Oльга Kретова
Пленэрная практика. Углубленное изучение природы, в рамках изобразительного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительное искусство является частью образовательной системы «искусство» и обеспечивает общее художественное образование, которое направлено на духовно-нравственное и эстетическое развитие обучающихся. Изобразительное искусство не только воспитывает, но и помогает человеку познать мир. Пленэрная практика является важнейшим звеном в системе художественного образования, как в общеобразовательных учебных заведениях, так и в специализированных детских художественных школах и детских школах искусств.
Темочки:
- Опыт работы, практика
- Природа, планета Земля, экология
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
В процессе пленэрной практики обучающиеся получают необходимые умения и навыки самостоятельной изобразительной деятельности. От того, как она будет организована, и сколь ответственно к ней отнесутся сами воспитанники, во многом зависит результативность практики, а значит и их подготовленность к следующему году обучения или к профессиональному самоопределению. Пленэрная практика открывает обучающимся широкие возможности для совершенствования владения ими изобразительными средствами, закрепления и углубления знаний и навыков по живописи, рисунку и композиции в условиях изобразительной деятельности на природе.
Разработка предусматривает активную самостоятельную работу обучающихся на пленэре над выполнением набросков, зарисовок с натуры, этюдов и композиционных поисков с использованием различных материалов. Рисуя на природе, они учатся постигать красоту привычных глазу аллей, деревьев, скамеек, учатся видеть эти предметы другими глазами. У них развивается наблюдательность, цветовое восприятие, они замечают игру света и тени, пытаются воспроизвести перспективу.
Очень часто следование программным требованиям и строгим традициям проведения занятий по изобразительному искусству гасит желание рисовать. И отдушина для свободного творчества детей, которая воспринималось бы воспитанниками как новая игра, но в то же время содержала бы в себе богатые педагогические возможности — и для развития их интереса к живописи и рисованию, и для укрепления здоровья, и для проявления творческих способностей, могут стать занятия на свежем воздухе — рисование на пленэре. Если воспитанники на занятиях по рисунку, живописи, композиции выполняют академические задания, то на пленэрной практике к своим работам они подходят более творчески, самостоятельно выбирая материалы, сюжеты для этюдов и зарисовок. Все это способствует развитию не только общего культурного уровня обучающихся, но личностных качеств, необходимых для самосовершенствования.
Дети несут с собой необходимое оборудование. В результате ребенок получает довольно серьезную физическую нагрузку и тренирует выносливость. Да и дополнительное пребывание на свежем воздухе крайне полезны для растущего и развивающегося организма.
Ежегодно на предмет отводится по 18 часов.
Основной целью программы является подготовка обучающихся к базовой программе Школы изобразительных искусств.
Задачи:
Обучающие:
дать понятия об особенностях пленэрного освещения;
сформировать умения и навыки построения линейной и воздушной перспективы в пейзаже с натуры;
познакомить с различными техниками и материалами;
сформировать умения и навыки владения техническими приемами изобразительного искусства, применения в творчестве знаний, полученных на занятиях;
сформировать умения и навыки работы в коллективе, конструктивного общения со сверстниками, объективно оценивать свои работы и работы товарищей, мотивировать свои высказывания.
Воспитательные:
воспитать любовь к прекрасному, к родному краю;
сформировать эстетического отношения к действительности, художественный вкус;
воспитать духовно-нравственные качества личности;
воспитать культуры общения и поведения, сотрудничества в процессе творческой деятельности;
воспитать уважительное отношение к чужому мнению, коллективную деятельность;
воспитать в воспитанниках чувство прекрасного, умения замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в человеке и его труде, в произведениях искусства, потребности отразить увиденное в рисунке.
Развивающие:
развить познавательную активность; художественное видение окружающей действительности;
развить самостоятельности у обучающихся;
развить умение анализировать строение предмета;
развить навыки построения линейной и воздушной перспективы в пейзаже с натуры;
развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
развить интеллектуальную сферу, образное и пространственное мышление;
развить зрительную память, воображение, фантазию;
развить способность к самореализации и саморазвитию воспитанника;
развивать индивидуальные способности обучающегося.
Основные дидактические принципы, используемые в процессе обучения:
Принцип научности. В процессе обучения воспитанники должны усвоить систему достоверных, научно обоснованных знаний, т. е. знаний, правильно отражающих предметы и явления реального мира. Научные основы учебного рисунка базируются на целом ряде наук, таких как перспектива, цветоведение, теория теней, где изучаются законы светотени, анатомии и др.
Принцип наглядности. Использование наглядности повышает внимание обучающихся, углубляет их интерес к изучаемому материалу, содействует вниманию, воображению, наблюдательности, мышлению. Поэтому мною используются схематические поэтапные рисунки, наглядные пособия в различных техниках, репродукции картин художников, образцы работ учащихся.
