Ася Кузьмина
Обзор связи понятий — педагогическая культура, профессиональная деформация, синдром эмоционального выгорания
▼ Скачать + Заказать документы
Коллеги, хочу предложить на обсуждение тему по по синдрому эмоционального выгорания (далее - СЭВ). Конец учебного года, а так же повышающиеся требования, предъявляемые к деятельности педагога - навели на размышления о необходимости структурировать информацию по данной проблеме и разместить ее на портале. Всего будут размещены три статьи, в которых я раскрою само понятие СЭВ, его причины, профилактику и коррекцию.
Публикация «Обзор связи понятий — педагогическая культура, профессиональная деформация, синдром эмоционального выгорания» размещена в разделах
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
В данной статье я рассмотрю связь понятий - педагогическая культура, профессиональная деформация, синдром эмоционального выгорания.
А. В. Барабанщиков, С. С. Муцынов предложили рассматривать педагогическую культуру (далее - ПК) как специфическое проявление общей культуры человека (в педагогической сфере его деятельности). ПК представляет собой сложное динамичное интегральное образование, отражающее определенный уровень развития личностных качеств, психолого-педагогических знаний, а также практических навыков и умений, обеспечивающих высокую эффективность профессиональной деятельности. Ядро педагогической культуры составляют:
1. Компоненты личностного плана (педагогическая направленность, педагогическая эрудиция, педагогическое творчество и мастерство).
2. Компоненты деятельностного плана (педагогическое целеполагание, стиль педагогической деятельности, педагогическое общение и поведение, самосовершенствование в педагогической деятельности).
Педагогическая работа требует от воспитателя и личностного самосовершенствования в процессе своей профессиональной деятельности (особенно второй компонент ядра педагогической культуры (компоненты деятельностного плана)) . Этот процесс осуществляется по двум основным направлениям:
1. самовоспитание (формирование у себя положительных и устранение отрицательных качеств,
2. самообразование (процесс расширения и углубления не только своих профессиональных, но и педагогических, психологических знаний).
В узком смысле профессиональная деформация (далее - ПД) - это психологические изменения, которые негативно влияют на профессиональную деятельность. Но психика человека ищет своеобразные пути защиты от деформации. Один из способов такой психологической защиты - синдром эмоционального выгорания (СЭВ). То есть, СЭВ выступает как механизм психологической защиты в ответ на психотравмирующие воздействия (в основном, это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к педагогу и его реальными возможностями).
СЭВ, кроме негативных характеристик несет и положительную для психики человека функцию - позволяет дозировать и экономно расходовать ресурсы. Примером СЭВ может быть снижение энтузиазма, нарастание негативизма и усталости. Но проявления СЭВ могут быть и значительнее - ярко выраженный негативный характер: властность, низкая эмоциональность, жесткость (более подробно: трехфакторная модель СЭВ, симптомы, профилактика - в следующих статьях).
Таким образом, ПК как сложное динамичное интегральное образование подразумевает не только приобретенные профессиональные знания, практические умения, но и установку педагога на личностное самообразование для обеспечения высокой эффективности профессиональной деятельности. Самосовершенствование необходимо реализовывать не только в педагогической сфере (повышение квалификации), но и в развитии навыков саморегуляции, самопознания, эффективного планирования как профессиональной, так и личной сферы жизни. Эти направления развития так же важны, т. к. непрерывно повышающиеся требования со стороны общества, администрации, родителей к личности воспитателя потенциально содержат в себе угрозу профессиональной деформации (несоответствие между требованиями, предъявляемыми к педагогу и его реальными возможностями). Поэтому в практике образовательных учреждений возникает проблема СЭВ - достаточно устойчивые отрицательные психические состояния, проявляющиеся изначально в перенапряжении, переутомлении (а в крайних случаях свидетельствует о профнепригодности).
Таким образом, развитие ПК предполагает и профилактику СЭВ, т. к. педагог, самосовершенствуясь, стремиться найти баланс между внешними требованиями (организация, администрация) и внутренними ресурсами. Если же процесс профессионального роста происходит формально или с приоритетом только на какой либо одной сфере, то очень высокий риск проявления СЭВ, как психологической защиты от ПД.
В завершении статьи, можно еще напомнить, что СЭВ - механизм психологической защиты в ответ на психотравмирующие воздействия. Поэтому не стоит ожидать, что состояние, характерное для выгорания, уйдет само собой. Необходимо принимать меры по профилактике и коррекции этого состояния (сознательно применять доступные способы психорегуляции, дозировать рабочую нагрузку и т. д.).
Если Вы понимаете, что СЭВ - Ваша проблема, то не пренебрегайте необходимостью профессиональной психологической помощи. Используйте эту негативную тенденцию (симптомы СЭВ), что бы пересмотреть свой опыт работы, приобрести новые полезные навыки (например, релаксация, рациональное планирование деятельности, оптимальное чередование отдыха и работы (самовосстановление) и т. д.). СЭВ преодолим!