Животенкова Ольга
ОД по экспериментированию в средней группе «Маленькие волшебники»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 г. Ельца
Конспект
образовательной деятельности
по познавательному развитию на тему:
«Маленькие волшебники»
для детей среднего дошкольного возраста.
Подготовила воспитатель:
Животенкова О. А.
Елец 2021 год
Цель: развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
-расширять представление детей о свойствах различных веществ и материалов (воды, бумаги, магнита, пластмассы, дерева, металла, резины);
Публикация «ОД по экспериментированию в средней группе „Маленькие волшебники“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
-знакомить с техникой проведения опытов;
-обогащать словарь детей новыми словами (эксперименты, предположения, вывод).
Развивающие:
-развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
-развивать коммуникативные умения;
-развивать мелкую моторику в процессе обследовательских действий.
Воспитательные:
-воспитывать самостоятельность и активность в процессе опытов;
-воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами;
-воспитывать любознательность, взаимопомощь.
Материалы: гуашь, пластиковые стаканчики, вода, салфетки, цветы из бумаги, магниты, ключ, марганцовка, перекись водорода, пластиковые бутылочки, макет вулкана, спички.
Ход ОД:
Дети заходят в зал. Встают полукругом, лицом к гостям.
(Включается волшебная музыка).
Воспитатель: Ребята, что это за волшебство! И музыка сама включается и огоньки мигают. А может быть, мы попали в волшебную страну? Как вы думаете?
Дети: Да, наверно это волшебная страна.
Воспитатель: Тогда нам тоже надо стать волшебниками.
Вокруг себя вы повернитесь
И волшебниками окажитесь.
(Дети кружатся и одевают колпачки).
Воспитатель: А где же волшебник?Я пойду его поищу. (воспитатель уходит и входит профессор Всезнайкина)
Я приветствую вас в «Волшебной стране экспериментов» .Я помощница волшебника, профессор Всезнайкина и приглашаю вас на экскурсию.
А у волшебниа - дела. Но вы не расстраивайтесь, давайте без него продолжим экскурсию. Пойдёмте, посмотрим, что здесь интересного. Ваша задача посмотреть на волшебство и отгадать его секрет.
(Идут по залу, находят волшебную палочку).
П: Ой, что это?
Дети: Волшебная палочка.
П: А для чего она нужна?
Дети: Водить вокруг предметов, помочь во время заклинаний.
П: Я возьму её с собой. Она мне поможет. Посмотрите, что вы видите?
Дети: Краски и воду.
Воспитатель: Какого цвета краски? Назовите цвета по порядку. А какого цвета вода?
Дети: Краски - красная, жёлтая, синяя, зелёная. А вода не имеет цвета.
П: Я вас всех приглашаю посмотреть первый волшебный эксперимент.
Опыт №1. «Разноцветная вода».
На столе стоят пластиковые бутылки, наполненные водой. Воспитатель произносит волшебные слова и взмахивает волшебной палочкой :
Воспитатель: Была водичка простой,
Стань водичка цветной!
-Волшебники, помогайте, берите бутылочки и взбалтывайте воду (вода окрашивается в яркие цвета).
-Ребята, как вы думаете, в чём секрет этого волшебства?
-Почему вода окрасилась в разные цвета?
Дети: предполагают, что скорее всего вода смешалась с краской и поэтому стала цветной.
П: Давайте проверим наши предположения.
П. берёт бутылочку с водой, под крышку кисточкой кладёт густую краску-гуашь, завинчивает её и встряхивает. Дети убеждаются, что вода смешалась с краской.
П: Ребята, давайте сделаем вывод.
Вывод: Вода бесцветная, т. е. не имеет цвета. Но если её смешать с краской, то она примет цвет краски.
П: Молодцы, ребятки, отгадали секрет первого волшебства. Но не всегда в воде получается тот цвет, какой мы ожидаем увидеть. Некоторые вещества, соединяясь в воде, реагируют друг с другом особым образом.
Опыт №2 .«Угадай, какой цвет получится.» Растворяем в воде кристаллики марганцовки, дети любуются, завороженные этим зрелищем. Какого цвета получился раствор? ( Дети: малиновый). А что будет, если туда добавить прозрачную жидкость? ( Дети: ничего, цвет слегка побледнеет. Предлагаю добавить пипеткой в раствор немного перекиси водорода и жидкость становится прозрачной.
-А теперь давайте опять посмотрим на стол. Что вы видите?
Дети: Цветок.
П: Как называется этот цветок?
Дети: Кувшинка.
П: Где он растёт?
