Ольга Плитус
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Что мы знаем о воде?»
▼ Скачать + Заказать документы
ООД по познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему : «Что мы знаем о воде?»
Цель:
• Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.
• Создать проблемную ситуацию для исследования свойств поваренной соли и ее водного раствора, а так же о способах очищения воды. Развивать умение рассуждать, делать выводы.
Задачи:
• Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе „Что мы знаем о воде?“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
• Уточнить знания о значении воды;
• Обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
• Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
• Активизировать словарь детей словами: пресная вода,соленая вода, лаборатория, фильтр.
• Формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
• Воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.
Материал для занятия:
Проектор, экран, ноутбук, различные емкости, воронки, активированный уголь, вода, ватные диски, марля, сырое яйцо, картофель, соль, песок, земля, ложки для размешивания.
Ход ЗАНЯТИЯ:
I часть: Вводная (информационно-познавательная)
В группе детей встречает профессор Звездунова (воспитатель)
Воспитатель: Ребята, я рада приветствовать вас в своей лаборатории «Почемучки»
-Ребята. А вы любите экспериментировать? Тогда прошу обратить внимание на экран, здесь зашифровано то, чем мы будем сегодня заниматься.
(На экране ребус)
Воспитатель: Молодцы! Поговорим мы сегодня о воде. Посмотрите вот она.
- А что вы знаете о воде? Какая она?
- Кому нужна вода?
- Зачем?
- Почему все живое не может жить без воды?
- Ребята, а людям нужна вода?
(Дети объясняют, делают выводы)
- Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.
- А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды. Вся ли она пригодна для питья?
- Какая нужна вода человеку и животному и растительному миру?
- А какая это вода пресная ( ответы детей: пресная вода - это вода без солей)
- В каких водоемах находится пресная вода?
А вы знаете, что в нашей стране самый большой запас пресной воды в озере Байкал.
-А в морях, в океанах, какая вода (солёная). Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. Назовите их?
II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
Воспитатель:
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию.
А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. (Одевают халаты и колпаки). Сегодня мы проведем интересные опыты и вновь узнаем что-нибудь новое.
(Выставляю на стол банку с соленой водой, опускаю в нее яйцо – оно плавает. Затем доливаю в емкость пресную воду – яйцо опускается на дно.)
- Хотели бы вы узнать секрет этого опыта? Посмотрите, что есть на ваших столах.
(На столах у детей 2 стакана с пресной водой, пачка поваренной соли, очищенная картофелина.)
- В банку с водой опустите сырую картофелину. Что с ней произошло? (Картофелина опустилась на дно.)
- В этой банке – вода, а в пачке – какое-то неизвестное вещество. Интересно, что это? - Как проверить ваши предположения? А можно ли попробовать его на вкус? Почему нельзя? Правильно, незнакомое вещество пробовать опасно. Но я знаю, что это за вещество, и разрешаю вам его попробовать. (Дети пробуют по несколько крупинок соли, определяя ее по вкусу.) Да, это обычная соль. Вы правильно рассуждали и сделали верный вывод.
- Вернемся к нашим исследованиям. Что происходит с картофелиной, когда мы кладем ее в банку с водой? (Она тонет) Добавим в другой стакан с водой несколько столовых ложек соли и перемешаем, чтобы соль быстрее растворилась. Что получилось? (Раствор соли.)
(Опускаю картофелину в раствор соли). Что произошло с картофелиной? (Она всплыла). Какая-то странная картофелина: то ей плавать хочется, то на дне лежать. Но, может быть, дело не в картофелине? В чем же тогда? (Предположения детей.) В этой банке – соленая вода, а в этой – пресная, несоленая. Теперь вы можете сказать, почему в предыдущем опыте яйцо то плавало на поверхности воды, то – тонуло? Выводы детей.
- Мы знаем, что соль содержится в морской воде. Соленая вода тяжелее и плотнее пресной. Плавать в морской воде намного легче, она как бы выталкивает тело? И поэтому в очень соленом Мертвом море невозможно утонуть.
- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр.
III) Физминутка
Рыбка рыбке говорила.
Плавничками шевелила:
«Чтобы быть здоровой, гладкой,
Будем делать мы зарядку.
Хлоп направо, хлоп налево,
Мы стройны, как королевы!
Будем хвостиком вилять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Два подскока, три хлопка,
Головою два кивка».
IV) Продолжение
Воспитатель:
- Мы сегодня много говорили о соленой воде, проводили опыты. Подскажите а соленая вода пригодна в пищу?
- Мы живем в городе, где много проживает людей и нужно много воды. Откуда поступает вода в краны?
- Можно ли пить водопроводную воду из-под крана? (Нет) Почему? (ответы детей). Какую можно пить воду? (кипяченую или фильтрованную)
(Напомнить ребятам, что с помощью кипячения вода очищается от микробов, они при высокой температуре погибают, но вмести с ними и погибают и полезные микроорганизмы)
-. Какие еще способы очистки воды знают дети? (Кувшин-фильтр, фильтр на кране).
- А как можно очистить воду, не имея этих удобных средств? (высказывания детей).
(Предложить ребятам с помощью ватных дисков, марли и угля провести очистку воды)
- Для этого эксперимента вам нужно: В один стакан с водой добавить ложку песка или земли, все тщательно перемешать. В чистый стакан опустить воронку и в нее положить ватный диск, затем процедить воду. Что получилось? (Вода не совсем чистая)
- Для изготовления очистителя на основе угля : нам нужна пустая емкость (стаканчик, ткань, и уголь.
Давайте вместе соберем уголь в кучку, обернем его тканью и поместим его в воронку. Сверху положим еще ткань. Фильтр готов. Начнем испытания, проливаем загрязненную воду. Что получилось? (Выводы)
- Такой очиститель можно сделать для дома и каждый день им пользоваться.
V) Итог.
Воспитатель:
-Ребята, что нового вы узнали сегодня?
22 марта все народы мира справляют «День воды» т. к. вода на Земле требует защиты.
Как вы думаете, а как мы с вами можем защитить ее (ответы детей)
1. Не бросать мусор в речки и озера.
2. Не выливать отходы в чистые реки.
3. Экономить воду, закрывать краны по-ненадобности.
(когда чистим зубы и. т. д.)
4. Можно собирать воду для полива растений.
5. Взрослым строить больше очистительные сооружения.