МААМ-картинки

Оценка качества дошкольного образования: стратегия и инструментарий

зурет гучетль
Оценка качества дошкольного образования: стратегия и инструментарий
▼ Скачать + Заказать документы

Оценка качества дошкольного образования : стратегия и инструментарий за 2020г.

Ст. воспитателя Гучетль З. Г

Аннотация

Данный доклад ориентирован на старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы дошкольного образования. Содержание изложенного в докладе материала раскрывает возможности обеспечения единого понимания в системе оценки качества дошкольного образования на уровнях дошкольной организации, семьи и органов управления образования, что позволит объединить систему образования в единое целое, своевременно решать проблемы и выдвигать общие цели в рамках образовательной системы. Материалы доклада могут быть использованы для разработки внутренней системы оценки качества образования в дошкольных образовательных учреждениях.

Публикация «Оценка качества дошкольного образования: стратегия и инструментарий» размещена в разделах

Содержание

1. Введение

2. Понятие «качество дошкольного образования»

3. Методы оценки качества образования

4. Инструментарий оценки качества дошкольного образования

5. Опыт апробации. Инструментария оценки качества дошкольного образования в ДОУ

Введение

Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования является обеспечение качества современного образования, в том числе и дошкольного. Разработанная в Российской Федерации система оценки качества образования включает в себя внутреннюю и независимую системы оценки качества образования.

Внутренняя оценка качества образования осуществляется в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

• Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

• Постановления Правительства РФ от 05.08.2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;

• Приказа Минобрнауки от 14.06.2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования в образовательной организации»;

• Приказа Минобрнауки России от 10.12.2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»;

• Приказа Минобрнауки РФ от 05.12.2014 г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

• Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 03.0.2020 №1156 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам» и другими локальными актами.

Внутренняя оценка качества образования проводится образовательной организацией самостоятельно и предполагает оценку качества созданных условий и качества получаемого результата, осуществляется посредством самообследования, контроля содержания образовательного процесса и процесса его организации.

Важно отметить, что на сегодняшний день существуют разнообразные подходы к оценке качества образования, так как каждая образовательная организация, реагируя на рынок образовательных услуг, формирует и развивает собственную систему оценки качества, определяя значимые для организации показатели.

Внутренняя оценка качества образования в обязательном порядке осуществляется ежегодно. Независимая оценка качества образования регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 95, 95.1, 95.2) и включает в себя независимую оценку качества подготовки обучающихся и независимую оценку качества условий осуществления образовательной деятельности.

Независимая оценка качества осуществляется не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года в отношении одной и той же организации.

Таким образом, оценка качества образования, как внутренняя, так и независимая (внешняя, направлена на оценку условий осуществления образовательной деятельности и оценку качества получаемого результата, т. е. качества подготовки обучающихся.

Специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений, таким образом, вопрос о качестве дошкольного образования, с точки зрения качества подготовки обучающихся, можно назвать дискуссионным. В соответствии с ФГОС ДО, требования к результатам освоения программ дошкольного образования и, соответственно, качеству подготовки обучающихся, представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Таким образом, проблему оценки качества дошкольного образования можно считать нерешенной до настоящего времени, поскольку, как следует из ФГОС ДО, целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при оценке качества образования. В последние годы особое внимание уделяется исследованию удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством условий оказания образовательных услуг в дошкольных образовательных учреждениях.

Однако, как мы все с вами хорошо помним, опираясь на результаты независимой оценки качества образования, проведенной в 2019 году Национальным институтом качества образования, такую оценку сложно назвать в полной мере объективной.

Хотелось бы немного остановиться на ключевых понятиях «качество дошкольного образования» и «методы оценки качества оценки дошкольного образования», точнее на их характеристике.

Понятие «качество дошкольного образования»

Эксперты, проводившие различные исследования, в том числе посредством анализа открытых источников, отмечают, что несмотря на наличие в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определения понятия «качество образования», в педагогической теории и практике до сих пор нет единых подходов к пониманию того, что же означает «высокое качество образования».

Так, например, мы можем выделить следующие показатели качества образования :

• управленческая деятельность;

• деятельность педагогов;

• динамика процесса развития детей.

