Ольга Ештокина
Конспект ООД для старших дошкольников «В поисках науки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад
№ 12 «Росинка»
Эффективное формирование познавательного развития детей через активное внедрение проектной деятельности в воспитательно – образовательный процесс
ООД для старших дошкольников «В поисках науки»
(группа комбинированной направленности для детей от 5 до 6 лет)
Воспитатели:
Ештокина О. А.
2021-2022 учебный год
п. Высокий
Публикация «Конспект ООД для старших дошкольников „В поисках науки“» размещена в разделах
Возраст: старшая группа (5-6 лет). Вид деятельности: Игра-занятие
Форма: фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные
- Формировать новые и закреплять имеющиеся знания детей о предметах и
явлениях окружающего мира;
Развивающие
- Развивать у дошкольников познавательную активность, в процессе самостоятельного выполнения эксперимента; умение анализировать полученные результаты;
- Развивать логическое мышление, творческие способности;
Воспитательные
- Формировать навыки взаимодействия со сверстниками;
- Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
В результате участия в игре у ребенка появится интерес к исследованиям, он получит первые (или новые) представления о физических и химических явлениях вокруг нас.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Методы и приемы: - Проблемно – поисковый (проблемная ситуация «нужно помочь Королеве науки», по способам решения проблемы, с помощью экспериментирования и подведение итогов) - Наглядные (наблюдение за объектом исследования, просмотр презентации. - Словесные (вопросы «Что будет?», «Что получится?», «Что нужно сделать?», «Что произошло?», «Почему так получилось?», «Как можно это объяснить?», беседа с элементами дискуссии); - Практические (экспериментальная деятельность, продукт, рефлексия).
Используемые источники:
1. https://festival.1september.ru/articles/532375/
2. https://7ya-mama.ru/opyt-s-moloko-krasitelyami-i-moyushhim-sredstvom.html
3. https://trick.fome.ru/ras-6-46.html
4. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/09/13/konsultatsiya-dlya-roditeley-ne-sovsem-nauchnye-opyty-na-kukhne
Герои:
- Пробиркин,
- Королева Наука,
- Гаргамель
Материалы и оборудование:
- маршрутный лист;
- музыкальное сопровождение, оборудование для музыкального сопровождения;
- костюмы для героев;
- альбомные листы;
- молоко;
- ватные палочки;
-трубочки для сока.
- краски гуашь;
- моющее средство для посуды;
Ход игры:
1. Мотивационная часть.
Пробиркин: Ой, куда я попал не подскажите? Как я замерз, на улице так холодно. А у вас здесь хорошо тепло, светло. Кого я вижу? Маленькие и взрослые, веселые и серьезные, тихие и шумные, красивые и умные. Давайте познакомимся! Я - профессор Пробиркин. А вы ребята из какой группы? ( Дети: из старшей группы) Можно я у вас останусь? Я даже согрелся. А на улице столько снега…
Пробиркин: Вы знаете ребята я сегодня на остановке ждал в гости свою давнюю знакомую – королеву Науку. Но не дождался, а только замерз и ветром принесло меня сюда к вам…. Давайте ей позвоним.
(звонит по телефону)
Пробиркин: Алло! Доброе утро, королева Наука. Ты где?
Королева Наука : Здравствуй, Пробиркин. Как хорошо что ты мне позвонил, я собиралась в гости к тебе, и потеряла план маршрута по которому шла. И вдруг навстречу мне попался ужасный ГАРГОМЕЛЬ со страны Ленятяев схватил меня и запер в своём замке. Не мог бы ты мне помочь?
Пробиркин: Конечно, сейчас мы с ребятами что-нибудь придумаем.
- Ребята, нельзя бросать друга в беде, вы согласны? Давайте отправимся на поиски Королевы Науки.
Пробиркин: Но в путь я возьму только самых сообразительных, внимательных ребят! Вы сообразительные? (дети отвечают) И внимательные? (дети отвечают). Сейчас проверим!
Пробиркин: Ну что, я вижу, все вы готовы отправиться в путешествие. Ребята я утром по дороге идя на остановку нашел план маршрута, по которому должна была идти Наука. Предлагаю вам пройти по этому пути, может, встретим ее.
I. Основная часть.
1 остановка «Наука»
Ребята что говорил Гаргамель? Он запер королеву где в замке? А ключ куда дел? А как нам достать?
Опыт №1. экспериментирование «Волшебный магнит» для Королевы Науки. Вывод: Вокруг магнита есть «магнитное поле» поэтому притягивают только металлические предметы и не препятствует вода и другие предметы.
Пробиркин: Молодцы, ребята, справились.
2 остановка «Вкусная наука»
Опыт №2. «Тонет ли апельсиновая кожура?» Давайте рассмотрим кожуру? Возьмите лупу и рассмотрите кожуру. Расскажите, какая она. (Кожура неровная, шершавая, пористая)
Воспитатель. Что произойдет если опустить кожуру в воду. Что помогает ей держаться на воде? Эти поры заполнены воздухом, поэтому кожура не тонет) Вывод: Значит, можно утверждать, что воздух легче воды. Рассмотрим макет воды…
Опыт №3. «Рисование на молоке».
Поваренок Как вы думаете, что получится, если в молоко добавить краску разных цветов? Давайте проверим?
1. Налейте молоко в тарелку.
2. Добавьте в него по несколько капель краски разных цветов. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку.
3. А теперь мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства. Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке!
Вывод: В молоке есть жиринки, а жир боится моющее средство, вот и разбегается в разные стороны.
Пробиркин: Молодцы, справились с заданием. А на чём можно добраться до замка, ведь озеро глубокое? Мы не сможем с вами переплыть. А у вас есть плот?
