МААМ-картинки

Конспект ОД «Белоствольная берёза — символ Родины моей»

Ольга Киселева
Конспект ОД «Белоствольная берёза — символ Родины моей»
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №7 «СКАЗКА»

ДАНКОВСКОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект ОД

по познавательному развитию

(краеведение)

с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности

«Белоствольная берёза-символ Родины моей»

Подготовила воспитатель высшей категории

Киселева О. В

г. Данков

2023 год

Цель: формирование у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством их знаний о березе, как о символе России.

Образовательные:

Публикация «Конспект ОД „Белоствольная берёза — символ Родины моей“» размещена в разделах

- Продолжать знакомить детей с понятием «Родина-Россия», официальными и народными символами страны.

-уточнять и конкретизировать представления детей о свойствах берёзы, её коры-бересте, о её удивительных особенностях, использовании её в быту.

-обогащать представления детей о мире предметов, сделанных из бересты;

- расширять словарь детей словами (чечевички, писало, светец, игрушка-шеркунок. туесок).

Развивающие:

- развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания;

-прививать интерес к культуре русского народа, через знакомство с обычаями, праздниками, традициями, народным творчеством.

- развивать способность детей к самостоятельному анализу.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к истории и культуре России, уважение к русским традициям;

- воспитывать осознанное отношение к эстетической и нравственной ценности природы России, любовь и бережное отношение к ней.

Предварительная работа: беседа «Символы России», дидактическая игра,наблюдение за берёзой во время прогулки, заучивание стихов, пословиц, загадок о берёзе, чтение рассказов о берёзе,

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация к занятию, аудиозапись гимна России, книга из бересты, изделия из бересты (утварь, картины, береста для исследования и рисования, лупы, деревянные палочки с заострённым концом (писало, берёзовые ветки, макет берёзы без веток, берёзовый веник, красные ленточки.

Ход НОД.

Дети входят в музыкальный зал, здороваются с гостями.

Воспитатель:

Ребята, вы умеете отгадывать загадки?

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

Воспитатель: - Ребята что это такое? (глобус)

- А что такое глобус? (модель земли)

- А что на нём изображено? (моря, океаны, страны.)

Воспитатель: - На планете много разных стран, как называется наша страна? (Россия)

-А вы знаете как наша страна называлась в старину? (Русь)

Воспитатель: Россия – это наша с вами Родина. Как вы понимаете слово-Родина? (родная как мать и отец, это место, где мы родились, это наш город, наш детский сад, это мама с папой, это вся моя семья)

Воспитатель: -У каждой страны есть отличительные знаки

- Какие это знаки? (государственные символы)

Воспитатель: А знаете ли вы символы страны я узнаю, если вы выполните задание.

Игра «Собери символы России» (разрезные картинки)

- Какие государственные символы перед вами? (флаг, герб).

-Что означают цвета Российского флага?

(белый цвет-символ мира, свободы, благородства; синий -символ веры, верности, честности; красный- символ мужества, смелости, готовность защищать свою Родину)

-А что такое герб России? (Герб – это важнейшая эмблема государства)

Воспитатель: - Что изображено на гербе России?

(- На гербе изображён всадник-воин, поражающий дракона - символ победы добра над злом. Этого воина зовут Георгий Победоносец.)

Воспитатель: Какое значение имеет двухглавый орёл? (символизирует силу державы, единства Российского государства).

Воспитатель: А что такое гимн? (Это торжественная песня страны).

Воспитатель: Гимн посвящён нашей стране, ее бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории. В гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине.

-Ребята, вы знаете, как нужно слушать гимн? (стоя тихо, если знаешь слова можно петь).

Воспитатель: - Когда звучит гимн страны – нужно встать и слушать его стоя, так мы проявляем свое уважение к нашей Родине.

Заучит гимн Российской Федерации.

Воспитатель: Ребята, вы назвали главные официальные символы страны, а ещё есть народные символы страны.

Это дерево символ России,

От него исходит нежный свет,

Делится своей целебной силой,

И роднее дерева нам нет…

Воспитатель: - О каком дереве говорится? берёзе)

Слайд №2 «Берёза в разные времена года»

Воспитатель: - Россию называют краем белоствольных берез. Нет дерева милее и роднее. Любима народом, воспетая поэтами и писателями, русская берёза-один из самых распространённых символических образов России. Ею можно восхищаться в любое время года.

