Ульяна Арбузова
ООД по экологическому образованию в средней группе «Как животные живут зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой (еж, медведь, лиса, заяц, волк) : как приспособились к суровым условиям (чем питаются, как спасаются от холода, от своих врагов)
Задачи:
-формировать представление о характере пищи зимой, о способах ее добычи
-закрепить представление о том, что у каждого времени года свои особенности и дикие звери приспособились к трудным зимним условиям
Публикация «ООД по экологическому образованию в средней группе „Как животные живут зимой“» размещена в разделах
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по экологии
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
-развивать умение устанавливать связь между цветом шерсти и средой обитания, между зимними условиями и поведением зверей
Материалы. Иллюстрации «Из жизни диких животных», «Еж. Поздняя осень», «Белка. Зима», «Бурый медведь. Осень», «Заяц в осеннем лесу». Загадки о зиме, карточки-схемы сред обитания. А. Зуев «Времена года».
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает. И. Воробьева.
Воспитатель предлагает детям доказать, что речь шла о зиме. Вопросы к детям:
-Почему ты так думаешь?
-Какие изменения произошли в природе с наступлением зимы?
-Как готовятся звери к наступлению холодов?
Воспитатель предлагает детям путешествие в осенний лес и выставляет картины для рассматривания детьми.
Беседы по содержанию картин:
-Какие обитатели леса изображены на картинах?
-А знаете ли вы, как белка готовится к зиме?
-Да, скоро будет зима, будет холодно, морозно, голодно. Снег укроет землю. Но белочка - заботливая хозяйка, она заранее сделала запасы еды в кладовых и теперь может спокойно зимовать. Да и цвет шкурки поменяла, он стал такой же, как цвет дерева, и ее стало трудно заметить.
-А кто еще меняет свою шубку к зиме? (Заяц).
-Вспомните, какую загадку вы знаете об этом? (Зимой белый, летом серый)
К зиме зайцы линяют, у них шубка из серой становится белой. Но бывают такие ситуации, когда зайцу приходится прятаться особенно тщательно. Первый снежок выпадает растает, и заяц становится виден на серой земле. Писатель Д. Зуев рассказывает: «Неслышными шагами идешь по темному ельнику… Вдруг забелело, словно глыба. Ба, да это вовсе не снег, а заяц притулился на дневку под елку. Торчат только черные кончики ушей. Лежит, дрожит трус, подняться ему - страх. Понимает, что он тут как бельмо на глазу. Все черно кругом, а он - белый…».
Воспитатель предлагает детям объяснить, как они понимают слова: притулился, на дневку.
Проводится игра «Спрячь зверька» (белка, заяц).
Далее воспитатель предлагает рассмотреть картины о еже, медведе, белке и спрашивает, что может быть общего у животных в подготовке к зиме?
Чтение отрывка из произведения Д. Зуева:
В октябре звери строят свои зимние убежища. Об этом лесные жители заботятся еще в листопад. Шуршит, копается в листве дотошная "синяя птица" - сойка: то орехи, то желуди, хитрая, подбирает под дубом, а может быть, и склевала вредную черепашку под листвой. Любит она и жирных хрущей. Опавшим листом интересуется и медведь. Лесной боярин подстилает листву в берлогу. А ежик по-своемузаготовляет подстилку. Кубарем катается по траве и накалывает листву на свои иглы. Охапкой встанет еж и понесет на себе листовой матрац в гнездо. Идет чудище, узнать невозможно: копна копной! Свернется еж клубочком и заснет до самой весны.»
Воспитатель демонстрирует панно с зимним пейзажем и предлагает детям исправить ошибки, которые допустил художник. Организуется игра «Распутай путаницу» (медведь ходит по лесу, белка - в берлоге, еж - в дупле на дереве).
Воспитатель говорит детям, что у всех животных есть дом, где они живут, и предлагает детям взять карточки, на которых изображены животные. Взявший карточку называет животное и помещает его в соответствующую среду обитания.
- Ребята, о домашних животных заботится человек, им не надо бояться хищных зверей и думать о пропитании. Дикие же животные делают запасы на зиму, либо впадают в спячку, а чтобы спрятаться от врагов, спастись от холода, меняют свою шубку.
Литература:
1."Дошкольник 4-5 лет в детском саду. Как работать по программе "Детство". Санкт- Петербург. "ДЕТСТВО - ПРЕСС". 2007 г.