И, соответственно, чем выше результаты по данным показателям, тем выше качество образования. Понятие качество образования как качество образовательного процесса, определяя позиции каждого его участника следующим образом :

• для детей – это обучение в интересной для них игровой форме;

• для родителей – это эффективное обучение детей, т. е. обучение по программам, хорошо готовящим детей к школе; обучение без утомления; сохранение здоровья детей; успешность обучения; поддержание желания учиться, обеспечение возможности поступления в престижную школу и т. д. ;

• для воспитателей – это положительная оценка их деятельности руководителями ДОУ, родителями; успешное выполнение всех программ всеми детьми; поддержание интереса детей к учебному процессу; успешное развитие детей; сохранение здоровья детей; обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием и т. д. ;

• для руководителя – это высокая оценка деятельности воспитателей родителями и детьми; сохранение здоровья детей; успешность деятельности педагога и детей; рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов; полное усвоение выбранных программ, качественная подготовка детей к школе.

Таким образом, чем больше удовлетворенность каждого из участников образовательного процесса, тем выше качество образования.

Однако, несмотря на множество точек зрения на проблему качества образования, на сегодняшний день можно выделить следующие интегральные критерии оценки дошкольного образовательного учреждения, которые определяют качество ДО образования :

• обеспечение благополучия ребенка, его комфортного пребывания в детском саду;

• готовность детского сада к сохранению здоровья ребенка, обеспечению необходимой коррекции недостатков развития;

• ориентированность дошкольного образования на успешность ребенка на следующей ступени образования;

• удовлетворение потребностей семьи и ребенка в услугах дошкольных образовательных учреждений.

Важным условием объективности оценки качества ДО являются систематичность и регулярность процедур и методов сбора данных о качестве образовательной деятельности ДО.

Методы оценки качества образования

Рассмотрим основные методы оценки качества образования. Как уже было отмечено ранее, в Российской Федерации на сегодняшний день «Законом об образовании в Российской Федерации» закреплены: внутренняя система оценки качества образования (далее - ВСОКО) и независимая система оценки качества образования (далее - НСОКО). ВСОКО и НСОКО могут использовать разные методы оценки. Методы внутренней системы оценки качества образования ВСОКО использует методы, основанные на самообследовании, а также проведении внутреннего мониторинга оценки качества образования. В системе внутренней оценки при помощи диагностических и оценочных процедур может определяться, насколько главные направления педагогической деятельности образовательной организации соответствуют имеющимся ресурсам по обеспечению реализации требований ФГОС ДО в части достижения образовательных результатов обучающимися в соответствии с нормативными требованиями, социальными и личностными ожиданиями родителей воспитанников.

При внутренней оценке качества образования в качестве методов используются следующие ресурсы:

• мониторинговые исследования;

• отчеты педагогов;

• посещение педагогических мероприятий.

Использование внутреннего мониторинга оценки качества образования служит средством предоставления своевременной, полной и достоверной информации по вопросам управления функционированием и развитием образовательного учреждения, обеспечивает принятие своевременных и обоснованных решений.

Объектами внутреннего мониторинга для оценки качество организации образовательного процесса являются :

• психолого-педагогические условия;

качество организации РППС;

• материально-техническое обеспечение;

• квалификационный и методический уровень педагогов.

Порядок осуществления процедур с использованием метода внутреннего мониторинга оценки качества образования взаимосвязан с внутриучережденческим контролем.

Методы независимой системы оценки качества образования НСОКО, направлена на разработку стратегических решений, в том числе в ходе реализации ФГОС ДО.

Заказчиками независимой оценки качества образования могут стать общественные советы, общественные объединения, учредитель образовательной организации, органы государственной власти, руководитель образовательной организации, педагогические работники образовательной организации, родители воспитанников.

Объектом НСОКО являются образовательные программы, условия реализации образовательного процесса, сайты образовательных организаций, результаты освоения обучающимися образовательных программ.

При вынесении независимой оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях используются такие методы, как лицензирование, контроль, надзор, мониторинговые исследования, аттестация педагогических кадров.

Кроме того, методы НСОКО определяются использованием данных социальных опросов, голосований, рейтингов, аудита, разнообразных измерительных материалов.

Дополнительные методы оценки качества образования

К дополнительным методам оценки качества образования можно отнести : комплексный метод оценки качества образования – квалиметрию;

• методы модульной оценки качества образования;

• методы оценки качества в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

• Остановлюсь подробнее на методе оценки качества в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Данный метод представляет собой комплекс материалов, адресованных руководителям дошкольных учреждений, реализующим комплексные образовательные программы «От рождения до школы», а также всем педагогическим коллективам, работающим по ФГОС ДО.

Метод представлен диагностиками, разработанными на основе выделенных показателей определения качества образования, а также специальными диагностиками для проведения специальных процедур педагогами и психологами, работающими в дошкольной организации.