Дети: На озере, в пруду.
П: Я вас приглашаю посмотреть следующий волшебный эксперимент.
Опыт№3 «Живые цветы».
На столе стоят тазы с водой. Дети встают вокруг стола.
П: Ребята, посмотрите, у нас на столах кувшинки, сделанные из бумаги. Я вам предлагаю взять по одному цветку и бережно положить их на поверхность воды.
П. произносит волшебные слова и взмахивает волшебной палочкой :
П. : Эй, цветочки, просыпайтесь!
Лепесточки раскрывайтесь!
Дети наблюдают за раскрытием лепестков.
П: Ребята, как вы думаете, в чём секрет этого волшебства?
-Почему лепестки цветов стали раскрываться?
Дети: предполагают, что лепестки намокли; бумага впитала воду.
П: Давайте проверим наши предположения.
П. предлагает ребёнку в стакан с окрашенной водой опустить салфетку, которая быстро впитает воду.
П. : Ребята, давайте сделаем вывод.
Вывод: Бумага впитала в себя воду, и лепестки под тяжестью воды распрямились и легли на поверхность воды.
П: Молодцы, ребята, и секрет второго волшебства вы отгадали. Давайте немного отдохнём.
Физкультурная пауза:
Вот волшебники идут, (дети идут по кругу, взявшись за руки)
Замыкают дружно круг.
И где палочкой взмахнут (руки вверх, помахать кистями рук)
Изумруды там и тут
Ну а если что-то скажут (повороты вправо, влево)
«Крекс, пекс, фекс»
Чудеса они покажут. (разводят руки в стороны)
Ножками потопают, (топают ногами)
Ручками похлопают, (хлопают руками)
Очень быстро приседают, (приседают)
Всем на свете помогают.
П: Ребята, посмотрите.
-Что вы видите?
Дети: Ключ.
П: А для чего нам нужен ключ?
Дети: Чтобы открывать замки.
П: А из какого материала состоит ключ?
Дети: Из металла.
П: Я вас снова приглашаю к столу, посмотреть волшебный эксперимент.
Опыт №4 «Непослушный ключик».
Дети подходят к столу.
П: Давайте посмотрим, что лежит в этой коробочке?
П. достаёт ключ.
П: Стёпа, прикрепи ключ к вертикально расположенному листу картона, вот сюда (показывает волшебной палочкой).
Ключ падает.
П: Катя, прикрепи ключ вот сюда (показывает).
Ключ опять падает.
П: Вот какой непослушный ключик. Наверно мне нужно нарисовать крючок (маркером рисует) и произнести заклинание:
Ключик, ключик не ленись,
И к крючочку прикрепись!
П. взмахивает волшебной палочкой.
П: Ну а теперь, Полина, прикрепи ключ к нарисованному крючку (ключ держится).
П: В чём секрет этого волшебства?
Дети: предполагают, что магнит может притягивать металл. Может быть сзади магнит.
П: Давайте проверим наши предположения.
П. берёт магнит и показывает взаимодействие его с предметами из различных материалов (пластмассы, дерева, резины, металла). И дети убеждаются в том, что магнит притягивает металл.
П: Ребята, давайте сделаем вывод.
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы; значит в нашем случае с ключом, сзади скорее всего находился магнит (показывает).
Опыт №5 «Чудесные спички»
Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.
Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду. Причина этого явления, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.
П : Ребята, а некоторые вещества, если их смешать, взаимодействуют друг с другом совершенно неожиданно.
Опыт №6 «Вулкан»
Предлагаю вам устроить вулкан! Воспитатель достает макет вулкана, осталось, только его активировать! Дети насыпают в кратер соль, соду и лимонную кислоту, выливают в кратер воду и извергается шипучий фонтан.
П: Ребята, вы молодцы, справились и отгадали все секреты волшебства.
П: А с какими секретами волшебства вы познакомились? Что вы делали?
Дети: Мы смешивали воду с краской; опускали цветы кувшинки в воду и наблюдали за ними; вешали ключ на крючок.
П: А что вам понравилось больше всего?
(Ответы детей).
П: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми моими заданиями и теперь по праву можете называться «Маленькими волшебниками».
-А я вам хочу подарить за это медали.
(Раздаёт медали «Маленькие волшебники»).
П: До свидания, ребята.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. И нам пора возвращаться в наш любимый детский сад.
Вокруг себя вы повернитесь,
И в саду вы окажитесь.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодня быть волшебниками и отгадывать секреты волшебства? Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать.
-Ну а теперь давайте попрощаемся с нашими гостями. Дети: До свидания!