Ольга Ивановна Горбачева
План-конспект открытого урока изобразительного искусства в 6 классе «Гжельские узоры»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект
открытого урока изобразительного искусства
6 класс
Вид урока: творческий практикум
Цели урока: 1. Познакомить учащихся с народным промыслом Гжель, с техникой гжельской росписи, с историей и особенностями этого искусства; расширять знания детей о видах декоративно-прикладного искусства; сформировать навыки составления декоративной композиции, работы открытым мазком без предварительного рисунка.
Публикация «План-конспект открытого урока изобразительного искусства в 6 классе „Гжельские узоры“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- ИЗО в школе
- Орнамент и узоры
- Средняя школа, 6 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Узоры, орнаменты. Игры, дидактические пособия
- Урок ИЗО. Народные промыслы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2. Развивать индивидуально-творческие способности учащихся.
3. Воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство высокой
человеческой духовности, чувство красоты.
Задачи урока:
Образовательная:
- научить учащихся определенными методами, техническими приемами работы;
- углубить эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве;
Развивающая:
- привить интерес к изучению декоративно-прикладного искусства,
- способствовать творческому подходу работе,
- развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета,
- индивидуальные творческие способности
Воспитательная:
- воспитывать любовь к искусству народных мастеров.
- воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание.
Материалы и оборудование:
- Презентация “Чудо-гжель”
- Видеоролик «Узоры Гжели»
- Гуашь, белая бумага (круглые заготовки – тарелочки, кисти, вода;
- Таблица «Основные элементы Гжельской росписи»;
- Изображения гжельских изделий;
- Детские работы прошлого урока;
- Открытки «Гжельский фарфор»;
- Самовар, чайник, скатерть, выполненные в технике «Гжель»
Музыкальный ряд:
- Фонограмма частушек.
Ход урока:
1. Орг. момент (1 – 2 мин).
2. Актуализация опорных знаний (5 мин):
- На прошлых уроках мы с вами познакомились с русскими народными промыслами. Ребята, скажите, пожалуйста, что такое промысел?
(Это художественное ремесло, которое развивалось в разных городах и селах и передавалось из поколения в поколение).
- О каких народных промыслах мы с вами говорили на предыдущих уроках?
(О Гжели, Хохломе, Городце, народных игрушках).
- Скажите, изделия каких народных промыслов вам запомнились и почему?
(Мне запомнились бочата из Хохломы, потому что на них очень красивая роспись «кудрина» с ягодами ежевики и крыжовника.
А мне очень понравилось гжельское блюдо с изображением русского города, он написан голубой краской по белому фону).
Давайте сейчас вспомним о том, что же такое народный промысел Гжель? Вглядитесь в эти цветы. Они не похожи на настоящие, но вы их узнаете сразу. В придуманном цветке есть самое главное, что свойственно цветку в природе.
(Показ презентации)
А что вы можете сказать о цвете?
(Цвет Гжели – белый фон и голубая роспись).
3. Формирование новых знаний (10 мин):
Перед вами таблица «Основные элементы гжельской росписи». Каких только форм и росписей не увидишь в гжельском промысле!
(Показ по таблице).
Если набрать краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением положить мазок на поверхность – получится мазок с переходом от темного к светлому. Такой прием росписи называют «мазок с тенями».
А роспись «одной кистью» получается тогда, когда василек или веточка пишутся одним набором краски на кисть – тогда первые лепестки будут темные, а остальные постепенно светлеют.
Сегодня ученики подготовили для вас сообщения – небольшие рассказы об этом удивительном и благородном промысле - Гжель.
(Сообщения учащихся – 2 чел. 5 мин).
2 ученик - В российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоял городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умные, красивые и умелые мастера. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре.
1 ученик - И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки
петушка, а на крышке – курочка красуется.
2 ученик - Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.
1 ученик - Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
2 ученик - Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?
Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.
1 ученик - Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.
2 ученик - Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси
Просмотр видеороликов «Узоры Гжели» (4-6 мин)
Увидишь сверкающий фарфор с вечно цветущим кобальтовым цветком, и сразу узнаешь его – это Гжель.
Посмотрите, ребята, здесь и тонкая, и волнистая, и округлая, и спиралевидная линия. Она то подчеркнёт форму цветка, то создаст стебелек, то завьётся спиралью усиков.
Ребята, сегодня в нашем классе накрыт стол для чаепития. На нем красивый гжельский самовар, чайник, поднос и расписная скатерть. Все эти изделия выполнены в традициях народного промысла Гжель.
А как вы думаете, кто накрыл этот стол? Не знаете?
Это Муха-Цокотуха с Комаром прилетали, к чаепитию наш класс приглашали.
Но не может Цокотуха
Чашки с блюдцами добыть,
Очень хочет Цокотуха
Всех узором удивить:
Чтобы сильно не пестрил,
Чтоб покой всегда дарил,
Чтобы свежестью дышал,
Чтобы глаз не уставал.
Пока Муха-Цокотуха с Комаром снова ушли на базар, давайте, ребята, сделаем им сюрприз – подарим им изумительной красоты наши блюдца. Согласны?
Физкультминутка
Подготовка руки к рисованию. Это – правая рука, Это – левая рука. Справа – шумная дубрава,
Слева – быстрая река…
Обернулись мы, и вот
Стало все наоборот:
Слева – шумная дубрава,
Справа – быстрая река…
Неужели стала правой
Моя левая рука?
4. Практическая работа (15 мин)
(Звучат мелодии русских народных песен).
- Синий цвет – символ мечты и счастья (синяя птица счастья). Для работы нам понадобится краска синего цвета.
Сегодня на уроке мы будем делать вот такие блюдца. Показываю заготовку
Делаем набросок так, чтобы его было еле видно.
Чтобы получить темный оттенок, нужно нажимать на кисть сильнее, чтобы получить светлый - слабее. Узор всегда расположен в центре изделия.
Можно использовать разные виды бардюров.
С помощью элемента «капелька» можно украсить блюдце
Дети выполняют роспись блюдцев в технике Гжели. По окончании работы изделия ставятся вокруг самовара.
5. Анализ, выставка работ
(Входят Муха-Цокотуха и Комар – 2 человека, одетые в костюмы).
Комар: Спасибо, ребята, что нам помогли,
Узор распрекрасный создать вы смогли.
Учитель: Нравится ли вам наша посуда? (Да).
Тогда выберите, пожалуйста, себе чайную пару, которая наиболее
понравилась вам. (Выбирают и садятся).
Довольна ли Муха своей чайной парой? (Да, очень).
Муха: Сегодня я всех вас к себе приглашаю
Из гжельской посуды попробовать чаю!
Учитель: Большое спасибо вам, Муха, Комар.
Позвольте частушки исполнить вам в дар!
(Под фонограмму 4 человека исполняют частушки о Гжели).
1. Мы девчонки-хохотушки
Любим расписной фарфор,
Потому что на уроке
Шел о Гжели разговор.
2. Синенький цветочек,
Синенький листочек,
Это роза гжельская,
А не василёчек.
3. Подмосковны мастера
Традиции хранили.
Уже семь веков прошло,
А Гжель не позабыли.
4. Я с бордюра начну,
На решетку скакну,
Не подумайте плохого –
Это я узор тяну.
5. Синее синего узор,
Белее белого фарфор.
Гжельские изделия –
Просто заглядение!
6. Какое рукоделие –
Гжельские изделия!
Мы не просто детвора,
Мы по Гжели мастера!
Учитель: Спасибо, ребята, садитесь. Теперь все могут посмотреть наш
замечательный сервиз.
6. Завершение работы
Уборка рабочих мест.