Ресурсы проведения диагностики на основании данного метода представлены:

• картами развития;

• психологической диагностикой;

• списком рекомендованных психологических методик;

• специальной программой повышения качества образования «Семь шагов».

В нашем дошкольном учреждении в системе оценки качества дошкольного образования мы используем именно метод оценки качества в соответствии с требованиями ФГОС ДО, позволяющего оценить эффективность педагогического воздействия. Обобщение результатов мониторинга позволяет:

• выстроить индивидуальный профиль эффективности педагогических воздействий на каждого ребенка;

• сделать вывод об уровне эффективности педагогического воздействия по группе в целом;

• разработать рекомендации по совершению образовательной деятельности и повышению эффективности педагогических воздействий по линиям «индивидуальное образование» и «оптимизация работы с группой детей».

Подводя итог рассмотрению методов оценки качества дошкольного образования можно сказать, что основными методами оценки на уровне дошкольной образовательной организации являются следующие:

• изучение представленных материалов самоанализа, нормативной правовой документации;

• анализ программного, учебно-методического и кадрового обеспечения заявленной направленности образовательной программы;

• наблюдение;

• исследование предметно-развивающей среды, а также условий, обеспечивающих максимальное удовлетворение запросов родителей воспитанников;

• анализ планирования, результатов диагностики и мониторинга.

Следует отметить, что общей проблемой для мониторинга и диагностики является определение оптимальных критериев и показателей. По ФГОС ДО педагогическая диагностика направлена на оценку индивидуального развития детей, при этом выделенные в документе целевые ориентиры не подлежат оценке в виде педагогической диагностики (мониторинга). А соответственно вопрос о том, что же будет выступать в качестве показателей и критериев педагогической диагностики по ФГОС остается открытым.

Экспертами РАНХиГС были проанализированы 23 программы дошкольного образования, представленные на сайте ФИРО.

Анализ предлагаемых в программе инструментов и методов оценки качества образования показал, что стройной оценочной системы, как и систем диагностики и мониторинга, в полной мере отвечающих декларируемых в программах ценностям развития детей, практически нет.

Экспертами было отмечено следующее, что:

• авторы программ часто рассматривают понятия «диагностика», «мониторинг», «оценка» как синонимы, что приводит в конечном итоге к бессистемности предлагаемых, а затем и реализуемых мер по оценке качества дошкольного образования в конкретных образовательных организациях, выбравших ту или иную программу;

• основным методом диагностики, мониторинга и оценки качества реализации программ является наблюдение за деятельностью и поведением ребенка в образовательной организации (наблюдение выступает и как форма организации деятельности детей);

однако в программах практически нет рекомендаций, каким образом организовывать наблюдение и фиксировать его результаты;

оценка личностного (индивидуального) развития детей представляется в большинстве программ как неотъемлемый компонент образовательной деятельности дошкольной организации и психолого-педагогического сопровождения детей; тем не менее, в программах часто отсутствует описание (перечень) соответствующего инструментария - авторы ограничиваются тем, что хотя и предлагают критерии оценки планируемых результатов, указывают лишь общие способы оценки индивидуального развития (индивидуальный образовательный маршрут, педагогическая диагностика, психологическая диагностика, нейропсихологическая диагностика и пр.);

• для оценки многих показателей в программах рекомендуют высокоформализованные методы (критериально-ориентированные тесты, критериально-ориентированные методики нетестового типа, проективные методики и др., но их использование требует высокой квалификации психологов и воспитателей, наличия необходимого инструментария, больших временных затрат;

• многие программы, декларируя организацию мониторинга развития дошкольников, фактически не дают четкого описания его системы. Отдельно было отмечено, что в настоящее время разработчики программ дошкольного образования предлагают достаточно обширный перечень методов оценки качества дошкольного образования по различным критериям: анализ и интерпретация результатов мониторинга;

• анализ продуктов детской деятельности;

• анкетирование (опрос);

• беседы (с детьми, родителями, психологом, врачом, логопедом и др. специалистами;

• ведение аудиозаписи и видеозаписи, транскрипции речи;

• ведение записи с родительских конференций;

• детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;

• диагностическое обследование детей по проективным методи кам, в которых отображается их эмоциональное состояние в различные моменты пребывания в ДОУ, взаимодействия с педагогами;

• журнала сопровождения одаренного ребенка;

• индивидуальная карта достижений ребенка от 1 до 3 лет и от 3 до7 (8) лет, предполагающая исследование на протяжении всего времени пребывания ребенка в группе;

• карта развития ребенка;

• критериально - ориентированное тестирование;

• критериально -ориентированные методики нетестового типа;

• короткие описания конкретных случаев педагогическое наблюдение;

• повествовательные или дневниковые записи (записи впечатлений о групповой и индивидуальной деятельности, которые фиксируются в конце каждого дня;

• проективные методики;

• систематическое структурированное наблюдение, составление карты (журнала) наблюдения, в которой перечисляются навыки и умения (ключевые компетентности);

• скрининг - тесты;

• фотографирование;

• экспертная оценка;

• шкалы индивидуального развития.

