Надежда Гулиева
Проект «Природа нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая аннотация проекта : Проект «Природа нашего края» направлен на развитие познавательной активности детей, о сезонных изменениях в живой и неживой природе, о жизни животных и птиц. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. В ходе реализации данного проекта дети учатся самостоятельно, и с помощью родителей воспитателей искать информацию, проводить практическую работу и делать соответствующие выводы.
Публикация «Проект „Природа нашего края“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
Актуальность проекта : В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую актуальность. Именно в дошкольное детство происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Программа «От рождения до школы» не предполагает углублённого изучения темы о природе нашего края. С разнообразием флоры и фауны. Детям средней группы интересно всё, что связано с миром живой природы, перед детьми открываются широкие возможности получения дополнительной информации из разных источников. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь природу края.
Обоснование необходимости проекта : По результатам мониторинга выявилась проблема (на уровне ребенка) : недостаточный запас знаний о природе родном крае, жизни животных, птиц нашего края.
Цель: Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
Задачи:
Образовательные:
• Систематизировать знания об окружающем мире.
• Расширять знания о растительном и животном мире нашего края.
• Способствовать развитию познавательного интереса к природе края.
• Сформировать у детей осознанно – правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому надо её охранять.
Развивающие:
• Развивать умение сравнивать и анализировать.
• Развивать память, воображение, логическое мышление в процессе наблюдений, исследований природных объектов.
• Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных; побуждать свободно мыслить, фантазировать.
• Развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо – поисковую деятельность.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
• Привлечь внимание родителей к сохранности природы и необходимости в воспитании экологической культуры своих детей.
• Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всем диким животным и насекомым.
Проектные умения детей, которые необходимо сформировать: рефлексивные, исследовательские, коммуникативные, презентационные, умение работать в сотрудничестве.
Тип проекта : групповой, познавательный-исследовательский, краткосрочный.
Сроки реализации проекта : 1 неделя (20-25 марта 2017г.)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Участники проекта :
Воспитатели, дети средней группы «Почемучки», родители, музыкальный руководитель.
Ожидаемые результаты:
• У детей сформированы представления о растительном и животном мире нашего края.
• Дети имеют простейшие представления о некоторых особенностях строения, способах их передвижения, об уникальности каждого вида, их назначении.
• Дети узнали о взаимосвязи с другими обитателями.
• Дети имеют представление о живой и неживой природе.
• Сформированы первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.
• Заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса, самореализация.
Ресурсы проекта : информационные, кадровые, технические.
Основная часть.
Реализация проекта.
Проект «Природа нашего края» реализован в три этапа:
1. Подготовительный.
2. Основной.
3. Заключительный.
На подготовительном этапе были проведены следующие мероприятия:
1. Выявление субъективного опыта:
«Что мы знаем о природе?»
«Что вы хотите узнать о природе?»
«Где мы можем найти информацию?»,
«Что вы можете сделать с родителями, чтобы не забыть того, что узнаем?».
2. Диагностика на начало проекта (по рисункам детей) : низкий уровень - 80%, средний - 15%, высокий уровень – 5%.
3. Разработка проекта : определение объема и содержания работы для внедрения проекта.
4. Родительское собрание с целью формирования интереса к проектной деятельности.
5. Анкетирование родителей «Экологическое воспитание детей»
Результаты: 70% опрошенных родителей: Знают, что такое экология. Родителей интересует проблема экологического воспитания детей.
Основной этап проекта включает в себя ряд следующих мероприятий:
Мероприятия по познавательному развитию:
1. Проведение организованной образовательной деятельности по теме «Дикие животные весной». ( Цель:Усвоить названия животных, познакомить со средой обитания, особенности внешнего вида и образа жизни.)
2. Беседы на тему: «Что такое природа?» ( Цель:Сформировать понятие природа и не природа, живая и не живая, воспитать бережное отношение к природе).
3. Беседа о лесе: ( Цель:Дать понятие о том, что лес-это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.)
4. Рассматривание альбомов, иллюстраций, книг, просмотр презентаций и мультфильмов о природе (с привлечением родителей).
5. Создание альбома: «Природа нашего края».
6. Создание пособия «Экологические игры для дошкольников».
