – кабан – поросёнок – свинарник,
5) - медведица – медведь – медвежонок – берлога,
6) - крица – петух – цыплёнок – курятник,
7) - волчица – волк – волчонок – логово,
8) - собака – пёс – щенок – будка, конура,
9) - крольчиха – кролик – крольчонок – крольчатник,
10) - лиса – лис – лисёнок – нора,
11) - ворона – ворон – воронёнок – гнездо.
(дети проговаривают цепочки, находят ошибки друг у друга, помогают исправить)
Игра «Ты – мне, я – тебе».
- Ребята, где живёт семья? (в доме) А в доме есть много разных приборов. Сейчас мы вспомним, для чего они нужны.
(Бросаю в руки мяч, называя бытовой прибор. Ребёнок возвращает мяч, называя действие, которое выполняет этот прибор)
1. Пылесос – собирает пыль
2. Холодильник – сохраняет продукты
3. Стиральная машина – стирает бельё
4. Утюг – гладит бельё
5. Соковыжималка – выжимает сок
6. Фен – сушит волосы
7. Тостер – жарит хлеб
8. Миксер – взбивает крем, яйца
9. Зарядное устройство – заряжает телефон
10. Часы –показывают время
11. Микроволновая печь – подогревает еду
12. Мясорубка – измельчает мясо
Самостоятельная деятельность: озвучивание сказки «У Лукоморья дуб зелёный». А. С. Пушкина.
- Ребята, осталось последнее задание. Ни Лимончик, ни Апельсинчик пока читать не умеют, а им дали задание – познакомиться с содержанием сказки А. С. Пушкина «У Лукоморья дуб зелёный». Они хотели посмотреть сказку на видео, включили, а звука нет. Что же делать? … (мы озвучим)
- Присаживайтесь перед экраном, смотрим на экран и озвучиваем сказку…
- Это – Пушкин, это – чудо,
Это прелесть без конца,
В нашей жизни вечно будут
Этих сказок голоса.
- Молодцы, ребята, вы великолепно озвучили фильм, как настоящие артисты.
Итог (становимся в круг)
- Чем мы сегодня занимались? (помогали гномам)
- Где живут гномы? (в Речьландии)
- Какое задание было для вас самым трудным?
- Чему вы научились, помогая гномам?
Рефлексия.
- Ребята, если вам понравилась встреча с гномами покажите большой палец вверх, если нет – спрячьте руки за спиной.
- Ребята, Апельсинчик и Лимончик с вашей помощью теперь выполнили все задания и они благодарят вас вот так: (показываю на экран) (на нём смайлики – благодарности (большой палец вверх, сердечки, обнимашки)
- Пора возвращаться домой, воздушный шар нас ждёт
(садимся под него в круг)
- Закрывайте глаза. Взлетаем. (звучит музыка)
- Дорогие дети, вы уже рассказывали, что вы видите на земле. Можно я теперь вам расскажу, что я вижу с высоты полёта?
- Мы подлетаем к нашему родному городу Благодарный. Я вижу нашу знакомую улицу Советскую. А вот и наш любимый детский сад «Огонёк». А вот и дорогие сотрудники детского сада, которые нас с нетерпением ждали из далёкого путешествия (показываю на гостей)
Сюрприз.
- Ребята, а оказывается воздушный шар с сюрпризом.
(к нему привязан узелок с конфетами лимонными и апельсиновыми)
- Благодарим гномов. Прощаемся с гостями.