Марина Клепикова
Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей группе для детей с ФФНР
▼ Скачать +Заказ
Тема: Звук [М]
Цель: формировать фонематические представления детей на речевом материале со звуком [М].
Коррекционно-образовательные задачи:
- закрепить понятия «гласный звук», «согласный звук»;
- учить дифференцировать звук на слух и в произношении;
- учить выделять звук из потока звуков, из слогового ряда, из слов;
- учить определять наличие – отсутствие звука [М] в слове;
- учить определять место звука [М] в слове;
- закрепить умение согласовывать притяжательные местоимения с существительными;
Публикация «Конспект занятия по формированию фонематических представлений в старшей группе для детей с ФФНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
- упражнять в правильном употреблении падежных форм имен существительных;
- закрепить умение образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- продолжать учить делить слова на слоги;
- учить проводить звуковой анализ и синтез слогов, состоящих из двух звуков;
Коррекционно-развивающие задачи:
- создавать условия для развития памяти, внимания, сосредоточенности, умения переключаться с одного вида упражнений на другой;
- развивать мелкую моторику и артикуляционный праксис;
- развивать общие речевые навыки (длительность речевого выдоха, просодические компоненты речи);
- развивать чувство ритма;
Воспитательные задачи:
- воспитывать чувство уважения друг к другу и умение выслушать высказывание до конца;
- воспитывать у детей стремление к самостоятельности ответов и суждений;
- способствовать проявлению речевой инициативы у малоактивных детей.
Методы и приемы работы:
Игровые:
- сюрпризный момент,
- дидактические игры,
- словесные игры,
- игры на развитие координации речи с движением,
- физминутка;
Наводящие и проблемные вопросы;
Поощрение;
Индивидуальный подход.
Форма проведения занятия :
Подгрупповое занятие (5 – 6 детей)
Материал:
Демонстрационный:
Магнитная доска, звуковые замки (для гласных и согласных звуков, символ звука [М], предметные картинки со звуком [М] и другими звуками, игрушка мышки.
Раздаточный:
Звуковые символы, карточки – схемы для определения места звука в слове, рабочие листы, карандаши.
Пропедевтическая работа:
1. работа логопеда на предыдущих занятиях по умению определять наличие – отсутствие звука в слове, места звука в слове;
2. разучивание стихотворного текста и движений для проведения массажа спины «Спинки - тростинки»;
3. повторение воспитателем с детьми сказок «Мойдодыр», «Маша и медведь», «Мальчик - с - пальчик»
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Проводится фонетическая разминка :
Открываем мы глаза,
Вдох – тянем долго: А – А – А…
Утром солнышко взошло,
Снизу вверх мы тянем: О – О – О…
Днем по горкам ездим мы: Ы – Ы – Ы…
Ночью смотрим на звезду –
Сверху вниз слетает: У – У – У…
Завывает пурга
И не видно ни зги: И – И – И…
- Что вы произносили: звуки или слова?
- Какие это звуки?
- Сядет тот, кого я назову ласково.
- Назовите ласково Артема (Яну).
2. Знакомство с темой занятия.
- Сегодня мы подружимся с новым звуком. Отгадайте звук, произнесите его:
«Крепко губы мы сжимаем и корове подражаем: М – М – М».
3. Артикуляционная, акустическая характеристика звука [М].
- Как мычит корова?
- Чем мы произносим звук [М]?
- Какой это звук? В каком замке он живет?
- На что похож звук? Посмотрите, как мы будем обозначать звук [М]. (Показывается символ звука)
4. Выделение звука [М] на слух, Дидактическая игра «Поймай звук».
- Звук [М] – любит пошалить, он все время убегает, прячется. «Поймайте» звук [М] :
а) из звукового ряда: Ж, И, М, Д, М. ;
б) из слогового ряда: ГА, МА, ОТ, ОМ. ;
в) из ряда слов: ЧЕБУРАШКА, МОЙДОДЫР, БУРАТИНО, МАЛЬВИНА, БАБА ЯГА, МАЛЬЧИК-С-ПАЛЬЧИК.
Появляется баба яга:
- Чего расшумелись? Зачем меня звали?
