Получи документы

Обзор составляющих комплексного подхода в коррекции звукопроизношения

Екатерина Косухина
Обзор составляющих комплексного подхода в коррекции звукопроизношения
▼ Скачать + Заказать документы

(Слайд 1)

Коррекция звукопроизношения - одна из важнейших задач работы логопеда. Необходимость именно комплексного подхода к коррекции звукопроизношения назрела особенно остро в современных условиях, когда использование только одного-двух методов логопедического воз-действия дает слишком медленную положительную динамику. Практика показывает, что необходимо подключать комплекс приемов и методов для успешной коррекции.

Публикация «Обзор составляющих комплексного подхода в коррекции звукопроизношения» размещена в разделах

Звукопроизношение - самая видимая сторона нарушения речи. Нарушенный грамматический строй, несформированные фонематический слух и связная речь ребенка не бросаются в глаза среднестатистическому обывателю, не тревожат родителей, пока это не мешает процессу обучения.

Наша задача - объяснить важность своевременной сформированности всех сторон речи у ребенка, и, если это необходимо, начать коррекцию.

В настоящее время очень редко встречаются неосложненные нарушения речи.

Обычно нарушения речи сочетаются с:

(Слайд 2)

• Неврологической симптоматикой (гипертонус, гипотонус, мышечная дистония.

• Поведенческими особенностями.

Наиболее встречаемое нарушение - это синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Выделяют три варианта течения этого синдрома в зависимости от преобладающих признаков:

1) синдром гиперактивности без дефицита внимания;

2) синдром дефицита внимания без гиперактивности;

3) синдром, сочетающий дефицит внимания и гиперактивность (на практике это наиболее распространенный вариант).

• Нарушениями в строении и функционировании артикуляционного аппарата.

Дети с неправильным прикусом, укороченной подъязычной уздечкой, артикуляторной диспраксией или апраксией как вследствие вышепере-численных нарушений, так и без них.

В коррекционной работе с такими детьми логопед встречается со следующими трудностями:

(Слайд 3)

• Сложности вызывания звука.

Ребенок не в состоянии уловить правильную артикуляционную позу, удержать органы артикуляции в нужном положении. Как бы ни старался специалист по подражанию или с помощью инструментария выстроить нужное положение артикуляционных органов, результата можно добиться только с очень большим трудом, на достижение поставленной цели уходит значительное количество времени.

• Затруднения при запоминании вызванной артикуляционной позы.

Затруднения при запоминании вызванной артикуляционной позы. Ребенок не запоминает артикуляцию звука. Алгоритм правильного произнесения не остается в памяти ребенка, успешное произнесение звука не сохраняется до следующего занятия.

• Трудности автоматизации вызванного звука в речи.

Звук вызван, но ребенок не употребляет его в речи. Многократные повторения слов, стихов и скороговорок не оказываются эффективными. Существует понятие «кабинетная речь» : войдя в кабинет логопеда и видя специалиста, ребенок старается правильно произносить в речи все вызванные звуки. Выходя за пределы кабинета и теряя из вида логопеда, ребенок возвращается к дефектному произношению звуков.

Отсюда следует вывод: традиционные упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики недостаточны для коррекции звукопроизношения. Здесь необходим комплексный подход.

Составляющие комплексного подхода

Что же входит в понятие «комплексный подход к коррекции звуко-произношения»? (Слайд 4)

Это:

• Логопедический массаж.

• Дыхательная гимнастика.

• Артикуляционная гимнастика.

• Пальчиковая гимнастика.

• Развитие фонематического восприятия.

• Нейропсихологическая коррекция.

• Речедвигательная ритмика.

Логопедический массаж. (Слайд 5)

В настоящее время нарушения произношения так осложнены, что редко когда можно обойтись без логопедического массажа. К логопедическому массажу можно отнести специальные приемы массажа языка, лица, массаж рук, самомассаж.

Дыхательная гимнастика. (Слайд 6)

Произнесение большинства звуков русского языка требует направленной воздушной струи. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. На каждом занятии рекомендуется выполнять одно-два дыхательных упражнения. Упражнения выполняются обычно перед комплексом артикуляционной гимнастики.

(Слайд 7)

Артикуляционная гимнастика. (Слайд 8)

Несомненно, традиционно базовым приемом коррекции звукопроизношения была и остается артикуляционная гимнастика.

Существуют активная и пассивная артикуляционные гимнастики, традиционная и нетрадиционная. Для каждого ребенка создается индивидуальный комплекс упражнений, которые подбираются соответственно нарушению звукопроизношения.

Упражнения необходимо располагать в определенном порядке:

- от простого к сложному;

- от статики к динамике.

Традиционно, упражнения выполняются перед зеркалом. Но не всем детям необходимо выполнять гимнастику перед зеркалом. Для начала это может быть хорошей опорой для детей с нарушением соматогнозиса, но если от этой опоры вовремя не уйти, то она превращается в «костыль», который не дает развиваться дальше артикуляционному праксису. Ребенку необходимо научиться чувствовать свои органы артикуляции и опираться на собственные ощущения, а не на визуальный образ.