-Где можно встретить, увидеть березу? (В лесу, на поляне, около дома, в парке, на участке нашего детского сада.)

-Как называется лес, где растут одни березы? (Березовая роща, березняк).

Слайд №3 «Ствол берёзы, кора, береста»

-Как можно в любое время года узнать березу? (По белому стволу).

-Чем покрыт ствол березы? (Корой).

-Как называется верхний белый слой коры березы? (Береста).

-Как называются чёрные точки на коре берёзы? (Чечевички)

-Вы знаете, что символизирует русская берёзка?

(Русская берёзка является символом силы, могущества, мудрости и плодородия.)

Воспитатель: - Этот символ не утверждало правительство, его выбрал народ. У каждой страны есть свой символ среди деревьев. В них отражена душа народа, его история и традиции. Издревле наши предки берёзу на Руси очень любили и почитали.

Воспитатель: - Ребята, вы хотите узнать, чем берёза славилась на Руси и почему наши предки её любили? (Да)

Выходит девочка Машенька в русском народном костюме, в руках берестяная книга.

Машенька: - Здравствуйте ребята. Зовут меня Машенька, я пришла из далёкой деревни, чтобы поведать вам о нашей красавице-белоствольной берёзке. Наши предки передали мне книгу, в которой хранятся все тайны берёзки. Но с берёзкой произошло несчастье. Злая колдунья разозлилась на берёзу за её красоту и заколдовала её. Веточки упали на землю и теперь берёзка стоит совсем голая. Она жалобно дрожит и просит о помощи. Страницы книги все разлетелись. Помочь ей сможете только вы, ребята, если выполните задания злой колдуньи».

Воспитатель: Что- же делать нам ребята? (ответы детей)

Воспитатель: -Я предлагаю вам отправиться в берёзовую рощу и помочь берёзке. Машенька, а как нам туда попасть?

Машенька: -Я помогу, есть у меня волшебная ленточка, она нам укажет дорогу.

Воспитатель: Вы готовы ребята? Тогда, в путь!

Дети с воспитателем строятся друг за другом, берутся за ленточку и змейкой идут до имитированной берёзовой рощи.

Воспитатель: -Вот, мы с вами в берёзовой рощи, смотрите ленточка привела нас к берёзке, которую заколдовала злая колдунья, а под берёзкой страницы книги.

Воспитатель берёт берестяной лист в руки.

Воспитатель: - Ребята, страницы книги необычные, как вы думаете из какого они материала? (из бересты).

-Значит, книга какая? (берестяная).

Воспитатель: - На первой странице написано: В старой русской загадке о берёзе говорится : «Есть дерево об четыре дела: …»

-Ребята, вы что-нибудь поняли? (предположительные ответы детей)

Воспитатель читает дальше.

Воспитатель: - О чём говорится в этой загадке, вы поймёте, когда расколдуете берёзку.

Первое дело- мир освещает.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что это означает? (предположительные ответы детей)

- Нам необходимо выполнить первое задание злой колдуньи.

Первое задание «Собери слово из слогов» (дети из слогов лу -чи -на собирают слово -лучина)

Слайд №4 «Изображение лучины»

Воспитатель: Долгие время на Руси в деревенских избах лучина была единственным источником света. Тёмными зимними ночами вокруг лучины собиралась вся семья, все занимались домашними делами. А чтобы не было скучно, рассказывали истории, сказки, загадывали загадки, пели песни. Лучина – это первый источник света, которым люди начали пользоваться для того, чтоб заниматься необходимой работой в тёмное время суток. Самая лучшая лучина из берёзы, она хорошо греет и мало коптит. Вставляли её в глиняную или металлическую подставку. Подставка называлась- светец.

Итак, первое дело разгадано!

Воспитатель вставляет страницу в книгу, веточку в ствол и берёт другой лист, читает.

Другое дело -крик утешает

Воспитатель: -Ребята, как вы понимаете это высказывание? (предположительные ответы детей)

Воспитатель: Ответ мы узнаем если ребус разгадаем.

Второе задание «Расшифруй слово»

Слайд №5 «Схема ребуса со словом «колесо»».

(Дети отгадывают ребус со словом «колесо»)

Слайд №6 «Изображение телеги, колеса, дёгтя».

Воспитатель: В старину, колеса телег иногда скрипели («кричали»).