- Мы не звали тебя. Мы занимаемся и учимся произносить звук [М].
- Звук [М], говорите? А ну-ка, я проверю, скажите, как я.
5. Произношение звука [М] в слогах. Дидактическая игра «Запомни и повтори».
а) соблюдая ритм: ма-ма --- ма-ма-ма; му-му---му-му-му;
б) соблюдая ударение: МА –ма – ма; мо – мо - МО;
в) моделируя голос: ма - мо; мы – му.
6. Анализ слогов АМ, МА.
- Вот какие молодцы! Так бы и съела всех: «АМ!»
- Мы не боимся тебя, нам не страшно! Баба яга сказала «АМ», сколько звуков она произнесла? Какой звук первый? Второй? Составьте схему. Поменяйте символы звуков местами, какой слог получился?
7. Произношение звука [М] в словах. Определение наличия – отсутствия, позиции звука [М] в словах.
- Ишь вы какие! Совсем меня не боитесь?
- Нет, наши ребята смелые, да и некогда нам дрожать, боятся, нам учиться надо! Посмотри, как ребята со сложным заданием справляются.
- Назовите картинки. Выберите только те картинки, в названиях которых есть звук [М]. Где стоит звук в слове?
(Дети называют слова с изучаемым звуком, с помощью карточек – схем определяют его позицию, подходят к доске, выбирают картинку со звуком [М], садятся на место.)
8. Упражнение в правильном употреблении падежных форм существительного «мышь».
Баба яга, указывая на оставшиеся картинки:
- Почему эти картинки не взяли?
- В названии этих картинок нет звука [М].
- А в этом слове есть? (достает мышку)
(ответы детей)
- Где стоит звук [М] в слове «Мышка»?
Проводится упражнение «Доскажи словечко» :
- Бегает и пищит …
- Длинный, тонкий хвостик у …
- Дадим кусочек сыра …
- Мы не будем играть с …
- Вернем бабе яге …
Баба яга забирает мышку.
9. Физминутка.
Баба яга жалуется, что устала, и спина разболелась.
Проводится массаж спины «Спинки - тростинки»
10. Игра на развитие чувства ритма «Эхо».
Баба яга забирает со стола у детей картинки.
- Понравились мне ваши картинки, заберу их с собой.
- Нет, мы не разрешаем забирать наши картинки, верни их.
- А ну-ка, похлопайте, как я, тогда верну.
11. Согласование существительных с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ, МОЁ.
- Так и быть, возвращаю ваши картиночки.
- Что это? Чье?
Ответы детей :
- Это моя машина. Это мой костюм. Это мое мыло.
- Интересно тут у вас! Да засиделась я, пора в свою сказку возвращаться!
- До свидания, баба яга! Ребята подарят тебе сказочные слова со звуком [М].
Дети называют сказочных героев со звуком [М]. Баба яга прощается, уходит.
12. Выполнение заданий в рабочих листах.
- Какие предметы спрятались на картинке?
- Обведите карандашом только те предметы, в названии которых есть звук [М]. Где слышится звук [М] в словах?
- Отхлопайте слова со звуком [М]. Назовите самое короткое слово, длинные слова.
- Придумайте предложение со словом «молоток».
13. Итог занятия. Оценка деятельности детей. Произнесение, характеристика изученного звука, припоминание слов со звуком [М].
Работа воспитателя по заданию логопеда
1. Артикуляционная гимнастика и гимнастика для рук;
2. Воспроизведение звуковых рядов с изменением:
- ритма (мы-мы --- мы-мы-мы);
- ударения (МО – мо - мо);
- тембра (му - ма);
3. Воспроизведение рядов слов. Игра «Запомни и повтори» (мак – мох – мыс; мука – муха – музыка; дом – ком – сом и т. д.);
4. Игры на развитие внимания и памяти «Что изменилось?», «Чего не стало?» (4 – 5 картинок со звуками [М]);
5. Игра «Сосчитай и назови звуки» (АМ, УМ, МА, МУ);
6. Игры на обучение согласованию притяжательных местоимений и существительных: «Подбери слова», «Про что можно сказать: МОЯ, МОЙ, МОЁ»
7. Произнесение, характеристика изученного звука, припоминание слов на звук [М].