7. Создание настольной игры совместно с родителями «Дорога на лесной праздник».
Мероприятия по речевому развитию:
1. Проведение организованной образовательной деятельности по теме: «Природа нашего края»(Развивать речь детей. Формировать представления о взаимосвязях в природе.)
2. Чтение сказки «Почему лиса и барсук в норах живут?» (Учить детей внимательно слушать сказку и отвечать на заданные вопросы).
3. Разучивание стихотворений «Живой букварь» В. Орлова, «Берегите русский лес»Ф. Лисичкин, (Формировать интерес к поэзии на примере стихов, закрепить знания о диких животных и знать, что лес их дом родной).
4. Чтение и обсуждение художественной литературы по тематике проекта.
5. Выставка книг о диких животных, природе в книжном уголке (с помощью родителей).
6. Театральное представление «Как медвежонок счастье искал».
7. Рассматривание и чтение энциклопедий и журналов о природе.
8. Научно - экспериментальный центр: опыты по темам «Как растет лук?»,«Сравнение веточки березы и ели?».
Мероприятия по социально-коммуникативному развитию:
1. Экскурсия в краеведческий музей по теме «Природа нашего края» (Познакомить детей с музейными экспонатами диких животных, развивать интерес к животным, учить внимательно, слушать экскурсовода, соблюдать правила поведения в общественных местах, посещение совместно с родителями).
2. Выездная экскурсия из детской библиотеки по теме: «Путешествие в мир русских народных сказок о диких животных». (Закрепить знания о прочитанных сказках, формировать умение отвечать на вопросы, учить правильно, обращаться с книгами, развивать любознательность, расширять кругозор).
3. Сюжетно ролевые игры: «Путешествие в лес», «Правила поведения в лесу».
5. Дидактические игры: «Засели лес», «Кто, где живет?», «Что растет в лесу?», «Дорога на лесной праздник»(сделанная игра воспитателями и родителями, «Да-нетка» (по ТРИЗ-технологии, «Назови одним словом», «Птицы нашего края», «Что было бы, если из леса исчезли…», «Перелетные птицы».
6. Трудовая деятельность: «Посадка лука», «Веточки березы и ели в воде» (наблюдение и уход).
Мероприятия по физическому развитию:
1. Подвижные игры:«Совы и вороны», «Повтори», «Найди свое дерево», «Белочки – собачки», «Мишка косолапый».
2. Разучивание физминуток про диких животных, птиц, растения.
Мероприятия по художественно-эстетическому развитию:
1. Рисование по теме: «Природа нашего края» (Учить детей отображать в рисунке собственные замыслы. Развивать творческие способности, воображение)
2. Художественно-эстетическое развитие:
Аппликация: «Животные» (с использованием приема обрывания)
Аппликация из шерстяных ниток по теме: «Животные» (Учить пользоваться ножницами, разрезая ниточки на мелкие кусочки, затем наносить клей по контуру, приклеивать нитки, не выходя за контур).
3. Прослушивание песен про диких животных на музыкальных занятиях (взаимодействие с музыкальным руководителем).
Мероприятия заключительного этапа:
1. Показ театрального преставления родителям «Как медвежонок счастье искал?»
2. Выставка рисунков: «Природа нашего края».
3. Выставка поделок: аппликация из бумаги «Животные».
4. Родительское собрание экологическая викторина «Счастливый случай».
5. Анкетирование родителей: «Экологическое воспитание детей»
6. Итоговая диагностика по проекту : низкий уровень - 18%, средний - 50%, высокий уровень – 32%.
7. Участие рисунков детей в международном конкурсе.
8. Подведение итогов проекта, обработка и оформление материалов проекта.
Результаты проекта :
• Дети имеют представление о растительном и животном мире нашего края.
• У детей развит познавательный интерес к природе.
• Развито умение сравнивать и анализировать.
• Повысился уровень знаний детей о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.
• Овладели расширенным словарным запасом.
• У детей сформированы навыки экологически грамотного поведения в природе.
• Систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Природа нашего края».
• Оформлены выставки работ детей по данной теме.
• Повысился интерес родителей к жизни детского сада.
• Создан альбом: «Природа нашего края».
• Показ театрального представления.
