Ольга Загорская
Конспект занятия по обучению грамоте на тему «Знакомство со звуком [Ж]» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: учить детей узнавать и правильно произносить звук «Ж», учить находить звук в словах, самостоятельно придумывать слова со звуком «Ж», выкладывать звук с помощью счетных палочек; закреплять гласные и согласные звуки, умение их различать; воспитывать желание учить буквы, умение соединять в слоги; развивать умение находить звук в картинках; учить делать анализ слова «Снежинка».
ОБОРУДОВАНИЕ:
Карточки с буквами, счетные палочки, картинки к загадкам, карточки к игре «Найди звук».
Темочки:
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Ход занятия
Ребята сегодня с вами мы познакомимся с новым звуком, который очень важен, как и все ранее пройденные звуки.
(раздается стук в дверь и вбегает Незнайка с портфелем, из которого выглядывают буквы)
Ведущий. - Незнайка, ты куда бежишь?
Незнайка. - Да меня послали в школу, а мне что-то не хочется, наверное, пойду погуляю.
В. - Подожди, а что это у тебя буквы из портфеля падают?
Н. - Пусть падают, я их все равно не знаю.
В. - Как это пусть падают, не зная буквы, ты не научишься читать и будешь не грамотным. Если у тебя есть желание, мы с ребятами тебе поможем разобраться с буквами.
Н. - Ну помогите, читать я хочу научиться, только их много, и красненькие и синенькие.
В. - Послушай, как про буквы тебе расскажут ребята.
(рассказ о гласных и согласных).
Н. - Да это так просто теперь я могу их различать, а читать научите?
В. - Конечно научим, ты только почаще приходи к нам.
Н - Ну ладно, мне надо бежать к себе, но я вернусь к вам.
(Незнайка уходит)
В. - Ребята а мы с вами сегодня познакомимся со звуком «Ж», послушайте как можно сказать про этот звук :
Это Ж (показ звука, а это К (свернуть лист со звуком Ж пополам). Это Жук и пол Жука.
- Ребята посмотрите как пишется звук (показ на доске, а теперь вы возьмите счетные палочки и попробуйте выложить из палочек звук «Ж», (работа детей). Молодцы очень хорошо.
- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко», я буду читать стих, а вы будете говорить окончание.
1. Лежебока рыжий кот
отлежал себе. (живот)
2. Вяжет мама длинный шарф,
потому что сын. (жираф)
3. И бежит Айболит к бегемотикам,
и хлопает их по … (животикам).
- Молодцы. Теперь следующее задание:
«Звук заблудился» - назовите какой звук, в каком слове заблудился.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме, там ползет зеленый лук, с длинными усами.
(ответы детей)
- Ребята сейчас мы с вами немного отдохнем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Я нашла себе жука
На большой ромашке,
Не хочу держать в руках
Пусть лежит в кармашке.
Ой, упал, упал мой жук,
Нос испачкал пылью,
Улетел, улетел зеленый жук
Улетел на крыльях, (на словах делаем упражнения).
- Ребята, сейчас я вам загадаю загадки, а вы внимательно слушайте и дайте ответ.
1. В золотой клубочек спрятался дубочек, (желудь).
2. Черный, а не ворон, рогатый, а не бык. С крыльями, а не птица. (Жук).
3. Длинноногий, длинношеий, длинноклювый,
Телом серый. А затылок голый красный,
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек, бестолковых попрыгушек. (Журавль).
- Ребята, вспомните как в загадке сказано о журавле?
(ответы детей должны быть произнесены четко)
- Следующее задание: «ЧИСТОГОВОРКИ»
Ужу-жу-жу- молока дадим ежу,
жа-жа-жа- есть иголки у ежа,
жи-жи-жи- здесь живут ежи,
же-же-же- дождь прошел уже,
жо-жо-жо - лужок, снежок, пирожок, творожок.
- Сейчас мы с вами немного отдохнем и поиграем в игру.
(дети подходят к воспитателю)
Игра «Найди картинку» (нужно найти картинку с изображением в котором есть звук «Ж»)
- Сейчас мы с вами будем читать по слогам, ( ставится картинки: «ЛЫЖИ», «ЖУК». Ниже картинок выкладываем буквы.)
- А сейчас перед вами длинное слово. Давайте его прочитаем. «СНЕ-ЖИН-КА» (дети читают па слогам)
Ребята сделайте анализ слова снежинка.
(сколько слогов, в каком слоге звук «Ж»).
- Следующее задание:
Послушайте потешку, и назовите слова со звуком «Ж».
«Дедушка Ежок, не ходи на бережок, там растаял снежок заливает лужок.
Ты промочишь ножки, красные сапожки.
(Ежок, бережок, снежок, лужок, ножки, сапожки.)
- Вот и подошло к концу наше занятие, вспомните пожалуйста, чем мы занимались на занятии.
(ответы детей.)
Занятие прошло хорошо, все правильно отвечали на вопросы, произносили звук «Ж». И в заключении послушайте музыку леса и луга, где кружит звук «Ж».
(звучит музыкальное произведение «Полет жука»).