3 остановка «Чудеса воздуха»
Пробиркин. Ребята, а что вы знаете о воздухе? Макет…
Опыт №4. «Надувание шарика». В шар предварительно насыпают соду, в бутылку наливают уксус и надевают шарик на горлышко бутылки. В ходе реакции идет бурное выделение углекислого газа - шар надувается.
вывод можно сделать? (Воздух легче воды.) Где человек нашел применение этого свойства воздуха? (Надувные круги, матрасы.)
.Опыт №5. Ребята а с помощью чего можно заставить плот двигаться если нет вёсел, мотора. «Воздушные вихри» Стакан маленькие шарики из бумажной салфетки, трубочки для коктейля. Чтобы создать «бурю» шарики положите в стакан, опустите трубочку, закрыть ладонью поверхность стакана и подуть. Бумажные шарики закружатся. Вывод: опыт показывает, что воздух двигаясь образует ветер, который может перемещать предметы.
II. Заключительная часть.
Королева Наука : Здравствуйте, ребята. Спасибо, что помогли мне добраться до моего друга Пробиркина. Я очень ценю добрых и отзывчивых людей, таких, как вы. А еще, я знаю, вы сегодня узнали много интересного. И я хочу чтобы вы не были похожими на Гаргамеля из страны лентяев и нехочух, а были любознательными и умными.
ГИМН
Королева Наука : Здравствуйте ребята! Я как Королева Науки считаю, что вы достойны быть моими помощниками.
Внимание! Для торжественного посвящения в младшие научные сотрудники встать смирно! Для произнесения клятвы в конце фразы говорить слово: «Клянемся!»
Клятва: Мы, младшие научные сотрудники, клянемся:
• Прилежно учиться
• Много трудиться
• Вести наблюдения
• Делать открытия
, Королева Наука и Пробиркин вручают детям удостоверения
Королева Наука : Дорогие ребята! Вот и стали вы моими помощниками и я открываю вам путь в мою волшебную научную страну. Здесь вас ждут открытия и чудеса. А сейчас нам пора прощаться. Но мы с моим другом Пробиркиным всегда будем рады видеть вас.
Пробиркин: До новых встреч!
Анализ формирования познавательного развития детей через активное внедрение проектной деятельности в воспитательно – образовательный процесс на тему
«В поисках науки»
от 18 ноября 2021г.
С целью закрепления познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные
- Формировать новые и закреплять имеющиеся знания детей о предметах и
явлениях окружающего мира;
Развивающие
- Развивать у дошкольников познавательную активность, в процессе самостоятельного выполнения эксперимента; умение анализировать полученные результаты;
- Развивать логическое мышление, творческие способности;
Воспитательные
- Формировать навыки взаимодействия со сверстниками;
- Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
Методы и приё мы:
Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление, вопросы к детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, пальчиковой гимнастики, технических средств.
Развивающая среда:
демонстрационный материал:
маршрутный лист; музыкальное сопровождение, оборудование для музыкального сопровождения; костюмы для героев; альбомные листы;
раздаточный материал: одноразовая посуда, альбомные листы; молоко; ватные палочки;
трубочки для сока; краски гуашь; моющее средство для посуды;
Используемая литература:
1. И. А. Помораева, В. А. Позина «Занятия по ФЦКМ РК в старшей группе детского сада» Ярославль, 2012.
2. Л. Н. Коротовских «Планы-конспекты занятий по экспериментированию у детей дошкольного возраста» СПб., 2016.
Подготовила и провела воспитатель:
Ештокина О. А.
п. г. т. Высокий, 2021г
Деятельность ООД характеризуется как совместная, индивидуальная. Применялись следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная.
Методы:
1. Словесный (вопросы к детям, поощрение);
2. Наглядно-демонстрационный.
3. Практический (выполнение действий с предметами при решении проблемных задач);
4. Игровой (сказочное путешествие, задания);
5. Методы контроля (анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности словом).
Методы включают в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач. Приемы (пояснения, указания, показ, команды, игровой прием, художественное слово, поощрение, помощь ребенку, анализ, вводная беседа) направлены на индивидуальное развитие каждого ребенка.
Тема ООД соответствует Программе дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Организованно образовательная деятельность состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть ООД направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов. Содержание ООД соответствовало поставленным задачам.
Все элементы ООД логически объединены между собой общей темой «В поисках науки» и общей целью – развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.
Выбранные методы и приёмы соответствуют возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости и пр.)
На организационном этапе ООД был применен проблемно-ситуационный метод. Детям было предложено отправиться на поиски Королевы Науки.
Интерес к деятельности детей сохранялся на протяжении всего времени. Я считаю, что этому способствовали те методические приёмы, которые я использовала. Выбор динамических пауз был обусловлен логикой самого занятия. Включение пальчиковой гимнастики способствовало снятию мышечного напряжения, эмоциональному отдыху. Дети были активны, у них сохранялся интерес на протяжении всего занятия.
С поставленными целями и задачами в целом дети справились благодаря использованию методики экспериментирования.
Основная часть ООД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей - создавались проблемные ситуации, направленные на решение поставленных задач.
В заключительной части ООД также использовала игровую проблемную ситуацию. Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением.
Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, основанные на игровых обучающих ситуациях, которые побуждали детей к активной речевой и мыслительной деятельности. В работе с детьми использовала беседу, вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление, проблемные ситуации. Все это способствовало эффективности ООД, мыслительной деятельности и развитию речи у детей.
Материал для ООД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Они были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Это подтверждают результаты деятельности.
Считаю, что выбранная форма организации образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Соблюдались нормы педагогической этики и такта.