Мокушина Екатерина
Обучение и воспитание дошкольников через игру
▼ Скачать
Обучение и воспитание дошкольников через игру.
Игра в детском саду, незаменимый помощник воспитателя. Это то, что сближает взрослого и ребенка дошкольного возраста. Малыши чувствуют, что взрослые в него верят, доверяют ему. Единственный язык, который очень легко дается детям дошкольного возраста – это язык ИГРЫ. Именно игра позволяет скорректировать все возникающие проблемы и сложности в отношениях со взрослыми, детьми, сверстниками. Поэтому, на вопрос: «Что больше всего любят малыши?», можно не задумываясь ответить: «Играть».
Публикация «Обучение и воспитание дошкольников через игру» размещена в разделах
Игра решает следующие развивающие, воспитательные и образовательные задачи:
1. Развитие познавательной деятельности ребёнка.
2. Развитие познавательно- волевой сферы.
3. Обогощение представлений об окружающем мире.
4. Формирование коммуникативных навыков.
5. Формирование культурного поведения.
6. Развитие мелкой моторики и двигательной активности.
Разнообразие детских игр можно разделить на 2 группы:
Творческие игры (сюжетно-ролевые игры, театральные, режиссерские, театрализованные игры, игры со строительным материалом)
Игры с правилами (подвижные игры, дидактические игры)
Так же все игры делятся на 3 класса:
Игры, возникающие по инициативе ребенка (самостоятельные сюжетные игры, игры-экспериментирование)
Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с воспитательной и образовательной целью:
Обучающие игры (дидактические игры, сюжетно-дидактические игры, подвижные игры)
Досуговые игры (игры-забавы, интеллектуальные игры, игры развлечения, театральные, празднично-карнавальные игры)
Игры, идущие от исторически сложившихся традиций (народные игры, традиционные игры)
Игры в детском саду имеют различные функции:
Развлекательная функция (побудить интерес к данной деятельности, заинтересовать, развлечь, доставить удовольствие)
Коммуникативная функция (умение общаться в игре)
Самореализация в игровой деятельности
Игротерапевтическая функция (преодоление различных трудностей и препятствий в игре)
Диагностическая функция (выявление отклонений от норм поведения в игре)
Функция коррекции (внесение изменений в структуру личностного общения со взрослыми и сверстниками)
Функция социализации (усвоение норм человеческого общения со взрослыми и сверстниками в игровой деятельности)
Можно выделить основные черты, присущие игровой деятельности в ДОУ:
Творческая (импровизационная, очень активная черта детской игровой деятельности «Поле творчества»
Эмоциональная «Эмоциональное напряжение»
Свободная развивающая деятельность (по желанию ребенка, ради удовольствия от процесса игровой деятельности, а не от ее результата)
Наличие прямых и косвенных правил (логическая последовательность развития сюжета игры)
В ДОУ важное место занимает применение различных технологий. Одна из таких «игровая педагогическая технология», включающая в себя достаточные методы и приемы организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Игры с различными средствами передвижения
Игровая педагогическая технология охватывает определенную часть учебного процесса, объединению с определенным персонажем, содержанием, с последовательным включением:
Игр и упражнений, на выделение определенных признаков предметов, умение сравнивать, сопоставлять их
Игр и упражнений, на обобщение предметов по определенным признакам
Игр и упражнений, на умение отличать реальные события от выдуманных
Игр и упражнений, на быстроту реакции, смекалку
Обучение в ДОУ в форме игры, занятие интересное, занимательное, но не развлекательное. Данная технология должна четко содержать пошаговое описание игровых действий и заданий.
Игра у ребенка дошкольного возраста не должна ассоциироваться только с развлечением. Некоторые игры должны быть веселым развлечением, а некоторые любимым занятием во время свободной деятельности, досуга. Очень важно, чтобы никто из детей не скучал, все были заняты интересной игрой, занятием, любимым делом.
