Людмила Черяпкина
ООД по обучению грамоте «Согласные звуки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: введение различения понятий «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук».
Задачи.
Обучающие :
- учить детей искать одинаковые звуки в словах;
- учить ориентироваться в заданиях, требующих полной характеристики звука.
Развивающие:
- развивать фонематический слух детей
-активизировать словарь детей;
-развивать коммуникативные навыки.
Воспитывающие:
-воспитывать умение слушать воспитателя;
Публикация «ООД по обучению грамоте „Согласные звуки“» размещена в разделах
- воспитывать навык самостоятельной деятельности;
-воспитывать умение детей работать в парах и в коллективе.
Материал к занятию: таблица с изображением луны, лисы, саней: карточки с четырехзвуковыми схемами на каждого ребенка; фишки красного, синего и зеленого цвета по 6 штук на каждого ребенка; комплект фишек для работы у доски
Ход занятия.
Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы снова путешествуем по городу Звукоград. Давайте вспомним, как зовут жителей города? (звуки). Правильно, но чтобы встретиться с ними, сделаем артикуляционную гимнастику для четкого произнесения звуков.
Артикуляционная гимнастика:
1. «Заборчик»-- широко улыбнуться, показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних).
2. «Трубочка» - вытянуть губы вперед трубочкой (зубы сжаты).
3. Чередовать упражнение «Заборчик» и «Трубочка». Нижняя челюсть не двигается, двигаются только губы.
Какие бывают звуки? (звуки природы, предметов, музыки и звуки речи).
На какие группы делятся звуки речи? (гласные и согласные)
Сколько гласных звуков? (гласных звуков 6)
В чем отличие гласных звуков от согласных? (их можно петь)
Назовите гласные звуки.
Придумайте слова, которые будут начинаться на гласный звук. (ответы детей)
Почему мы не можем петь согласные ( во рту преграда: язык, губы, зубы).
Придумайте слова, которые будут начинаться на согласный звук. (ответы детей).
Молодцы, ребята. (на доску выставляется таблица с изображением лисы). А теперь проведем звуковой анализ слова лиса (у доски проводит один ребенок) Таблица с фишками не убирается. Хорошо. Следующее слово «Луна»
(Звуковой анализ слова «луна»). Таблица с фишками не убирается, висит рядом с первой.
Ребята, проверяем, правильно ли выполнено задание. Сколько гласных в каждом из этих слов? Какие? (Вызывается ребенок убрать одинаковые гласные звуки [а]). Какие гласные звуки остались? (К доске вызывается ребенок, чтобы убрать их). Сколько согласных в каждом из этих слов? Есть ли одинаковые согласные звуки? А есть ли разные? Какие? [с], [н]) (Вызывается ребенка убрать их). Какие звуки остались в этих словах? Как звучит первый звук в слове луна? (Твердо.) А как звучит первый звук в слове лиса? (Мягко.)
Воспитатель. Согласные бывают твердые и мягкие, мы с вами это уже слышали в разных словах. Теперь все мягкие согласные будем обозначать не синими, а зелеными фишками. А твердые согласные будем, как и раньше, обозначать синими фишками. Запомните: твердые согласные — синими, а мягкие — зелеными. Теперь все разберите еще раз слово лиса, но уже пользуясь не только синими, но и зелеными фишками для мягких согласных
(Дети работают на местах. К доске вызывается один ребенок. Воспитатель просит выделить звук [л’] при интонационном подчеркивании первого звука).
Воспитатель. Твердый или мягкий первый звук в слове лиса? Правильно, мягкий. Значит, какой фишкой мы его обозначим? Зеленой. При интонационном выделении звука [с] воспитатель обращает внимание детей на то, что звук [с] звучит твердо и его нужно обозначать синей фишкой.
Молодцы, все справились с заданием, а теперь предлагаю немного отдохнуть.
Физминутка «Повторялки»
Воспитатель. Отдохнули, а теперь новое задание. (На доске выставляется звуковая схем слова «сани» и карточки с буквами С, А, Н, И в произвольном порядке). Ребята, вам нужно определить, какому звуку, какая фишка принадлежит и прочитаем полученное слово. (Дети, характеризуют каждый звук и расставляют буквы в слово)
Молодцы, и с этим заданием справились.
Итог.
Ребята, вспомним, что нового вы сегодня узнали? Какое задание было самым сложным?
https://ya.ru/video/preview/17029799284442731370