Сания Ильясова
Обучение грамоте. Занятие 1. Введение понятия «Слово». Линейность и протяженность слов. Знакомство с тетрадью в клетку
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: • дать детям знание о словесном составе речи; познакомить с термином «слово»; • дать знание, что слов много; познакомить детей с линейностью и протяженностью слов; • знакомство с тетрадью в клеточку (обложка, страницы, раз-линовка, правая, левая сторона страницы, середина, верх, низ).
1. Игра «Экскурсия в магазин».
Условия игры : воспитатель предлагает детям представить, что они находятся в большом магазине на экскурсии.
Темочки:
Правила игры: педагог называет отдел, например: «Игрушки». Дети вспоминают, какие игрушки они знают или видели в магазине, называют их, получая фишку. Дети последовательно «посещают» следующие отделы: «Одежда», «Посуда», «Мебель», «Электротовары» и т. д.
Усложнение игры: педагог загадывает загадки о предметах ближайшего окружения, дети отгадывают их
2. Игровое задание: назвать предметы, находящиеся в комнате. Дети выясняют, что у каждого предмета есть название, которое обозначено определенным словом; слов много и все они разные.
Вывод: все, что нас окружает, можно назвать словами.
3. Измерение слов руками : руки подняты на уровне груди, ладони соединены (вместе); слово медленно произносится, ладони рук при этом разводятся в стороны.
Воспитатель показывает детям предметные картинки, дети называют, что на них изображено. Потом «измеряют» названное слово руками, например: лев - короткое слово, а черепаха -длинное.
Вывод: слова бывают длинные и короткие.
4. Игра с мячом «Назови ласково имя своего соседа».
Условия игры : дети стоят в кругу, а педагог - в центре с мячом в руках.
Правила игры: педагог бросает мяч любому ребенку, тот ловит и называет ласково своего соседа по кругу.
Усложнение игры: назвать соседа, который находится справа (или слева) от тебя; назвать имя ребенка, который находится через одного от тебя и т. д.
5. Игра «Подскажи словечко» :
1. Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, А однажды бегемота Вытащил он из болота. Он известен, знаменит -Это доктор. (Айболит).
2. На лучинке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само,
Что же это.? (Эскимо).
3. Летом в огороде - свежие и зеленые,
А зимою в бочке - желтые, соленые,
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас.? (Огурцы).
4. Он плывет по простыне,
Как кораблик на волне,
Он хозяйкам добрый друг
-Электрический. (утюг).
Физкультминутка «Аист»
- Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
- Топай правою ногой,
- Топай левою ногой.
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой,
Вот тогда придешь домой.
6. Знакомство с тетрадью в клеточку.
Дети рассматривают обычную ученическую тетрадь. Педагог объясняет, что у тетради есть обложка, определённое количество листов, стороны листа называются страницами: две стороны - две страницы. Страницы могут быть разлинованы в линейку или в клетку, чтобы было удобно в них писать буквы или цифры.
Обводка клеток по заданию, например: отсчитать сверху пять клеточек и обвести красным карандашом шестую и т. д.
7. Итог занятия в форме свободной беседы.