Принцип сознательности и активности обучения. Предмет приобретает для ребёнка познавательное значение только тогда, когда педагог приучает его не пассивно наблюдать и срисовывать, а активно изучать тему и выделять наиболее характерное и главное. Повышая активность и сознательность воспитанников, надо помнить о принципе индивидуального подхода к каждому. Здесь могут быть применены различные методы работы: поощрения, внушение веры в свои силы, тактичная критика, разные формы помощи. Постоянное захваливание обучающихся так же вредно для их творческого развития, как и постоянное порицание, так как и то и другое мешает им стремиться к лучшим результатам. Здесь педагог должен соблюдать такт и чувство меры.
Принцип систематичности и последовательности обучения. Учебные задания располагаются в порядке постепенного усложнения – от простейших упражнений до самостоятельно выполненной художественной работы. Особое внимание обращается на уровень усвоения обучающихся получаемых знаний и навыков, на закреплении их в последующих заданиях, всё это развивает у них творческое начало.
Принцип доступности обучения. Соблюдая принцип доступности и посильности обучения, необходимо учитывать и индивидуальные способности каждого воспитанника. В группе не может быть совершенно одинаковых обучающихся: одни усваивают материал быстро, другие – с большим трудом; одним легко даётся тот или иной технический приём, другие долгое время не могут овладеть им. Задания позволяют поставить каждого в такие условия работы, при которых все могли бы достигнуть наибольших успехов.
Принцип прочности усвоения знаний. Прочность усвоения знаний достигается за счёт повторения пройденного материала в разных заданиях и техниках, разнообразие заданий позволяет воспитанникам наблюдать свой творческий рост, что повышает их интерес к предмету.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический;
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).
Начальным этапом любой работы является изучение изображаемого материала.
Тематический план
Начальная группа- 7-8 лет
Цель тематического плана:
Изучение, познание и любование миром окружающей природы, в рамках изобразительного искусства.
Задачи:
- изучить многообразие растительного мира; характерные особенности отдельных растений, цветов, деревьев; посредством пейзажа;
- развитие наблюдательности;
- изучение природы родного края;
- обретение навыка передачи связи изображаемых объектов со средой;
- умение выделить главное;
- любовь к ручному труду;
- приобщение к здоровому образу жизни;
- приобретение навыка передачи освещения, состояния воздуха, многокрасочность палитры, тоновые отношения;
- изучение последовательности в работе;
- «постановка глаза»;
- решение зелени как отражение сложного взаимодействия различных оттенков зеленого, обусловленного световоздушной средой;
- изучение воздушно перспективы, технических приемов решения травы, деревьев, неба, воды;
- соблюдение правил ОБЖ на пленэре :
создать условия для обучения детей видеть всё, что представляет опасность для жизни и здоровья;
развивать умение контролировать своё поведение;
совершенствовать знания основных правил поведения на улице;
способствовать осознанию важности соблюдения ПДД
На всех этапах работы нужно обращать внимание на выразительность композиции и правильной компоновки на листе.
Содержание:
Занятие 1.
Знакомство с предметом пленэр
Задача: Общее ознакомление, пленэр его роль в изобразительном искусстве, материалы и принадлежности. Организация рабочего места. Рассматривание работ из методического фонда.
Зарисовки листьев и веток различных пород деревьев
Задача: изучение и передача характерных особенностей листьев различных пород деревьев.
Материалы: бумага, карандаш.
Занятие 2.
Этюды цветов и трав
Задачи: выбор характерного растения; передача пропорций, движения; цветовое решение без связи с фоном (силуэт); изучение разнообразия растительного мира, передача характерных особенностей цветов и трав.
Материалы: бумага, акварель.
Занятие 3.
Зарисовка и этюд цветущих растений в среде
Задача: Изучение и передача характерных особенностей цветка в среде, выбор группы цветов с листьями, передача пропорций, выявление главного, обобщение окружающего пространства.
Материалы: бумага, гуашь, карандаш.
Занятие 4.
Рисунок веток хвойных деревьев
Задачи: выбор характерной ветки, изучение и передача особенностей конструктивного построения ветки, расположения иголок.
Материалы: бумага, карандаш.
Занятие 5.
Этюд стволов деревьев
Задачи: развитие наблюдательности и выбор выразительного ствола березы: изучение особенностей и характер ствола березы, выделение главного, влияние среды на цвет.
Материалы: бумага, акварель.
Занятие 6.
Этюд с разными породами деревьев
Задачи: развитие наблюдательности, изучение различных пород деревьев, выбор композиции, передачи пропорций и характерных особенностей строения ствола и ветвей деревьев.
Материалы: бумага, карандаш, гелевая ручка, тушь.