И чтобы скрип («крик») уменьшить, колёса смазывали дёгтем.

Дёготь –это смолистая и пригорелая жидкость, выгоняемая из бересты.

И второе дело тоже разгадано!

Воспитатель вставляет страницу в книгу, веточку в ствол и берёт другой лист, читает.

Третье дело – дряхлых пеленает.

Воспитатель: -Ребята, как вы понимаете, дряхлых пеленает? (предположительные ответы детей)

Слайд №7

- У каждой хозяйки в старину были глиняные горшки, со временем они бились, появлялись трещины. Треснувший горшок не выбрасывали, а перевязывали берестой и использовали для хранения сыпучих продуктов. «Дряхлые» в нашей загадке - горшки, а «запеленать» горшок, - означает обвить его берестой.

-Какой удивительный материал эта береста. Ребята, а вы хотите узнать, почему она удивительная? (да)

Третье задание. Исследовательская деятельность «Свойства бересты».

(На столах вода в ёмкостях, кусочки бересты).

-Возьмите в руки кусочек бересты, рассмотрите её. Какая она? (белая, тонкая, слоёная) А теперь потрогайте её? Какая она на ощупь? (С одной стороны гладкая, с другой шероховатая.)

- Потрите её пальчиком. Что с ним произошло? (стал белым)

- Как вы думаете, почему? (Кора пропитана особым белым цветом-бетулином).

Продолжаем рассматривать бересту. Что ещё вы видите? (чёрные чёрточки)

- Подумайте, как называются эти чёрточки? (Они называются чечевички). - А как вы думаете, для чего они нужны? (береза через них дышит)

-Опустите бересту в воду. Что происходит с берестой? ( Дети делают вывод: прочная, не промокает, не пропускает воду.)

Слайд №8 «Изделия из бересты»

Воспитатель: Изделия из бересты занимали важное место в народных промыслах наших предков, из нее изготавливали игрушки, посуду, лапти, делали украшения.

Рассматривают предметы: туесок, кружка, шкатулка, игрушка- шеркунок.

Воспитатель: Ребята, а мы с вами можем снимать кору с берёзки? (нет)

-Бересту снимает человек, который знает, как правильно, и в какое время надо снимать бересту, чтобы не навредить дереву.

Слайд №9

В Древней Руси наши предки использовали бересту в качестве материала для письма. Она была дешевле бумаги, поэтому доступна всем людям. Специальным инструментом «писалом» выцарапывались тексты на бересте. Писала представляли собой небольшие костяные, деревянные или металлические стержни. Я предлагаю вам, на бересте написать своё имя. Эти кусочки бересты мы вложим в книгу, этим оставим частичку себя для истории.

Дети царапают своё имя на бересте. Воспитатель вставляет страницу в книгу, веточку в ствол и берёт другой лист, читает.

И третье дело тоже разгадано!

Слайд №10 «Изображение берёзового веника»

Четвёртое дело –чистоту соблюдает

Из берёзы изготавливали веники, которыми убирали дом и брали специальные душистые венички с собой в баню. На Руси березку считают символом чистоты и света. Люди считали, что береза приносит радость и благополучие в дом, выполняет самые тайные желания.

Береза прочно вошла в жизнь наших предков - в народном творчестве встречается много поговорок, пословиц связанных с ней. Ребята, какие пословицы и поговорки вы знаете о берёзе?

-Берёза не угроза : где стоит, там и шумит.

-Бела береста – да дёготь чёрен.

-Для врага и берёза – угроза.

-Каковы березки, таковы и отростки

- Соловей начинает петь, когда напьется росы с березового листка

- Береза не только лесная красавица, но она и лесная целительница.

-Берёзовый веник в бане всем господин.

Воспитатель вставляет страницу в книгу, веточку в ствол и берёт другой лист, читает.

Воспитатель: Ребята, современному человеку не так -то просто отгадать эту загадку, а когда-то любой деревенский житель мог без особого труда ответить, что…

«Первое дело-лучина для освещения избы;

Второе дело-дёготь для смазки колёс у телеги, чтобы не скрипели;

Третье дело- береста для обвивания разбитых горшков;

Четвёртое дело-берёзовый веник, для чистоты тела и уборки дома.

Воспитатель: - Издавна с берёзой связана ещё одна традиция, которая почитаемая и в наше время. Знаете ли вы, как называется летний праздник, на котором берёзка особо почитаема как источник жизненной силы.