Как следует из данного перечня, для программ дошкольного образования характерна бессистемность, не структурированность предлагаемых методов оценки его качества. Некоторые из названных в программах методов не являются методами оценки как таковыми. Например, творчество – это вид детской деятельности. В качестве метода может выступать анализ продуктов детского творчества. Указанные во многих программах повествовательные (дневниковые) записи (записи впечатлений о групповой и индивидуальной деятельности; журналы наблюдений и пр., которые фиксируются в конце каждого дня, также не являются методами оценки, а представляют собой инструмент (способ) фиксации результатов наблюдения.

Важно отметить, что, грамотно и системно организованные мониторинговые исследования, включая оценку качества дошкольного образования, позволяют:

• определять причины полученных положительных и отрицательных результатов и факторов, оказавших на них наибольшее влияние;

• соотнести полученные результаты с задачами и уровнем реализации выбранной образовательной программы;

• определить маршруты образования и развития воспитанников ДОО, степень коррекции развития;

• осуществлять необходимые меры по координации дальнейшей деятельности воспитателей и специалистов по организации работы с детьми.

Проведенное экспертами РАНХиГС анкетирование показало, что:

• передовой педагогический опыт, прогрессивные практики в области системы оценки качества ДО не распространяются;

• работники продолжают опираться на те известные методики, технологии, инструменты по оценке качества дошкольного образования, применение которых требует много времени и которые сложны в своей обработке;

• значительная часть педагогов, руководителей, специалистов дошкольных учреждений продолжают испытывать трудности в профессиональной деятельности в области оценки качества ДО.

Инструментарий оценки качества дошкольного образования

В настоящее время законодательство не позволяет качество дошкольного образования определять по результатам реализации образовательной программы;

• детей дошкольного возраста категорически запрещается подвергать тестированию и недопустимо оценивать их знания, умения и навыки.

Вместе с тем, от того, какое содержание вкладывается в понятие качественного дошкольного образования, зависят целевые ориентации системы образования в России, расстановка приоритетов, наконец, основы финансирования. Поэтому государство, прилагая значительные усилия для того, чтобы обеспечить 100% охват детей раннего и дошкольного возраста общественным дошкольным воспитанием, хотело бы влиять на повышение его качества, а, следовательно, качество дошкольного образования должно подвергаться оценке. Но, при вполне справедливых запретах на «оценивание» реб нка - дошкольника, как сегодня и сейчас практическим работникам дошкольных образовательных организаций оценивать качество дошкольного образования?

Публикации по теме:

Анализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образованияАнализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОНМесто.

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Оценка физического развития дошкольника (фотоотчет)Оценка физического развития дошкольника (фотоотчет) Как происходит оценка физического развития ребенка? Безусловно, необходимо учитывать отдельные стороны его двигательных возможностей. Это.

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования.Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования. Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Данный мастер класс будет полезен воспитателям. Его.

Оценка качества образовательных программ дошкольного образования (Всоко до) Оценка качества образовательных программ дошкольного образования1. Наличие документов, регламентирующих реализацию образовательных программы.

Оценка развивающей среды в группах ДОУ Оценка развивающей среды в группах ДОУ От 0 до 5 баллов Внешний вид помещения, эстетика оформления 0 - Отсутствует единый стиль и эстетика.

Справка по результатам мониторинга качества образования за 2017–2018 учебный год группы детей среднего возраста Справка по результатам мониторинга качества образования за 2017 -2018 учебный год группы детей среднего возрастаВоспитательно-образовательный.

Стратегия и механизмы проекта «Наш огород». Часть 3Стратегия и механизмы проекта «Наш огород». Часть 3 Этапы проекта: 1 этап - подготовительный Стартовая беседа для выявления представлений детей об овощах, постановка проблемы,.

Задачи по образовательной программе дошкольного образования для среднего дошкольного возраста Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие» Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Оценка качества дошкольного образования: стратегия и инструментарий
Опубликовано: 13 марта 2022 в 14:56
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Оценка качества дошкольного образования: стратегия и инструментарий» (включая файлы) размещена пользователем зурет гучетль (УИ 55407) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД