Лучший педагог года

Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей группе для детей с ФФНР

Марина Клепикова
Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей группе для детей с ФФНР
▼ Скачать +Заказ

Тема: Звук [М]

Цель: формировать фонематические представления детей на речевом материале со звуком [М].

Коррекционно-образовательные задачи:

- закрепить понятия «гласный звук», «согласный звук»;

- учить дифференцировать звук на слух и в произношении;

- учить выделять звук из потока звуков, из слогового ряда, из слов;

- учить определять наличие – отсутствие звука [М] в слове;

- учить определять место звука [М] в слове;

- закрепить умение согласовывать притяжательные местоимения с существительными;

Публикация «Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей группе для детей с ФФНР» размещена в разделах

- упражнять в правильном употреблении падежных форм имен существительных;

- закрепить умение образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;

- продолжать учить делить слова на слоги;

- учить проводить звуковой анализ и синтез слогов, состоящих из двух звуков;

Коррекционно-развивающие задачи:

- создавать условия для развития памяти, внимания, сосредоточенности, умения переключаться с одного вида упражнений на другой;

- развивать мелкую моторику и артикуляционный праксис;

- развивать общие речевые навыки (длительность речевого выдоха, просодические компоненты речи);

- развивать чувство ритма;

Воспитательные задачи:

- воспитывать чувство уважения друг к другу и умение выслушать высказывание до конца;

- воспитывать у детей стремление к самостоятельности ответов и суждений;

- способствовать проявлению речевой инициативы у малоактивных детей.

Методы и приемы работы:

Игровые:

- сюрпризный момент,

- дидактические игры,

- словесные игры,

- игры на развитие координации речи с движением,

- физминутка;

Наводящие и проблемные вопросы;

Поощрение;

Индивидуальный подход.

Форма проведения занятия :

Подгрупповое занятие (5 – 6 детей)

Материал:

Демонстрационный:

Магнитная доска, звуковые замки (для гласных и согласных звуков, символ звука [М], предметные картинки со звуком [М] и другими звуками, игрушка мышки.

Раздаточный:

Звуковые символы, карточки – схемы для определения места звука в слове, рабочие листы, карандаши.

Пропедевтическая работа:

1. работа логопеда на предыдущих занятиях по умению определять наличие – отсутствие звука в слове, места звука в слове;

2. разучивание стихотворного текста и движений для проведения массажа спины «Спинки - тростинки»;

3. повторение воспитателем с детьми сказок «Мойдодыр», «Маша и медведь», «Мальчик - с - пальчик»

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Проводится фонетическая разминка :

Открываем мы глаза,

Вдох – тянем долго: А – А – А…

Утром солнышко взошло,

Снизу вверх мы тянем: О – О – О…

Днем по горкам ездим мы: Ы – Ы – Ы…

Ночью смотрим на звезду –

Сверху вниз слетает: У – У – У…

Завывает пурга

И не видно ни зги: И – И – И…

- Что вы произносили: звуки или слова?

- Какие это звуки?

- Сядет тот, кого я назову ласково.

- Назовите ласково Артема (Яну).

2. Знакомство с темой занятия.

- Сегодня мы подружимся с новым звуком. Отгадайте звук, произнесите его:

«Крепко губы мы сжимаем и корове подражаем: М – М – М».

3. Артикуляционная, акустическая характеристика звука [М].

- Как мычит корова?

- Чем мы произносим звук [М]?

- Какой это звук? В каком замке он живет?

- На что похож звук? Посмотрите, как мы будем обозначать звук [М]. (Показывается символ звука)

4. Выделение звука [М] на слух, Дидактическая игра «Поймай звук».

- Звук [М] – любит пошалить, он все время убегает, прячется. «Поймайте» звук [М] :

а) из звукового ряда: Ж, И, М, Д, М. ;

б) из слогового ряда: ГА, МА, ОТ, ОМ. ;

в) из ряда слов: ЧЕБУРАШКА, МОЙДОДЫР, БУРАТИНО, МАЛЬВИНА, БАБА ЯГА, МАЛЬЧИК-С-ПАЛЬЧИК.

Появляется баба яга:

- Чего расшумелись? Зачем меня звали?

- Мы не звали тебя. Мы занимаемся и учимся произносить звук [М].

- Звук [М], говорите? А ну-ка, я проверю, скажите, как я.

5. Произношение звука [М] в слогах. Дидактическая игра «Запомни и повтори».

