Нестеренко Людмила
Конспект занятия по обучению грамоте с детьми 3–4 лет «Звук [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Весёлый язычок»
Задачи: упражнять детей в четкой артикуляции звука ш (изолированного, в звукосочетаниях); отрабатывать плавный выдох; побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью (по подражанию).
Ход занятия
1ч. Артикуляционная гимнастика
1.«Лошадка». Цель упражнения – активизация кончика языка, скажите ребё нку: «Давай изобразим, как скачет лошадка, цокает копытцами», покажите, как язык присасывается к нёбу, потом отрывается от него и при этом получается звук, похожий на топот копыт. Проследите, чтобы кончик языка поднимался прямо, не поворачиваясь, и щёлкая за верхними зубами;
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте с детьми 3–4 лет „Звук [Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
2.«Качели». Скажите ребё нку: «Высунь узкий язычок, тянись им попеременно то к носу, то к подбородку, рот не закрывай, повтори так 10-15 раз»;
3.«Вкусное варенье». Цель упражнения – улучшение подвижности мышцы языка (активизация). Вы предлагаете ребёнку, сидя рядом с ним перед зеркалом, представить, что вы с ним ели очень вкусное варенье: «Оно очень вкусное! У тебя испачкалась верхняя губа, давай-ка слижем варенье с верхней губы языком, вот так». Показывая ребёнку, как надо слизать варенье, Вы делаете движение широким языком по верхней губе сверху вниз, а не из стороны в сторону. «А теперь слижи варенье сам» (ребёнок повторяет);
4.«Почистим зубы». Цель упражнения - улучшение подвижности мышцы языка. Ребёнок сидит на стуле лицом к Вам. «Посмотри, как я буду чистить зубы (чистите языком верхние зубы с внутренней стороны). А теперь вместе почистим верхние зубы, чтобы они были чище, вот какие чистые зубы стали у нас». Язык должен скользить по внутренней поверхности зубов слева направо, рот открыт, губы улыбаются и видны зубы;
2ч. Артикуляционное упражнение, звук Ш
-ребята, кто это там шуршит? Идите сюда, посмотрите, это мышонок!
-спросите, как его зовут (дети спрашивают)
Мышонок:
-меня зовут Шушу!
(предлагаю повторить имя Коле, Данилу, Софии, Эмилии)
Мышонок: я не Сусу, а Шушу!
-ребята, чтобы правильно произнести имя мышонка, нужно потренировать язычок
(показываю и рассказываю, что нужно делать с язычком) :
Губы выдвигаем вперед, они похожи на бублик. А что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]? Язык поднимается к нёбу, за верхние зубы. Какой воздух теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим этот звук? Поднесите ладонь ко рту и проверьте.
(предлагаю ещё раз произнести имя мышонка)
Произносим чистоговорки в прямых и обратных слогах (хором и индивидуально)
ША- ша-ша – наша Шуша хороша!
ШО-шо-шо – нам с тобою хорошо!
ШУ-шу-шу- письмо Шуше напишу!
ШЫ-шы-шы – наши ручки хороши!
АШ-аш-аш – возьму карандаш
ЫШ-ыш-ыш –Шуша наш малыш
Физпауза «Ветер»
Ветер по лесу летал (руки вверх, раскачивают)
Ш-ш-ш
И мышонка догонял– ш-ш-ш
Ветви сильно раскачались (сильно раскачивают руки)
Ух-ух-ух!
И листочки испугались (взмахивают кистями рук)
Ш-ш-ш-ш
Задрожали, задрожали (быстро встряхивают кисти рук)
Ш-ш-ш,ш-ш-ш
Оторвались и упали – (плавно опускают руки)
(спрятали мышонка)
3ч. «Мышонок Шуша» (развитие координации движения руки, зрительного восприятия строки, Е. Бортникова)