Саблина Татьяна
Рекомендации родителям для организации совместной деятельности с детьми. Подготовка к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации родителям
для организации совместной деятельности с детьми
(подготовка к обучению грамоте)
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам вместе с детьми произвести звуковой анализ слов, познакомить детей с буквой Щ, щ, поупражняться в чтении слов с изученными буквами, закрепить умение обозначать звуковой состав слова буквами.
Публикация «Рекомендации родителям для организации совместной деятельности с детьми, Подготовка к обучению грамоте» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Консультации
- Темочки
Для этого Вам необходимо подготовить цветные карандаши (синего, зелёного и красного цветов, листок в клетку, простой карандаш. Фишки зеленого, синего, красного и сине – зеленого цвета. Красный кружок (для обозначения звонкости согласного). Буквы - щ. л, ч, у, ё, т, п, к, а.
Шаг 1.
Прочитайте стихотворение и попросите определить наиболее часто повторяющийся звук в стихотворении.
Щуку тощую с реки
Притащили рыбаки.
Щука хищная страшней,
Чем страшилище кощей.
(Е. Ефимовский.)
(Чаще всего в стихотворении повторяется звук [щ’]
Шаг 2.
Характеристика звука [щ’].
Обратите внимание ребёнка на фишки. Спросите, звук [щ’] гласный или согласный? Предложите ребёнку произнести звук [щ’] Есть ли преграда при произнесении звука [щ’]? Какая преграда встречается? (зубы, губы, язык). Значит звук [щ’] (согласный).
Затем, покажите ребенку синюю и зеленую фишки и предложите определить : твердый или мягкий этот согласный звук. Дети должны понять, что звук [щ’] мягкий.
Сообщите, что у этого звука в русском языке нет твердой пары.
Далее показываем ребенку зеленую фишку с красным кружком и просто зеленую фишку, предлагая определить звонкий это звук или глухой.
Правильный
ответ
ПРАВИЛЬНО! Это глухой, согласный звук.
Шаг 3.
Предложите ребёнку произнести звук [щ’], обращая внимание на его артикуляционную характеристику. Скажите: «Когда мы произносим звук [щ’] губы округлены и выпячиваются вперёд, язык чашечкой, по середине языка проходит тёплая струна, язык на [щ’], прижат плотнее, чем на [ш].
Просмотрите вместе с ребенком мультфильм «Уроки тетушки совы»
(пройдите по ссылке)
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=6975678439151913366&text=мультик%20про%20букву%20щ%20тетушка%20сова&path=wizard&parent-reqid=1586283192617224-981089641403168961600193-production-app-host-man-web-yp-249&redircnt=1586283216.1
Шаг 4
Предложите ребёнку внимательно прослушать стихотворение и сосчитайте сколько раз в нем прозвучит звук [щ’].
Щеткой чищу я щенка.
Щекочу ему бока.
Спросите у ребёнка, сколько раз повторялся звук [щ’], попросите назвать эти слова.
Шаг 4
Пройдя по ссылке, организуйте физкультурную - минутку, предложив ребёнку повторить движения за животными.
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=16019485641404374301&text=веселая%20физминутка%20с%20буквой%20щ&path=wizard&parent-reqid=1586284254444963-411276548413196805487286-production-app-host-vla-web-yp-110&redircnt=1586284761.1
Шаг 5
Скажите, ребёнку, что звук [щ’] обозначается буквой «ща» и покажите её изображение
Шаг 5
Звуко - буквенный анализ слова ЩЁТКА
Нам с вами понадобятся цветные карандаши и листочек в клеточку.
Транскрипция слова: [щ’отка]
щ — [щ’] — согласный, глухой непарный, мягкий (непарный, всегда произносится мягко, шипящий
ё— [о] — гласный, ударный
т — [т] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
к — [к] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
а — [а] — гласный, безударный
В слове 5 букв и 5 звуков.
ВНИМАНИЕ! Если вы затрудняетесь в определении гласных и согласных звуков, а также обозначение их цветом воспользуйтесь подсказкой. Помните! Звуки мы слышим и произносим, буквы читаем и пишем! После того как ко всем словам будут составлены схемы, попросите ребёнка объяснить написание гласных букв ( в русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [и], [ы], [э], которые на письме обозначаются буквами А, О, У, Ы, Э дают твёрдость предыдущим согласным звукам, а буквы Я, Ё, Ю, И, Е дают мягкость согласным звукам)
Шаг 6
А теперь разложите перед ребё нком буквы: (щ, л, ч, у, ё, т, п,к,а). Предложите ребёнку из букв составить слово щётка. Предложите ребёнку стать волшебником и слово «щётка» превратить в слово «щёлка». Полная цепочка такая: щётка –щёлка –щечка-щучка-щука-щёчка- щепка.
В процессе преобразования слов уточняйте их значение. Задавайте вопросы: «Ты знаешь, что такое щёлка?» и т. д.
Шаг 7
Учимся правильно писать печатную букву Щ
Шаг 8
Позанимаемся в наших рабочих тетрадях
Попросите ребёнка прочитать только те слова, которые начинаются на букву щ; потом только те слова, которые заканчиваются на букву щ; затем только те слова, в которых ударным является первый слог; и наконец слово, в котором ударным является второй слог.
Шаг 9
Попросите ребёнка составить и прочитать слова. При необходимости сообщит, кто такой щурёнок, — это детеныш щуки, маленькая щука. Если будут вопросы, объясните значение и других слов.