а) соблюдая ритм: ма-ма --- ма-ма-ма; му-му---му-му-му;

б) соблюдая ударение: МА –ма – ма; мо – мо - МО;

в) моделируя голос: ма - мо; мы – му.

6. Анализ слогов АМ, МА.

- Вот какие молодцы! Так бы и съела всех: «АМ!»

- Мы не боимся тебя, нам не страшно! Баба яга сказала «АМ», сколько звуков она произнесла? Какой звук первый? Второй? Составьте схему. Поменяйте символы звуков местами, какой слог получился?

7. Произношение звука [М] в словах. Определение наличия – отсутствия, позиции звука [М] в словах.

- Ишь вы какие! Совсем меня не боитесь?

- Нет, наши ребята смелые, да и некогда нам дрожать, боятся, нам учиться надо! Посмотри, как ребята со сложным заданием справляются.

- Назовите картинки. Выберите только те картинки, в названиях которых есть звук [М]. Где стоит звук в слове?

(Дети называют слова с изучаемым звуком, с помощью карточек – схем определяют его позицию, подходят к доске, выбирают картинку со звуком [М], садятся на место.)

8. Упражнение в правильном употреблении падежных форм существительного «мышь».

Баба яга, указывая на оставшиеся картинки:

- Почему эти картинки не взяли?

- В названии этих картинок нет звука [М].

- А в этом слове есть? (достает мышку)

(ответы детей)

- Где стоит звук [М] в слове «Мышка»?

Проводится упражнение «Доскажи словечко» :

- Бегает и пищит …

- Длинный, тонкий хвостик у …

- Дадим кусочек сыра …

- Мы не будем играть с …

- Вернем бабе яге …

Баба яга забирает мышку.

9. Физминутка.

Баба яга жалуется, что устала, и спина разболелась.

Проводится массаж спины «Спинки - тростинки»

10. Игра на развитие чувства ритма «Эхо».

Баба яга забирает со стола у детей картинки.

- Понравились мне ваши картинки, заберу их с собой.

- Нет, мы не разрешаем забирать наши картинки, верни их.

- А ну-ка, похлопайте, как я, тогда верну.

11. Согласование существительных с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЁ.

- Так и быть, возвращаю ваши картиночки.

- Что это? Чье?

Ответы детей :

- Это моя машина. Это мой костюм. Это мое мыло.

- Интересно тут у вас! Да засиделась я, пора в свою сказку возвращаться!

- До свидания, баба яга! Ребята подарят тебе сказочные слова со звуком [М].

Дети называют сказочных героев со звуком [М]. Баба яга прощается, уходит.

12. Выполнение заданий в рабочих листах.

- Какие предметы спрятались на картинке?

- Обведите карандашом только те предметы, в названии которых есть звук [М]. Где слышится звук [М] в словах?

- Отхлопайте слова со звуком [М]. Назовите самое короткое слово, длинные слова.

- Придумайте предложение со словом «молоток».

13. Итог занятия. Оценка деятельности детей. Произнесение, характеристика изученного звука, припоминание слов со звуком [М].

Работа воспитателя по заданию логопеда

1. Артикуляционная гимнастика и гимнастика для рук;

2. Воспроизведение звуковых рядов с изменением:

- ритма (мы-мы --- мы-мы-мы);

- ударения (МО – мо - мо);

- тембра (му - ма);

3. Воспроизведение рядов слов. Игра «Запомни и повтори» (мак – мох – мыс; мука – муха – музыка; дом – ком – сом и т. д.);

4. Игры на развитие внимания и памяти «Что изменилось?», «Чего не стало?» (4 – 5 картинок со звуками [М]);

5. Игра «Сосчитай и назови звуки» (АМ, УМ, МА, МУ);

6. Игры на обучение согласованию притяжательных местоимений и существительных: «Подбери слова», «Про что можно сказать: МОЯ, МОЙ, МОЁ»

7. Произнесение, характеристика изученного звука, припоминание слов на звук [М].

Публикации по теме:

Фонематические игры на логопедических занятияхФонематические игры на логопедических занятиях 1. Цель: учить детей различать звуки на слух, соотносить с картинкой, делить на две группы. 2. Цель: учить определять место звука в.

Годовой план работы. Образовательная область «Речевое развитие» (обучение грамоте) Сентябрь 1. Путешествие в мир звуков. Пр. сод. Познакомить с понятием "звук", учить различать звуки (речевые, музыкальные, бытовые); развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей группе для детей с ФФНР
Опубликовано: 3 апреля 2015 в 14:30
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей группе для детей с ФФНР» (включая файлы) размещена пользователем Марина Клепикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД