Эрна Мельникова
ОД по развитию речи для детей и родителей «Дифференциация звуков [Щ] и [Ч]»
▼ Скачать + Заказать документы
ОД по развитию речи для детей и родителей.
Тема: «Дифференциация звуков [щ] и [ч]».
Цель: Вырабатывать правильное произношение шипящих звуков [ ч - щ ],
учить различать, дифференцировать эти звуки. Учить выделять сходство и различие между этими звуками.
Публикация «ОД по развитию речи для детей и родителей „Дифференциация звуков [Щ] и [Ч]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Задачи: 1. Развивать артикуляционный аппарат по средствам артикуляционной гимнастики.
2. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
3. Уточнить правильное произношение звуков [ч-щ ].
4. Развивать фонематический слух, различать звуки [ч - щ ].
Педагог: Ребята послушайте и отгадайте загадки, и определите в отгадке звуки [ ч ]и[ щ].
Заваривают в чайнике Он с хозяином гуляет,
Кипящим кипятком Мне он хвостиком виляет:
Бабуля пьёт из блюдечка, «Гав-гав-гав! Привет, дружок!
Дедуля с сахарком. (чай.) Узнаёшь? Ведь я (щенок)».
Мне неженки сандалии Живёт спокойно, не спешит,
Доверчиво сказали: На всякий случай носит щит.
«Боимся мы щекотки – Под ним, не зная страха,
Большой сапожной (щётки)». Гуляет… (черепаха)».
Педагог: Ребятки, скажите в какой части слова в наших отгадках встречаются звуки [ ч] и [ щ], в начале слова, в конце или середине.
А теперь давайте произнесём эти звуки.
Дети: Произносят звуки [ ч - щ].
Педагог: Ребята кто мне расскажет, что делают губки, зубки, язычок при произношении этих звуков. (Педагог уточняет произношение этих звуков).
Звук [ ч] : губы выдвинуты вперёд и округлены, широкий кончик языка вместе со спинкой образует смычку (язычок стучит за зубками по «потолочку» - нёбу).
Звук [ щ ] : губы выдвинуты вперёд, широкий кончик языка - за верхними зубками, средняя часть языка поднимается к твёрдому «потолочку» -нёбу.
Педагог: Чтобы ещё лучше произносить эти звуки надо упражнять свой язычок, а помогает нам в этом артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика: Заборчик.
Зубки – ровно мы смыкаем (Рот закрыт. Зубы сжаты. Отвести и заборчик получаем. губы в стороны, обнажив зубы.
Удержать губы в таком положении).
Трубочка.
Губы трубочка превратились (Губы вытянуть вперёд и удерживать
в дудочку. в таком положении).
Бублик.
Бублик мы изобразили – (Делаем губами бублик, округлив губы).
плавно губы округлили, их
теперь нельзя смыкать
бублик надо удержать.
Чашка: (Рот открыт. Губы в улыбке. Язычок
Язык широкий положи, вытянут и ему придать форму ковша,
Его края приподними- боковые края и кончик языка поднять,
Получилась чашечка. средняя часть языка прогибается к низу).
Ступеньки: (Приоткрыть рот. Широкий кончик
На верхнюю губку, языка обнимает верхнюю губу затем
На верхние зубки. верхние зубы и прижать кончик языка к
За зубки скачок, во рту язычок. верхним бугоркам).
Педагог: А теперь ребята я предлагаю вам спеть слоговые песенки с звуком [ ч ] и [ щ ].
Ча – ща – ча Ща – ча – ща
Чо – що – чо Що – чо - що
Чу – щу - чу Щу – чу - щу
Чи – щи - чи Щи – чи – щи
Педагог: А теперь вместе с мамами мы разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Цель: Развитие мелкой моторики, различение в стихотворном тексте звуков [ ч] и [ щ ].
Щука, хищная, зубастая (двумя руками изобразить зубастую
Для лещей, плотвы опасная, пасть щуки).
Ищет, чем бы поживиться. ("Щука щёлкает зубами" - пальцами).
Кто – то там в воде резвится, (две ладони сложить лодочкой, рука-
Чей – то рядом хвост мелькает. ми совершать движения, напоминаю-
щие движение рыб в воде. Помахать
Хвать! Тут щука не зевает! кистями рук, как хвостом).
(Пасть щуки захлопываются).
Но попалась на крючок – (указательным пальцем изобразить
Тащит щуку рыбачёк. крючок. Перебирать руками воображаемую
Е. Карельская. леску, тащит из воды щуку).
Педагог: Ребятки к нам в гости сегодня кто –то пришёл. Кто же это?
Дети: Щенок и черепаха.
Педагог: Да ребята это щенок и черепаха они хотят с вами поиграть.
Возьмите в руки картинки, справой стороны вы положите картинки в которых встречается звук [ ч], а слева картинки со звуком [ щ ].
Педагог: А теперь я предлагаю вам отдохнуть.
Физминутка: (игра с мячом сравнение слов с величиной великана).Нос – носище, нога – ножища, рука – ручища, кулак – кулачище, кот – котище, борода – бородища, сапог – сапожище.
Педагог: И в завершении нашего занятия давайте закрепим с вами эти звуки в чистоговорке, звуки [ч - щ ].
Мы будим выговаривать Мы будим проговаривать
Всё чётко и внятно
Чтоб было всем понятно.
Щёткой чищу я щенка
Щекочу ему бока.
Ученик учил уроки,
У него в чернилах щёки.
Домашнее задание: Закрепление звуков [ч] [щ] чистоговоркой, выполнение артикуляционной гимнастики.