• Сделали совместно с родителями настольную игру «Дорога на лесной праздник»
• Участие родителей в реализации проекта.
• Заинтересованность родителей в формировании экологической культуры у детей.
• Взаимодействие с социумом в реализации проекта.
Перспективы:
-- участие в муниципальных конкурсах,
- публикация проекта и его результатов на сайте ДОУ, на сайте сетевых педагогических сообществ,
- работа над новым проектом «Красная книга ХМАО».
Заключение:
Знания, полученные во время реализации проекта, помогли повысить уровень представлений детей природе нашего края; проект помог детям обогатить имеющиеся знания и навыки, дал возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволила каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечила выход каждого на свой более высокий уровень.
Проект «Природа нашего края» предоставил большие возможности для творчества, позволил приблизить обучение к жизни, развил активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
При реализации проекта прослеживается интеграция пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.
Самоанализ реализованного проекта :
Нами была проведена поисковая работа по сбору информации по данной теме, подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала. На родительском собрании родителей познакомили с темой проекта и провели анкетирование «Экологическое воспитание детей». Предложили родителям создать альбом на тему: «Природа нашего края».
На основном этапе проекта было проведено много различных мероприятий по познавательному, речевому, социально-коммуникативному, физическому и художественно-эстетическому развитию. Дети получили много интересной информации о природе нашего края, закрепили полученные знания в продуктивной деятельности.
Данная работа над проектом нашла горячий отклик со стороны родителей. Родители активно включились в воспитание у детей любви к природе родного края. Вместе с детьми обобщали и уточняли свои знания. Кроме того, данная работа имела еще один положительный результат, между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.
Проблема нравственно – патриотического воспитания дошкольников в процессе знакомства с природой родного края актуальна. Но, мы точно знаю, что наши дети гораздо больше, нежели раньше, знают о природе родного края, больше видят, над большим задумываются, обращают внимание на те стороны нашей природы, которых раньше просто не замечали, стали более ответственны.
Работу в данном направлении мы будем продолжать и дальше вместе с детьми и родителями.
В перспективе разработка проекта «Красная книга», где более подробно будем говорить о редких животных и растениях нашего края, организуем природоохранную акцию «Берегите деревья», проведем совместно с родителями экологическое развлечение «Лесная прогулка».
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Цель достигнута, задачи выполнены, сформирован ряд проектных умений дошкольников
Список источников:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Соответствует ФГОС. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2014.
2. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» ФГОС в ДОУ под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2015.
3. ФГОС в ДОУ. Комплексные занятия для средней группы по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Волгоград, Учитель, 2014.
4. И. А. Помораева, В. А. Позина. Формирование элементарных математических представлений в средней группе. ФГОС. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2016.
5. О. А. Соломенникова. ФГОС. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2016.
6. В. В. Гербова. Развитие речи в детском саду. ФГОС. Средняя группа. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2016.
7. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук. Книга для чтения в детском саду. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2016.
8. Составители В. В. Гербова, Н. П. Ильчук, при участии Л. Н. Елисеевой, Н. П. Бабуровой. Книга для чтения в детском саду и дома. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2016.
9. Т. С. Комарова. ФГОС. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2016.
10. Г. С. Швайко. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
11. Д. Н. Колдина. Лепка с детьми 4-5 лет.
12. И. А. Лыкова. Художественный труд в детском саду. Средняя группа.
13. Э. Я. Степаненкова. Сборник подвижных игр для детей 2-7лет. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2016.
14. М. М. Борисова. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7лет. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2016.
15. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Средняя группа. ФГОС. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2016.
16. Л. Ю. Павлова. ФГОС. Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4 -7 лет с окружающим миром. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2016.
17. Г. П. Шалаева. Маленький гений. Название детёнышей и способы передвижения животных. СЛОВО-АСТ Москва.
18. С. А. Васильева, В. И. Мирясова. Тематический словарь в картинках «Домашние и дикие животные». Издательство «Школьная Пресса», 2004, 2005.
19. Детская энциклопедия «Царство животных». Москва, ОНИКС - 21 век, 2000.
20. Большая энциклопедия для дошкольника. Москва, ОЛМА-ПРЕСС, 2004.