Пальчиковая гимнастика. (Слайд 9)

Пальчиковая гимнастика, так же как и артикуляционная, бывает активная и пассивная. Упражнения сопровождаются стихами и потешками. Сначала следует выполнять упражнения без речевого сопровождения. Затем рекомендуются пальчиковые игры, синхронизированные с речью.

У детей с задержкой речевого развития очень часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики пальцев рук. У таких детей развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

В коррекционной работе с современными детьми с ограниченными речевыми возможностями пальчиковая гимнастика, а также и массаж рук, незаменимы и необходимы.

Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.

Следует различать понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие».

Фонематический слух (Слайд 10)- умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (вдох - вход, сон - нос); в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля - капля, кит - кот).

Фонематическое восприятие - звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте. Выделяют три операции, характерные для фонематического восприятия:

• умение определять наличие или отсутствие звука в слове;

• умение определять позицию звука в слове;

• умение определять последовательность звуков и их количество.

Развитие фонематического слуха - неотъемлемая часть коррекции звукопроизношения. Конечно, в процессе вызывания и автоматизации звука происходит развитие фонематического слуха.

В своей практике дополнительно развиваю это умение у детей в процессе всей коррекционной работы.

Нейропсихологическая коррекция. (Слайд 11)

Современная логопедическая работа неразрывно связана с нейропсихологической коррекцией. Идеально, если у логопеда есть возможность работать с ребенком совместно с нейропсихологом. Если такой возможности нет, можно использовать элементы нейропсихологических программ в своих занятиях.

Речедвигательная ритмика (Слайд 12, 13)

Речедвигательная ритмика - это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.

Эта ритмика рассматривается, как составное звено в системе коррекционной работы над произношением, как одно из средств коррекционных мероприятий для детей с речевой патологией.

Характеристика основных звеньев речедвигательной ритмики:

Развитие неречевых процессов: слухового внимания и памяти, пространственных представлений и навыков зрительной ориентации на говорящего; развитие тонкой и общей моторики, координации движений; развитие мимической мускулатуры, развитие произвольного внимания.

Развитие речи и коррекция речевых нарушений : развитие темпа и ритма дыхания, продолжительность выдоха, развитие орального праксиса, просодики речи, формирование фонематического слуха, коррекция звукопроизношения.

Средствами речедвигательной ритмики являются:

• Двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса.

• Упражнения, активизирующие внимание, воспитывающие чувство ритма, самостоятельность, четкость и дифференцированность движений.

• Упражнения на развитие дыхания.

Таким образом, осложненные речевые нарушения у детей требуют комплексного подхода при коррекции звукопроизношения, где логопед будет грамотно сочетать традиционные и инновационные методы и способы работы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра на автоматизацию звукопроизношения «Кто спрятался на лепестках цветка?»Дидактическая игра на автоматизацию звукопроизношения «Кто спрятался на лепестках цветка?» Дидактическая игра на автоматизацию звукопроизношения "Кто спрятался на лепестках цветка?"Цель игры: Развитие фонематического слуха, автоматизация.

Дидактическое пособие «Попугайчики-звуковики» по формированию навыков правильного звукопроизношенияДидактическое пособие «Попугайчики-звуковики» по формированию навыков правильного звукопроизношения Актуальность. Правильная речь – важнейшее условие для всестороннего развития личности ребенка. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает.

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения с ребенком после кохлеарной имплантации Цель: Закрепление произношения звука [р'] в слогах и словах. Задачи: Развивать у ребенка с КИ правильное восприятие слов на слух, извлечение.

Использование чисто-и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи Использование чисто – и скороговорок в формировании правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи В коррекционно-логопедической.

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.

Консультация «Работа над развитием звукопроизношения и фонематического восприятия в младшей группе» В этой группе занятия проводятся фронтально. Подготовительные упражнения для развития пластичности и подвижности языка даются в профилактических.

Логопедические игры по формированию звукопроизношения к многофункциональному пособию «Морские обитатели»Логопедические игры по формированию звукопроизношения к многофункциональному пособию «Морские обитатели» Ольга Кущенко В эти игры можно играть с детьми на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. Игра «Киты» Цель: дифференциация.

Обзор творческих работ из CD дисковОбзор творческих работ из CD дисков CDдиск - прекрасный материал для создания красивых и полезных изделий. Он имеет круглую, ровную форму и его очень удобно использовать как.

Рабочая программа по преодолению нарушения звукопроизношения у учащихся 1–4 классов Содержание 1. Пояснительная записка 2. Общая характеристика учебного предмета, курса 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном.

Видео обзор лэпбука «Эмоции» Здравствуйте, дорогие коллеги и друзья! Представляю Вашему вниманию видео обзор лэпбука "Эмоции" В последнее время очень широкое распространение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обзор составляющих комплексного подхода в коррекции звукопроизношения
Опубликовано: 28 апреля 2021 в 17:22
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обзор составляющих комплексного подхода в коррекции звукопроизношения» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Косухина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД