Светлана Шуляева
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Знакомство со свойствами дерева и металла»
Цель: знакомство со свойствами дерева и металла.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей определять свойство знакомых предметов.
Развивающие:
- развивать любознательность.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к поисковой деятельности.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Словарная работа: деревянный, металлический.
Публикация «Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе „Знакомство со свойствами дерева и металла“» размещена в разделах
- Дерево. Свойства дерева
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Металл. Свойства металла
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
Предварительная работа: игры с деревянным конструктором, наблюдения в повседневной жизни.
Материал и оборудование: пластмассовые баночки для воды, мелкие деревянные, металлические предметы, деревянные и металлические ложки.
Методы и приемы:
Словесный: беседа, рассказ, объяснения, вопросы.
Наглядный: демонстрация металлических и деревянных изделий.
Практический: опыт.
Ход ООД.
Воспитатель: Ребята, подойдите к моему столу. У меня на столе, много разных предметов. Назовите их.
Дети называют предметы, воспитатель предлагает сказать, для чего тот или иной предмет нужен.
Воспитатель: Вы видите, что все предметы разные. Но у некоторых есть что-то общее, похожее. Назовите, какие предметы похожи.
Дети могут назвать предметы одинакового цвета или формы.
Воспитатель: Нам нужно разделить все эти предметы на две группы, чтобы в каждой были предметы, чем-то похожие друг на друга. На какие две группы можно разделить предметы?
Дети: Ответы детей.
Если дети не догадываются разделить предметы по материалу, воспитатель помогает им.
Воспитатель: Я на поднос поставлю матрешку. Как вы думаете, а какие еще предметы можно поставить к матрешке?
Если дети ставят игрушку, похожую по цвету, воспитатель напоминает им, что все игрушки надо разделить на две группы, а по цвету, все предметы разные - и красные, и желтые, и зеленые, и на две группы их не разделишь.
Воспитатель: Хорошо я помогу вам. Я поставлю рядом с матрешкой молоточек. Что же еще можно поставить?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Из какого материала сделана матрешка? А молоточек?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Есть у меня на столе еще предметы, сделанные из дерева?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Найдите их и поставьте на поднос рядом с матрешкой и молоточком.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Посмотрите, как много разных предметов вы положили на поднос. Но что же у них общего?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Да, они все сделаны из одного материала - из дерева. А что же общего у тех предметов, которые остались на столе?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Да, они все сделаны из другого материала - из металла.
Воспитатель: Ребята, предметы могут быть сделаны, как из дерева, так и из металла. Сейчас мы с вами поиграем с деревянными и металлическими предметами и узнаем о них много интересного.
Проводятся опыты.
Опыт №1: «Плавает – тонет»
Воспитатель: Ребята, давайте опустим деревянные пластинки в воду и посмотрим, что с ними произойдёт. Что делают пластинки в воде?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А теперь металлические предметы опустите в воду, что произошло с ними?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, почему деревянные пластинки плавают, а металлические утонули?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Деревянные - лёгкие, поэтому они держатся на воде, а металлические предметы утонули, потому что они тяжелее.
Опыт №2 «Притягивание магнитом»
Воспитатель: У вас на подносах лежат магниты. Поднесите по очереди к магниту сначала деревянный предмет, потом металлический. Что произошло?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Металлический предмет притягивает к себе магнит, а деревянный нет.
Воспитатель: А как вы думаете, ребята, из чего сделана наша доска? Это легко проверить. Доска, сделанная из металла, притягивает магнит и поэтому она называется магнитной. А вот мольберт – он из чего сделан? Он с одной стороны деревянный и магнит на нем не держится, с другой стороны- металлический и магнит на нем держится.
Физкультминутка.
Воспитатель: А сейчас давайте немного поиграем в слова.
Игра «Доскажи слово».
Воспитатель: Я буду говорить, вы будете продолжать.
1. Если ты захочешь спать, в спальне ждет тебя (кровать).
2. Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на (стуле)
3. С пирогами чай попьем за обеденным (столом)
4. Как приятно нашей Тане, поваляться на (диване)
5. Свитер, кофту, теплый шарф, аккуратно сложим в (шкаф)
Воспитатель: Мы отгадали предметы: стол, стул, диван, кровать, шкаф. Из чего они сделаны?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Давайте и о металлических предметах мы отгадаем загадки.
1. Железные избушки держатся друг за дружку,
Одна с трубой тянет всех за собой (паровоз)
2. Яму копаю, песок таскаю (лопата)
3. Сама не ем, а людей кормлю (ложка)
4. Закручу, зажурчу, под небеса улечу (самолёт)
Воспитатель: Смотрите, сколько нужных вещей сделано из дерева и из металла.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на ложки.
Воспитатель показывает деревянные и металлические ложки.
Воспитатель: Из чего они сделаны?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Ложки нам нужны для следующего опыта.
Опыт №3 «Глухой – звонкий»
Воспитатель: Для чего нужны ложки? А что еще можно делать ложками? Возьмем деревянные ложки и на них поиграем. Какой вы слышите звук?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас поиграем на металлических ложках. Какой вы слышите звук?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Какие же ложки звучали звонче, деревянные или металлические?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Из этого опыта можно сделать вывод: металлические ложки звучат звонче, чем деревянные.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? О чём мы сегодня говорили?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Чем они отличаются?
Дети: Ответы детей.