Надежда Дульберг
Развитие речи дошкольников посредством изобразительного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта:«Система работы воспитателя по развитию речи и творческого потенциала дошкольников посредством изобразительного искусства».
Публикация «Развитие речи дошкольников посредством изобразительного искусства» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Изобразительная деятельность - это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего их мира и выражать свое отношение к изображаемому. Старшие дошкольники приобретают умение воспринимать произведения различного содержания, а не только те, в которых имеется занимательный сюжет, изображено какое-то действие.
Задачей воспитателя является создание условий, направленных на развитие художественных способностей детей (воображение и образное мышление, которые способствуют приобщению детей к искусству; помогают закрепить практические навыки, полученные ранее; учат анализировать, сравнивать, развивать речь детей и развивают творческое воображение у детей дошкольного возраста.
Основная цель данного опыта: обосновать и изучить педагогические условия и особенности художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста, а также разработать и апробировать на практике эффективные методы и приемы в условиях изостудии.
Интеграция видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве имеет естественный характер. Дошкольники разных возрастов, с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования. Изобразительная деятельность выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи.
На занятиях изобразительной деятельностью детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий. Все виды изобразительной деятельности способствуют этому. Разнообразный наглядный материал помогает уточнить понимание названий предметов, действий признаков, ребенок приучается вслушиваться в короткую фразу взрослого, понимать смысл постепенно усложняемых высказываний, новых слов, уточняет их лексические, фонетические, грамматические оттенки. Слово помогает ребенку в познании всех сторон изобразительной деятельности, осмыслении процессов изображения. В продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с признаками действия. Обеспечить связь слова с предметом значительно легче, чем связь слова с действием: можно показать сам предмет, игрушку или муляж, наконец, можно использовать картинку. Педагог использует схемы последовательности составления рассказа. В группе для детей с нарушением речи на занятиях изобразительной деятельностью наблюдается тесное вплетение в нее игры и речи детей. Дети «дорисовывают» словами то, что не могут изобразить. Дети оживляют предметы, передавая звукоподражаниями и доступными словами их диалог. Необходимо специально воспитывать у детей умение воспринимать речь в процессе рисования, а затем и совмещать с речью свою деятельность. Словесные обозначения помогают детям выделять в предметах их признаки. Ребенок с общим недоразвитием речи неспособен к самостоятельному всестороннему наблюдению изображаемых предметов. Поэтому очень велика роль воспитателя в выработке у детей умения прослеживать особенность формы, контур предмета и его частей, цвет и другие признаки. Таким образом, руководство взрослого должно быть направлено не только на обучение рисованию, но и на развитие восприятия воображения. Задание по изобразительной деятельности должно строиться так, чтобы ввести ребенка в образную ситуацию, которая поможет ему эмоционально воспринимать созданный вместе с воспитателем рисунок. Следует также привлекать образные сравнения, стихотворные тексты, которые помогают создать характеристику предмета, развивают у детей образное восприятие, обогащают речь выразительными средствами.
Изобразительная деятельность позволяет решать и коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность целенаправленность в выполнении работы; усидчивость; настойчивость; умение вести работу до конца; аккуратность.
На занятиях следует привлекать произведения одного вида искусства для раскрытия и выявления особенностей другого, а также использовать произведения различных видов искусства для создания эмоционального настроя, яркого и стойкого эмоционального впечатления.
Комплексное использование музыки, литературы и живописи помогает педагогу вызвать в душе ребенка яркий эмоционально-художественный образ. Содержание занятий по искусству желательно выстраивать по схеме: прочувствовать - осознать - выявить свое отношение.
Изодеятельность и развитие речи - эти понятия должны быть едины в процессе формирования художественной культуры дошкольников. В работе с детьми педагог использует различные по жанру картины: сюжетные, пейзажи, натюрморты, портреты. Беседуя по картине, дети учатся составлять рассказы по вопросам, по плану, по схемам, составлять начало, конец, полный рассказ. В конце занятия обсуждаются составленные рассказы и выбираются лучшие.
Занятие по картине лучше проводить после предварительной работы (чтение литературных произведений, экскурсии, прослушивание музыкальных произведений). А используя схемы составления описательного рассказа, дети без труда составили рассказы о птицах.
И только после ознакомления с сюжетными картинами и приобретения у детей навыков составления описательных рассказов, педагог приступил к ознакомлению с произведениями пейзажной живописи.