Для успешного обучения и воспитания необходимо пробудить интерес к учебным занятиям, мобилизовать внимание и переключение с одного вида деятельности на другой, активизировать деятельность через игры. Несмотря на такое разнообразие игр, практически любая игра носит познавательный характер. Игра не должна быть слишком азартной, унижать достоинство играющих. Дети должны понимать смысл и содержание игры, её правила и операции, знать точный перевод терминов и понятий, усвоить идею каждой игровой роли. Кроме того, игра по своему содержанию должна быть педагогична, её выбор зависит также и от возраста играющих, их физического развития и кругозора. Конец игры должен быть результативным – победа, поражение или ничья. Он должен быть ярким, эмоциональным, содержательным. Нарушение, невыполнение правил учитываются системой штрафных очков, баллов. Игра требует столь же внимательного отношения к себе, как и другие средства воспитания и обучения. Привлекательность игры заключается в возникновении новых возможностей. Это зависит от типа игры. Очевидно, наиболее привлекательны возможности, соответствующие актуальным потребностям возраста и личности. Проблема игровой мотивации очень важна.
Игра учит. В педагогическом процессе игра выступает как средство воспитания и передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития.
Привлекательность игры заключается в возникновении новых возможностей у учащихся. Эти возможности можно реализовать во внеурочное время, в свободной и интересной для детей форме - в форме игры, которая безусловно воспитывает школьников, раскрывает их таланты, учит общению со сверстниками.
Дидактические игры
1. Игра «Кто больше?». Используется при изучении темы в 5 классе «Растения леса» как закрепление. Цель: активизация словаря на изученную тему. Ход игры: за определённый промежуток времени записать по памяти как можно больше растений – первому и третьему ряду – лиственных деревьев, а второму и четвёртому – хвойных. По сигналу учащиеся приступают к работе. Выигрывает тот, кто больше всего напишет названий растений.
2. Игра «Эстафета», цель та же. У каждого ряда листок бумаги и карандаш. По сигналу ученики каждого ряда, начиная с последней парты, записывают на листке названия животных леса и передают листок впереди сидящему товарищу. Выигрывает тот ряд, чей листок по эстафете первым попадёт на учительский стол. Условия игры: слова не должны повторяться, ошибки можно исправлять как свои, так и товарищей по ходу. Игра используется при изучении темы «Животные леса» на уроках географии и природоведения.
Подвижные игры
«Охотники и утки».
Играющие делятся на две команды, одна из которых – охотники – становятся по кругу, а вторая – утки – входят в середину круга. У охотника мяч. По сигналу они начинают выбивать уток из круга. Каждый игрок может сам метать мяч или передать мяч для броска партнёру по команде.
Утки, бегая внутри круга, спасаются от мяча, увёртываясь и подпрыгивая. Подбитая утка покидает круг. Игра заканчивается, когда в круге не останется ни одной утки, после чего игроки меняются ролями.
Игра «Бег раков».
Эстафета проводится в параллельных или встречных колоннах. Первые номера садятся на пол, опираясь руками сзади. По сигналу они устремляются вперёд, оторвав от пола таз перебирая ногами и руками. Следующие игроки вступают в борьбу, когда финишируют их предшественники. За касание тазом пола во время передвижения снимается очко из тех десяти очков, которые каждой команде присуждаются перед началом игры. Два поощрительных очка получает команда, закончившая первой, и одно очко – пришедшая к финишу второй. И другие…
Что делать, если ребенок не любит играть
Сначала нужно прояснить ситуацию и внести конкретику. Он не любит играть вообще или играет, но только сам с собой? Ребенок может не любить игры в принципе, если ему не привили к ним интерес, он не понимает их суть. Чтобы заинтересовать ребенка, нудно показать, почему эта игра должна понравиться. Когда найдутся варианты, которые ему придутся по душе, то можно двигаться в том же направлении. Например, не любит игрушки, но любит их лепить из пластилина. Возможно он будет охотнее играть со своими фигурками. Они более точно отражают его представления.
Если ребенок не играет со сверстниками, то, возможно, он стеснительный. Нужно помочь преодолеть страх общения с незнакомыми ребятами. Иначе, слишком стеснительным детям сложно в старшем возрасте. Возможно, ему не хватает уверенности в себе или причина в самих детях: оскорбляют, отвергают, не понимают его. Поняв причину, воспитатель сможет решить проблему.
Литература
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010.
2. Войтенко Т. П. Игра как метод обучения и личностного развития. - Калуга: Адель, 1997.
3. Куприянов Б. В., Рожков М. И., Фришман И. И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей. - М. : ВЛАДОС, 2001.
4. Мухина B.C. «Возрастная психология». - М., 2000.
5. Эльконин Д. В. Психология игры. М., 1998.
6. Шмаков С. А. Ее величество игра. М., 1992.
7. https: //allbest.ru/