Маргарита Черных
Конспект НОД по обучению грамоте «Звук [Ж] и буква «Ж»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД: Звук [Ж], буква Ж
Цели: закрепить навык правильного произношение звука [ж]; научить определять позицию звука [ж] в словах (в начале и середине); познакомить с буквой ж; ввести в речь слова, обозначающие моральные качества людей.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Один — много».
Логопед произносит слова в единственном числе, дети — во множественном: нога — ноги, ухо — уши, рука — руки.
2. Знакомство со звуком Логопед объясняет :
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „Звук [Ж] и буква „Ж“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
— Звук [ж] — согласный, твердый. При произношении звука [ж] губы округлены, язычок — «чашечкой».
• «Слушай внимательно».
Дети показывают изображение «жука», услышав звук [ж] среди других согласных звуков : М-Ж-Н-Ж-К-Ж-П-Т-Ж….
Дети повторяют слогоряд:
жа-жу
жи-жо
жу-жа
аж-иж
уж-ож,
• «Третий лишний».
Дети должны убрать картинку, в названии которой нет звука [ж) :
жук, жакет, малина
ружье, ежик, яблоко
ковер, ножи, жираф
пирожок, самолет, желудь
• «Звуковая дорожка».
Дети должны показать место звука [ж] в словах (картинки на доске,
• «Измени слово».
Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж] : друг — дружок, пирог — пирожок, сапог — сапожок, снег — снежок, рог — рожок, луг — лужок, творог — творожок, флаг — флажок.
• Чтение рассказа Г. Юдина «Жадная жаба».
Дети должны назвать слова со звуком [ж], которые встречались в тексте.
3. Физкультминутка
«Нос, пол, потолок»
4. Знакомство с буквой ж
Дети рассматривают иллюстрации с буквой ж, учат стихотворение:
С. Маршак
Дети обводят в тетради трафарет буквы ж, раскрашивают его. Печатают строчку буквы ж. На слоговых линейках выкладывают слоги, печатают в тетради: аж, уж, ож, жу, жа. Читают и печатают в тетради слова по схеме:
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук ж-ж-ж.
5. Тема «Семья»
Логопед проводит беседу о семье, родственных связях. Обращает внимание детей на то, как называют членов семьи я родственников (мама, дедушка, брат, тетя и т. д.).
Закрепляет знания детей о возрастных изменениях человека (ребенок — мальчик, юноша, мужчина, старик; девочка — девушка, женщина, старушка).
Логопед, дает детям задание подобрать слова, подходящие к описанию черт характера их родных: бабушка — добрая, мама — ласковая, брат — смелый и т. д.
Георгий Юдин
Жадная жаба
Жили-были важный Жук, осторожный Уж и жадная Жаба. Однажды важный Жук говорит Ужу:
- Надо бы нам крышу покрасить.
- Покрасить можно, - говорит осторожный Уж. – Только какой краской?
- Желтой, - важно сказал Жук.
- Но у нас нет желтой краски.
- Ну, тогда оранжевой!
- И оранжевой тоже нет.
- Пойдем попросим у жадной Жабы, у нее целая бочка оранжевой краски.
А жадная Жаба в это время ела джем из жбана. Увидела, что к ней идут Жук и Уж, быстренько спрятала джем и сидит ждет.
- Здравствуй, Жаба! Ты не дашь нам оранжевой краски крышу покрасить?
- Не дам! – отвечает Жаба. – Жалко краску.
Ушли Жук и Уж ни с чем, а Жаба опять за джем принялась. Тут прилетел Шмель и жужжит:
- Дай немнож-жечко дж-жема, Ж-жаба.
- Нет у меня никакого джема!
- Ах ты, ж-жадина! – рассердился Шмель да как ужалит Жабу.
Жаба с перепугу – прыг в бочку с оранжевой краской! Вылезла вся оранжевая и плачет оранжевыми слезами:
- Пожалейте меня, не счастную-ю!
Но никому не было жалко жадную оранжевую Жабу.
Тема НОД: Звук [Ж], буква Ж (продолжение)
Цели: закрепить навык правильного произношения звука [ж]; провести звуковой анализ слова жуки; научить печатать слова и предложения с буквой ж; научить образовывать притяжательные прилагательные.
1. Организационный момент
• Игра с мячом «Скажи ласково».
Дети образовывают уменьшительно-ласкательную форму имен: Лена — Леночка, Дима — Димочка, Оля — Оленька.
2. Звук [ж] Логопед напоминает:
— Звук [ж] — согласный, твердый.
• «Чистоговорки». Дети повторяют:
жа-жа — есть иголки у ежа
жу-жу — молоко дадим ежу
жи-жи — тут живут ежи
же-же — дождь прошел уже
• «Один — много».
Дети должны образовать множественное число существительных: гараж — гаражи, этаж — этажи, еж — ежи, нож — ножи, уж — ужи, стриж — стрижи.
• «Сочиняем вместе».
Логопед читает рассказ, а дети дополняют его словами, подходящим по смыслу и имеющими в своем составе букву ж.
У девочки по имени (Женя) есть собачка по кличке (Жучка). Однажды они пошли в лес. Женя под дубом собирала (желуди). Жучка гонялась за летающим (жуком). Вдруг Женя услышала лай. Это Жучка заметила большого колючего (ежа) с маленькими (ежатами). Женя позвала Жучку, а еж и ежата убежали под елку. В. Волина
• «Веселый поезд».
Дети расставляют в вагончики картинки, в названии которых есть звук [ж] : жираф, ежи, желудь, жакет, ужи, жаба, ножи, флажок, лужа.
Звукослоговой анализ слова жуки.
3. Физкультминутка
«Две сестрицы»
4. Буква ж
Дети повторяют написание буквы ж и вспоминают стихотворение.
• «Буквоед».
Дети должны в тетради дописать буквы и прочитать предложение: У жука усы.
5. Игра «Чей? Чья?»
Логопед показывает картинки с изображением игрушек и спрашивает, а дети отвечают:
— У Тани кукла. Чья это кукла?
— Это Танина кукла.
— У Саши мишка. Чей это мишка?
— Это Сашин мишка.