На занятиях следует привлекать произведения одного вида искусства для раскрытия и выявления особенностей другого, а также использовать произведения различных видов искусства для создания эмоционального настроя, яркого и стойкого эмоционального впечатления.
Комплексное использование музыки, литературы и живописи помогает педагогу вызвать в душе ребенка яркий эмоционально-художественный образ. Специфические средства выразительности этих видов искусства, дополняя друг друга, помогают ребенку преодолеть барьер абстрактной выразительности одного за счет "наглядности" другого.
Подбирая материал к занятию, следует обращать внимание не столько на сходство или контраст содержания различных произведений искусства, сколько на сходство или контраст их по настроению.
Содержание занятий по искусству желательно выстраивать по схеме: прочувствовать - осознать - выявить свое отношение.
Портреты, используемые в работе с детьми дошкольного возраста, должны отвечать следующим требованиям:
1. Доступность содержания портретов для детского восприятия. Тематика картин должна быть созвучна интересу детей, соответствовать их опыту. Опыт работы показал, что наиболее полное понимание содержания произведения происходит при восприятии портрета-картины, так как изображенный художником образ помогает детям определить настроение, эмоциональное его состояние.
2. Содержание портрета должно носить воспитывающий, гуманный характер, способствовать формированию нравственно-эстетических качеств, чувств.
3. Яркая выраженность эмоционального состояния.
4. Разнообразие используемых художником средств выразительности.
По наблюдению педагога, внимание детей в портрете приковывает динамика, а так же ее цветное изображение.
Портрет как и любой вид искусства требует определенной подготовки детей к его восприятию. Подготовительным этапом к беседам с дошкольниками по портрету являются разнообразные виды деятельности.
Повседневное общение детей друг с другом и со взрослыми, создает условия для подготовки детей к восприятию портрета. Детям предлагалось посмотреть друг на друга или вспомнить, каким был его друг сегодня – веселым или грустным, как он узнал об этом, а почему он был таким. Такой короткий разговор ставил ребенка в ситуацию поразмышлять о своем друге и быть внимательным к нему.
Детям давали задания: «Внимательно посмотри в лицо своей мамы (папы) и расскажи нам завтра о ней».
Беседы с детьми о настроении, чувствах родителей, отношении к ним – благоприятная возможность для воспитателя узнать семью, корректировать отношения между взрослыми и маленькими ее членами. Дети приносили свои фотографии и вместе с воспитателем их рассматривали, отмечая запечатленное на них настроение, состояние, эмоции, чувства.
Знакомство со схемами изменило характер ответов детей при рассматривании портретов, а так же повлияло на характер изображения человека в рисунках.
Восприятие портрета тесным образом связано с развитием образной речи. От детей требуется умелое точное оперирование определениями, синонимами, сравнениями.
Богатейший материал для этого дает нам художественная литература, раскрывающая перед ребенком мир человеческих чувств и взаимоотношений. Книга обогащает эмоции детей, формирует воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Для чтения были предложены художественные произведения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», А. Барто «Вовка - добрая душа», Ф. А. Тяниной «Разбитая тарелка», В. Гаршина «Сказка о жабе и розе», Л. Квитко «Бабушкины руки».
Чтение художественной литературы всегда предваряло восприятие портрета. Перед рассматриванием картины В. М. Васнецова «Аленушка» детям читали сказку «Сестрица - Аленушка и братец Иванушка».
После чтения, проводя беседу, педагог акцентирует внимание детей на образных выражениях. Например, после чтения Л. Квитко «Бабушкины руки» детям были предложены вопросы: «Почему мальчик больше всего на свете любит бабушкины руки? Что умеют делать бабушкины руки?» (Чудесно творить, мастерить, нежно ласкать.) «Как автор описал бабушкины руки?» (Проворными, умными, добрыми.) «Как бы вы их еще назвали?» (Милые, ласковые, добрые, умелые.)
Работа по ознакомлению с портретной живописью реализовывалось как в повседневном общении, так и на НОД по развитию речи, изобразительной деятельности, музыкальных занятиях; по развитию речи.
В результате проведенной работы по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства, у детей стал богаче активный и пассивный словарь, они начали использовать сложные предложения, пользоваться определенным изобразительным словарем (эпитетами, сравнениями, интонационно выразительно произносить фразы, объяснения стали логичнее, наметились сдвиги в развитии изобразительных способностей детей.