(Этот праздник называется «Троица».)

Слайд №10 «Троица»

Воспитатель: -В этот день люди украшали свои дома веточками берёзы и хранили их весь год до следующего праздника. Девушки брали с собой угощение – пироги да ватрушки – и шли в лес, где находили нарядную березку, водили возле неё хороводы, пели песни.

Посмотрите на нашу берёзку, какая она стала красивая! На Руси всегда любили белоствольную красавицу. Её называли деревом счастья, символом девичьей нежности и красоты. Часто сравнивали с невестой. Как вы думаете почему?

-Как можно назвать березку? Какая она? (Русская, белоствольная, кудрявая, нарядная, золотая ненаглядная, стройная, лечебная, милая, нежная и др.).

Воспитатель: Давайте и мы с вами заведём хоровод, как в те далёкие времена.

Хоровод «Во поле берёзкам стояла».

Воспитатель: А ещё, завязывали на берёзовых ветвях разноцветные ленты, кланялись ей и просили выполнить их желания. Но сегодня, завязывая ленточку, давайте дадим обещания нашей милой берёзке :

Дети завязывают ленты и дают обещания берёзку беречь, охранять, ухаживать за ней)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете нам удалось расколдовать берёзку? (Да)

-Машенька, мы выполнили задания злой колдуньи, расколдовали берёзку и вернули страницы волшебной книги.

-Ребята, вам понравилось в гостях у берёзки?

- Что нового вы узнали? (ответы детей)

-Что больше всего запомнилось? (ответы детей)

-Берёза хранит в себе ещё много тайн и секретов, о которых нам неизвестно.

-Вам хотелось бы ещё прийти в гости к берёзке и узнать что -то новое? (Да) Мы обязательно ещё придём в гости к берёзке, а сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

Машенька: - Спасибо вам ребята, что помогли мне сохранить тайны берёзки. Этими знаниями я смогу поделиться с другими детьми. Примите в подарок волшебную ленту, она поможет вам вернуться в детский сад.

Публикации по теме:

«Белоствольная красавица — символ Родины моей!» Фольклорный праздник в средней группе«Белоствольная красавица — символ Родины моей!» Фольклорный праздник в средней группе Цель: Дать детям знания о русском празднике-Троица, и о том, что берёза –символ России. Задачи: Развивать у детей интерес к обрядам праздника.

Фотоотчёт «Берёза — белоствольная красавица»Фотоотчёт «Берёза — белоствольная красавица» .

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности «Русская береза — символ Родины моей!» Цель: использование нетрадиционных техник рисования в интегрированной непосредственной образовательной деятельности. Задачи: • образовательные:.

Конспект НОД «Берёза-символ России»Конспект НОД «Берёза-символ России» Конспект НОД по познавательному развитию «Береза-символ России» Цель: формировать представление детей о русской березе, как одном из символов.

Конспект НОД «Флаг моей малой Родины — Мордовии»Конспект НОД «Флаг моей малой Родины — Мордовии» Конспект НОД "Флаг моей малой Родины — Мордовии"(для детей среднего дошкольного возраста) Интеграция образовательных областей: познавательное.

Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе «Символ Родины моей»Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе «Символ Родины моей» Конспект НОД по ОО «Познавательное развитие» «Символы Родины моей» Цель: познакомить детей с государственными символами нашей Родины – флагом,.

Конспект прогулки «Берёза — символ России»Конспект прогулки «Берёза — символ России» Задачи: закрепить ранее полученные знания о лиственном дереве - берёзе; способствовать развитию наблюдательности,любознательности;воспитывать.

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе «Берёза — символ России»Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе «Берёза — символ России» Цель: способствовать развитию детского творчества, прививать любовь к природе и своей стране. Задачи: - расширять представления детей.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Белоствольная береза — символ Родины моей»Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Белоствольная береза — символ Родины моей» Автор: Шелехина Нина Сергеевна. Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Белоствольная береза – символ Родины моей» Цель: Воспитывать.

Мастер-класс «Белоствольная берёза — символ Родины моей»Мастер-класс «Белоствольная берёза — символ Родины моей» Введение Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта моей работы в этом направлении, можно дать утвердительный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД «Белоствольная берёза — символ Родины моей»
Опубликовано: 5 января 2024 в 11:25
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ОД «Белоствольная берёза — символ Родины моей»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Киселева (УИ 1977642) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД