Светлана Крючина
Обучение грамоте. Конспект занятия «Знакомство с буквой Ю» (группа общеразвивающей направленности детей 5–6 лет)
▼ Скачать
Цель: познакомить детей с гласным звуком [ йу ], с буквой «Ю».
Задачи:
1. познакомить детей с йотированной функцией буквы Ю, она обозначает два звука – (Й) и (У).
2. Закреплять у детей умение проводить звуковой анализ слова.
3. Продолжать учить детей соотносить слова с моделью слова.
4. Воспитывать желание помогать другим.
Публикация «Обучение грамоте, Конспект занятия „Знакомство с буквой Ю“ (группа общеразвивающей направленности детей 5–6 лет)» размещена в разделах
- Буква Ю и звук [Ю]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я сегодня приглашаю вас в путешествие, где нас ждут интересные задания и занимательные игры. А чтобы у вас было хорошее настроение, давайте друг другу улыбнемся.
Встанем рядышком по кругу,
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень,
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся,
Утро доброе начнётся.
Проблемная ситуация.
Воспитатель: Ребята, сегодня в детский сад пришло видеописьмо. Давайте его прослушаем. (слайд)
Фея грамоты :
Мои дорогие друзья, я – Фея Грамоты хотела пригласить вас в гости, чтобы познакомить с новыми буквами и звуками. Но случилась неприятность. Колдунья Незнайкина похитила из моей волшебной азбуки букву «Ю».
И теперь, если эту букву не найти, то дети нашей страны не смогут читать. Помогите, пожалуйста, найти букву «Ю»
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Фее? Но прежде, чем отправиться в путь, давайте вспомним, из чего состоит наша речь?
Ответы детей : Речь состоит из слов, слова из слогов, а слоги из звуков.
Воспитатель: А какие бывают звуки?
Дети: гласные и согласные.
Воспитатель: Какие звуки мы называем гласными?
Ответы детей :
Воспитатель: Какие звуки мы называем согласными?
Воспитатель: Колдунья приготовила задания и вот первое
Буква Ю юлу крутила,
Чтобы Юля не грустила.
Юленька юлу взяла,
Завертелась в миг юла.
Воспитатель: Какая буква встречается здесь чаще других?
Ответ детей : (буква Ю).
Воспитатель: Значит, мы будем искать какую букву? (букву Ю).
Пройти детям на стулья.
Послушайте стихотворения о букве «ю».
Обруч с палочкой
Встречались,
Крепко за руки держались.
Чтобы О не укатилось
Крепко к столбику прибью
Ой, смотри-ка, что случилось?
Получилась буква… Ю (слайд)
Воспитатель: Давайте в воздухе напишем букву «Ю» (к столбику- ножке прибьём букву «О», получилась буква «Ю») .
Воспитатель: Буква «Ю» с секретом, в ней спрятались звуки, если произнести букву «Ю» ,то можно услышать, что она состоит из двух звуков. Произнесём вместе. Сколько мы слышим звуков?.
Ответ детей : Два. (спросить несколько детей)
Воспитатель: А какие звуки?
Ответ детей «й», «у».
Воспитатель: Придумайте слова, которые, начинаются на звук «Ю».
Ответ детей : (если дети затрудняются, то помощь воспитателя)
Воспитатель: (показ картинки Юла) Что это? Произнесите слово «Юла» по звукам (опрос детей). Сколько, слышите звуков? (опрос детей -4)
Сколько звуков в этом слове? Кто сможет посчитать.
Воспитатель: Варя, посчитаем сколько звуков? Какой ты слышишь первый звук? (ответ ребёнка). Правильно.
Воспитатель: Как ты, думаешь какой он? Он согласный или гласный?.
Ответ: Он согласный, мягкий и звонкий.
Воспитатель: Фишкой какого цвета будем его обозначать? (зелёной).
Правильно, потому что согласный, мягкий, звонкий звук обозначается зелёным.
Воспитатель: Какой второй ты слышишь звук?
Ответ детей : [У]
Воспитатель: Какой он?
Ответ детей : гласный.
Воспитатель: Какой фишкой его обозначим? (ответ ребёнка) Правильно, красной.
Воспитатель: Какой третий звук «Л»? (согласный, твердый). Какой фишкой отметим?
Воспитатель: Назови последний звук. Какой он? (ответ ребёнка). Правильно гласный. Какой фишкой отметим этот звук?.
Воспитатель: Какой секрет буквы «Ю» мы раскрыли? (ответ ребёнка) (буква «Ю» состоит из 2-х звуков).
Воспитатель: Кто так думает? (ответ детей).
Воспитатель: Молодцы, ребята, мы с вами разобрали слово «Юла» и узнали, что она состоит из 3 букв и 4 звуков.
Воспитатель:. Ребята, а теперь я вам предлагаю отдохнуть. И поиграть в игру «Ты-я». Вставайте в круг, я бросаю мяч и задаю вопрос, а вы отвечаете, что делаете, например; Ты читаешь – я читаю.
Плаваешь-
Рисуешь -
Прыгаешь-
Играешь -
Поёшь-
Бегаешь –
Танцуешь –
Стоишь-
Клеишь-
Воспитатель: Ребята, где в вашем ответе стояла буква «Ю»? (в конце)
Буква «Ю» может встречаться в разных частях слова.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам пройти за столы. У каждого из вас модели слов - схемы, вам необходимо подобрать модель к картинке, которые лежат у вас на столах. (самостоятельная деятельность детей).
Воспитатель: Обратите внимание на доску. Проверьте, правильно выполнено задание? Как, ты думаешь? (опрос детей, несколько)
Воспитатель: А теперь я предлагаю нам отдохнуть,
Физкультминутка.
Быстро встаньте.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Воспитатель: Ребята, если мы с вами справимся с последним заданием колдуньи, то найдём букву «Ю» - колдунья спрятала букву «Ю» в интересной мозаике. Найдите и раскрасьте фигуру с буквой «Ю» и раскрасьте её нужным цветом. Давайте произнесём звук «Ю», он поётся или нет (ответ детей)
Воспитатель: Если поётся, то это какой звук? (ответ детей - гласный).
Воспитатель: Возьмите карандаш нужного цвета и закрасьте букву «Ю».
Воспитатель: Ребята, а сейчас проверьте, друг у друга правильно ли вы сделали задание. Проверили. Все справились с заданием.
Ответ детей : Да все.
Воспитатель: Молодцы! А теперь пройдите все ко мне. Мы с вами выполнили все задания колдуньи, помогли фее. Фея вас хочет поблагодарить
Фея: Ребята, большое спасибо вам за помощь. Вы помогли найти букву «Ю» и теперь все дети нашей страны обязательно научатся читать.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, вы сегодня хорошо поработали. Спасибо вам. Расскажите своим друзьям и родителям об этом необычном путешествии.