Леонова Наталья Федоровна
Логопедический час «Звук [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
ООД «Логопедический час»
«ЗВУК «Ш»
I. Коррекционно - образовательные задачи
Автоматизировать звук «Ш» изолированно, в слогах, в словах и предложения;
Совершенствовать умение определять местоположение согласного звука «Ш» в словах с использованием схем;
Упражнять в умении согласовывать местоимения МОЙ, МОЯ, МОЕ с существительными по родам;
II. Коррекционно – развивающие задачи
Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата;
Развивать связную речь, мышление, внимание, наблюдательность;
Публикация «Логопедический час „Звук [Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Развивать координацию движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование предметов (резиночки для волос).
III. Воспитательные задачи
Формировать положительную мотивацию, желание правильно говорить звук «Ш».
Воспитывать самоконтроль за собственной речью.
Ход логопедического часа
Воспитатель – Дети, сегодня мы отправляемся в страну увлекательных игр.
Вы любите играть?
- Посмотрите, какая красивая коробочка. Вам интересно узнать, что в ней?
- А лежат в ней чудесные картинки. Игра так и называется «Чудесные картинки».
• Артикуляционная гимнастика
Воспитатель показывает картинку с изображением качелей
На качели посмотрели
Покачаться захотели?
- И язычок захотел покачаться. Покажем, как поднимаем широкий язык на верхнюю губу и опускаем на нижнюю.
А лопата широка
Растопырила бока.
- Давайте сделаем лопаточку. Рот приоткрыть, положить широкий язык на нижнюю губу, язычок отдыхает. Выполняем под счет до 10 (перед зеркалом).
Скачет лошадь, грива вьется,
Стук подковок раздается.
- Чтобы стать сильным, язычок часто цокает, как лошадка. Поскачем?
Рот открыть, улыбнуться, кончик языка к верхнему нёбу. Выполняем упражнение медленно и быстро (перед зеркалом).
- А еще язычок может превратиться в чашечку.
Наливаю в чашку чай,
Подержи, не проливай.
- Покажите ладошками чашечку.
Рот открыть, язычок вперед, загибайте краешки наверх.
(Показ. Выполнение перед зеркалом)
- Отгадайте загадку: Стоит Антошка на одной ножке.
- Правильно, гриб. (Показ картинки).
- Попробуем сделать грибок язычком. Рот широко открыть, улыбнуться, присосать язык к верхнему нёбу и не отрывать его. Держите язык «приклеенным».
- Молодцы, очень хорошо поиграли.
• Упражнение на дыхание
- Посмотрите, дети, какими яркими шариками украшена наша группа. Давайте и мы надуем шарики. Губы трубочкой, язык вверх, сильно выдуваем струю воздуха. Вместе: ш-ш-ш-ш-ш. (Вместе и индивидуально).
- Какой шарик надули?
- Большой.
- Но вот шарик сдулся.
- Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш
- Когда мы надували шары, то произносили звук «Ш». Обозначим его синим кружочком. Приглашаю вас поиграть в игру «Дружные звуки».
• Упражнение на звукопроизношение
- В этих домиках с красными крышами и красными окошечками живут гласные звуки. Помогите мне их пропеть: А, О, У, Э, Ы.
- Звук «Ш» пришел к ним в гости и решили они спеть вместе веселую песенку.
- Послушайте:
Ш А
Ш О Ш У
Ш Э
Ш И
- Повторите, пожалуйста.
- Гласным звукам понравилась песенка, и захотелось им первыми запеть.
А Ш
О Ш
У Ш
ЭШ
И Ш
(Дети поют индивидуально)
- Мы продолжаем путешествие по стране игр. Следующая игра называется «Угадайка». (Дети шагают на месте и говорят слова)
Мы шагаем, мы шагаем
Выше ноги поднимаем.
• На мольбертах сюжетные картинки для чистоговорок
- Я произнесу чистоговорки, а вы найдите картинку, о которой идет речь.
Ша – ша - ша – мама моет малыша
Шо – шо - шо – мы играем хорошо
Шу – шу – шу – шубу новую ношу
Шэ – шэ – шэ – сидит кошка в шалаше
(Дети проговаривают чистоговорки)
- Молодцы. Садитесь, дети, за стол и рассмотрите картинки. Назовите их.
• Определение местоположения звука в слове
- А сейчас давайте определим и назовем звук «Ш» в начале, в середине и в конце слова. Внимательно посмотрите, подумайте и скажите – какая из этих схем подходит к вашим картинкам. На этой схеме звук «Ш» находится в начале слова. Назовите картинки, где звук (Ш) находится в начале слова:
Шапка, шуба… В середине слова: Кошка, машина… В конце слова: Карандаш, душ…
• Согласование местоимений с существительными в роде
- Следующая игра называется «Назови правильно».
- Вы должны определить, про какой предмет на картинке можно сказать МОЙ, МОЯ, МОЕ.
(Дети называют картинки и говорят, где находится звук, и подбирают схему)
- Молодцы! Все правильно назвали. Итак, пошагали дальше.
Мы шагаем, мы шагаем
Выше ноги поднимаем.
• Составление предложений по ситуациям и картинкам
- Давайте подойдем к нашим игрушкам. Я предлагаю составить предложения про них.
- Эту куклу зовут Маша. На чем едет Маша? (Маша едет на машине).
- Какие игрушки у Маши? (У Маши – Мишка, кошка и мышка).
- Что делают Даша и Миша? (Даша и Миша играют в шашки).
(Выставляются картинки)
- Что на вешалке? (На вешалке шуба и шапка).
- Кого видит кошка? (Кошка видит мышку).
• Пальчиковая игра
- А теперь давайте поиграем в пальчиковую игру «Машины игрушки»
- Маша шла, шла, шла
- Что же Машенька нашла?
- И игрушки нашла:
Кошку
Шишку
Мишку
Пушку
Мышку
- А теперь я вам скажу, что нашла Маша:
Матрешку
Мартышку
Петрушку
Хлопушку
И лягушку Хлопают в ладоши
Поочередно надевают на пальчики резиночки для волос
Дети продолжают нанизывать резиночки
- Покажите красивые пальчики.
- Дети, наше путешествие закончилось. Вы замечательно играли, выполняли задания. Я хочу подарить вам эти воздушные шарики.
Литература:
О. И. Лазаренко, «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика» (комплекс упражнений, «Айрис-пресс», М., 2011.
О. А. Зажигина, «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования», Санкт-Петербург, Детство-ПРЕСС, 2012.
Т. А. Куликовская, «Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи», АСТ «Астрель», М., 2009.
Журналы «Дошкольная педагогика»
№ 6 – 2012, № 5 – 2010.